English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Лицензионные пометы о JavaScript: Предпосылки и обоснование

Введение

Пользователи, просматривающие Всемирную паутину, в наши дни, как правило, выполняют огромные количества несвободных программ на своих компьютерах, нередко даже не зная об этом. Свободные программы успешно выполняют свою задачу на настольных компьютерах, частично благодаря защите авторским левом, которое гарантирует, что пользователям будут внятно говорить, когда конкретная программа предоставляет им свободу пользования, изучения, обмена и внесения изменений. Во Всемирной паутине браузеры получают и выполняют программу на JavaScript, даже не информируя пользователей ни о лицензии этой программы, ни об их свободах — или о том, как другие программы отказывают пользователям в свободе.

Для решения этой проблемы мы разработали программу LibreJS, которая распознает нетривиальные программы на JavaScript и проверяет их лицензию. Для работы программы нужно, чтобы лицензии были указаны так, что программа, у которой нет человеческого интеллекта, могла бы надежно это распознавать. Кроме того, все лицензии GNU для программ требуют от распространителей объявлять о лицензии программ, чтобы получатели знали свои права, и указывать, где найти исходный текст.

Простой способ указать лицензию — стилизованные комментарии в программах на JavaScript. Однако это может быть неудобно для минимизированных библиотечных файлов, так что мы разработали другой способ указать на их лицензии: лицензионные пометы о JavaScript.

Обоснование

Если условия лицензий свободных программ требуют, чтобы программа поставлялась с копией условий лицензии, а также доступом к исходному тексту, это почти всегда легко выполнить, когда программа распространяется по Всемирной паутине или другим каналам Интернета. Однако распространение программ на JavaScript, встроенных в сайты, осложняется двумя исключительными факторами: посетители обычно получают программы без явного запроса, а разработчики сайта могут доставить только единичный файл программы на JavaScript (так что они не могут, например, послать архивный файл, содержащий другие материалы, требуемые лицензией).

Сочетание этих проблем оставляет разработчикам сайтов мало очевидных способов предоставить дополнительный материал, требуемый лицензиями свободных программ. Простейшим решением было бы доставление программ на JavaScript только в виде исходных текстов, с полной копией лицензии в комментариях. Это было бы приемлемо на малых сайтах, но когда программы на JavaScript начинают представлять большой поток повторяющихся файлов, разработчики сайтов по понятным причинам не склонны выдавать так много данных. Наш метод дает им четкий адрес для доставки дополнительных лицензионных материалов, а посетителям — четкий адрес для их поиска, решая оба этих вопроса. Во-первых, он делает распространение программ видимым, предлагая “сведения о лицензиях программ на JavaScript” по ссылке. Указанная в ссылке страница предоставляет разработчикам сайта место, где они могут публиковать эти материалы; она достаточно заметна, но не мешает посетителям.

Возможность машинной обработки

Чтобы людям было легче блокировать несвободные программы на JavaScript в своих браузерах, наш метод достаточно детализирован, чтобы дополнительный модуль или другие программы могли найти таблицу сайта с лицензионными сведениями о программах на JavaScript, подтвердить, что на все эти программы распространяется известная свободная лицензия, получить исходный текст и подтвердить, что он соответствует оптимизированной программе на JavaScript, которая доставляется с сайта. Таким образом, посетители могут быстро и легко проверить, свободны эти программы или нет, и соответственно решить, хотят ли они выполнять их. LibreJS — дополнительный модуль для браузеров на основе Mozilla, помогающий пользователям избежать выполнения несвободных программ на JavaScript; в нем также будут реализованы эти проверки, чтобы усовершенствовать его характеристики.

Мы рассматривали применение другого формата, такого, как RDF, как основу для нашей системы, чтобы упростить эту задачу для программистов, дав им более подробные сведения в легко анализируемом формате. Однако нашей целью было сделать эти сведения доступными прежде всего для читателя-человека, а затем — для машины. Применение хорошо структурированного HTML позволило добиться оптимального соответствия этим приоритетам.

Дальнейшие шаги

Мы не говорим, что разработчики сайтов, предлагающие свободные программы на JavaScript, должны следовать этому конкретному методу, чтобы выполнить требования лицензий. Любая лицензия свободных программ ясно очерчивает свои собственные условия, и любой разработчик сайтов, желающий применять другой метод, чтобы удовлетворить этим условиям, вполне может это делать. Однако этот метод хорош тем, что он делает полные лицензионные сведения легко доступными для посетителей — проблема, которую до сих пор решить было нелегко — без ограничения возможности разработчиков сайта доставлять программы на JavaScript тем способом, который им представляется наилучшим.

Нам было бы крайне интересно услышать отзывы и предложения о других способах, которыми мы могли бы достигнуть тех же целей, делая в то же время систему более полезной для разработчиков сайта, его посетителей или специалистов, работающих над программами проверки лицензий. Если мы соберем достаточно предложений, чтобы опубликовать новый метод, значительно лучший, чем этот, мы его опубликуем. (Вот почему в этом методе применяется такой подробный идентификатор таблицы лицензионных сведений: чтобы дать программам возможность отличать этот метод от других, которые мы можем выстроить в будущем.) Если этот вопрос представляет для вас интерес, подпишитесь, пожалуйста, на список рассылки LibreJS и пошлите туда свои замечания и предложения. Мы с нетерпением ждем их от вас.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

JavaScript License Web Labels: Background and rationale

Introduction

Users browsing the Web nowadays typically run huge amounts of proprietary software on their computers, often unknowingly. Free software is succeeding on the desktop partly because of the copyleft protection guaranteeing users be told up front when a particular program is free for them to use, study, share, and modify. On the Web, browsers download and run JavaScript without ever informing users of the program's license or their freedoms — or how other programs deny users' freedoms.

To address this problem, we developed the LibreJS program which recognizes nontrivial JavaScript code and checks its license. Its functioning depends on specifying licenses in a way that a program which lacks human intelligence can reliably recognize. In addition, all GNU software licenses require distributors to state the license with the software, so recipients know their rights, and to say where to find the source code.

The simple way to specify the license is with a stylized comment in the JavaScript code. However, that can be inconvenient for minified library files, so we have developed another way to state their licenses: JavaScript web labels.

Rationale

Conditions in free software licenses to include a copy of the license terms and access to source code are almost always easy to follow when software is distributed through the Web or other Internet channels. However, distributing JavaScript embedded in Web sites is complicated by a couple of unique factors: visitors usually receive the software without expressly requesting it, and webmasters can only serve a single file of JavaScript code (so they can't, for example, send an archive file that includes other resources required by the license).

These issues combined leave webmasters with few obvious ways to provide additional material required by free software licenses. The simplest solution would be to serve only JavaScript in source code form, with a full copy of the license in its comments. That can be acceptable on smaller sites, but when JavaScript begins to represent a lot of repeat traffic, webmasters are understandably reluctant to serve so much data. Our method gives them a clear place to serve additional license resources—and visitors a clear place to look for it—by addressing both of these points. First, it makes the software distribution visible by offering “JavaScript license information” through a link. The linked page gives webmasters a space where they can publish those resources that's appropriately prominent but not confusing to visitors.

Machine readability

In order to make it easier for people to reject nonfree JavaScript in their browsers, our method is specific enough for a plug-in or other software to find the site's table of JavaScript license information, confirm that all of the JavaScript is under a known free license, download the source code, and confirm that it corresponds to the optimized JavaScript that's being served from the site. This way, visitors can quickly and conveniently check whether or not the JavaScript is free, and decide accordingly whether or not they want to run it. LibreJS is a plug-in for Mozilla-based browsers that helps users avoid running nonfree JavaScript, and it will implement these checks to enhance its capabilities.

We considered using another format like RDF as the basis for our system, in order to simplify this job for programmers by giving them more detailed information in an easily parsed format. However, our goal was to make this information accessible to human readers first, and machines second. Using well-structured HTML provided the best match with those priorities.

Next steps

We are not saying that webmasters that host free software JavaScript must follow this specific method to comply with the licenses. Every free software license clearly lays out its own conditions, and any webmaster who wants to use a different method that meets those conditions is welcome to do so. However, this method has the benefit of making full license information readily accessible to visitors—an issue that's been a struggle to address to date—without compromising webmasters' ability to serve JavaScript the way they feel is best.

We are very interested to hear feedback and suggestions about other ways we might accomplish the same goals, while making the system more useful for webmasters, site visitors, or developers working on license-checking software. If we get enough suggestions to publish a new method that's noticeably improved over this one, we'll do so. (That's why this method uses such a verbose identifier for the license information table: to allow software to distinguish this method from others we might craft in the future.) If this is an issue that you're interested in, please subscribe to the LibreJS mailing list, and write there with your comments and suggestions. We look forward to hearing from you.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top