English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Как выбрать лицензию для своей собственной работы

Введение

Нас часто спрашивают, какую лицензию мы рекомендуем для их проекта. Мы открыто писали об этом раньше, но сведения были разбросаны по разным очеркам, пунктам вопросов и ответов и пояснениям к лицензиям. В этой статье все эти сведения собраны в один источник, чтобы людям было легче следовать им и ссылаться на них.

Эти рекомендации касаются произведений, составленных для выполнения практических работ. Сюда относятся программы, документация и кое-что еще. Художественные произведения и произведения, выражающие точку зрения, представляют собой другой предмет; у проекта GNU нет общей позиции о том, как их следует выпускать, за исключением того, что должна быть возможность пользоваться ими без несвободных программ (в частности, без цифрового управления ограничениями). Однако вы могли бы следовать этим рекомендациям применительно к художественным произведениям, сопровождающим конкретную программу.

Приводимые ниже рекомендации применимы к лицензированию работ, которые вы создаете — это может быть доработка существующих работ или оригинальные новые работы. Вопрос комбинирования существующего материала под разными лицензиями в них не рассматривается. Если вам нужна помощь в этом вопросе, сверьтесь, пожалуйста с нашими ответами на вопросы о GPL.

Если вы захотите проконсультироваться после того, как прочтете наши рекомендации, вы можете написать по адресу <licensing@gnu.org>. Имейте в виду, что нашей группе лицензирования, вероятно, потребуется несколько недель, чтобы вам ответить; если вы не получили ответа в течение месяца, напишите, пожалуйста, еще раз.

Вклад в существующий проект

Когда вы делаете вклад в существующий проект, вам обычно следует выпускать свои измененные версии под той же лицензией, под которой выпущена первоначальная работа. Сотрудничество с разработчиками проекта — это хорошо, а применение другой лицензии для ваших доработок часто сильно затрудняет это сотрудничество. Вам следует применять другую лицензию, только когда есть веский довод, оправдывающий это.

Один из случаев, когда применение другой лицензии может быть оправдано — если вы вносите крупные изменения в работу под лицензией без авторского лева. Если версия, которую вы создали, значительно полезнее, чем первоначальная, то к вашей работе имеет смысл применить авторское лево — по тем же причинам, по которым мы обычно рекомендуем авторское лево. Если вы оказались в такой ситуации, следуйте, пожалуйста, нашим рекомендациям по лицензированию нового проекта.

Если вы по какой бы то ни было причине решаете выпускать свои доработки под другой лицензией, вы должны убедиться, что первоначальная лицензия позволяет использовать материал на условиях выбранной вами лицензии. Чтобы свести к минимуму влияние на других, укажите явно, какая лицензия распространяется на какие части работы.

Программы

Мы рекомендуем разные лицензии для разных проектов в зависимости, главным образом, от назначения программ. В целом мы рекомендуем применять лицензию с наиболее сильным авторским левом, которое не мешало бы назначению программ. В нашем очерке “Что такое авторское лево?” подробнее разъясняется понятие авторского лева и рассказывается, почему это, как правило, наилучшая стратегия лицензирования.

Есть только пара разновидностей проектов, в которых, как мы думаем, вообще не должно быть авторского лева. Первый — очень небольшие проекты. В качестве оценки мы применяем размер в 300 строк исходного текста пакета: когда исходный текст пакета короче, выгоды авторского лева обычно слишком малы, чтобы оправдать неудобства, связанные с необходимостью всегда сопровождать программу копией лицензии.

Второй — проекты, которые реализуют свободные стандарты, конкурирующие с несвободными стандартами, такие, как Огг Ворбис (который конкурирует с форматом звука MP3) и ВебМ (конкурирующий с видеоформатом MPEG-4). Для этих проектов широкое применение исходных текстов жизненно важно для содействия делу свободного программного обеспечения; оно приносит больше пользы, чем принесло бы помещение программ проекта под действие авторского лева.

В этих особых случаях, для которых авторское лево не подходит, мы рекомендуем версию 2.0 Лицензии Apache. Это либеральная незащитная лицензия программ, в которой есть условия, предотвращающие преследования со стороны вторичных разработчиков и распространителей за нарушение патентов. Это не делает программы нечувствительными к патентным угрозам, но это не не дает держателям патентов от “ловить на блесну”, когда они выпускают программы на свободных условиях, но требуют, чтобы получатели соглашались на выплаты или другие несвободные условия патентной лицензии.

Во всех прочих случаях мы рекомендуем ту или иную разновидность авторского лева. Если ваш проект является библиотекой и разработчики уже применяют развитую альтернативную библиотеку под несвободной или неограничительной лицензией, то мы рекомендуем Меньшую стандартную лицензию GNU (LGPL). В отличие от случая, обсуждавшегося выше, когда в проекте реализуется стандарт, широкое применение библиотеки само по себе здесь не достигает никакой особой цели, так что нет причины избегать авторского лева полностью. Однако если вы попросите разработчиков, применяющих вашу библиотеку, выпускать их работу под полным авторским левом, они просто станут пользоваться одной из доступных альтернатив, а это ничем не поможет нашему делу. Меньшая GPL была составлена, чтобы заполнить промежуток между этими случаями, позволив разработчикам несвободных программ пользоваться библиотекой под этой лицензией, но предоставляя слабое авторское лево, выгоды от которого могут получать пользователи, когда библиотеку используют они. Если вы хотите узнать подробнее о наших соображениях насчет этих случаев, прочтите статью “Почему вам не следует применять Меньшую GPL для своей следующей библиотеки”.

Если вероятно, что программы вашего проекта будут выполняться на сервере после того, как другие улучшат их, и взаимодействовать с пользователями по сети, и вас беспокоит, что в результате меньше разработчиков будут вносить вклад в публикуемые версии, то мы рекомендуем Стандартную общественную лицензию GNU Афферо (AGPL). Условия AGPL и GPL почти идентичны; единственное существенное различие состоит в том, что в AGPL есть дополнительное условие, написанное для того, чтобы гарантировать, что люди, пользующиеся программой по сети, смогут получить ее исходный текст. Это условие не решает всех проблем, которые могут возникнуть, когда пользователи проводят свои вычисления на сервере — оно не предохраняет пользователей от вреда, наносимого программами-услугами,— но оно делает для этого все, что можно сделать в лицензии. Подробнее об этих вопросах см. в статье “Почему GPL Афферо?”

Во всех других случаях мы рекомендуем вам применять для своего проекта последнюю версию Стандартной общественной лицензии GNU (GPL). Ее сильное авторское лево подходит ко всем видам программ и предусматривает многочисленные меры охраны свободы пользователей.

Документация

Для практических руководств, справочников и других крупных работ в сфере документации мы рекомендуем Лицензию свободной документации GNU (FDL). Это лицензия с сильным авторским левом для работ образовательного характера. Первоначально она была составлена для руководств по программам. Она включает в себя особые условия, которые решают обычные проблемы, возникающие при распространении и модификации таких работ.

Для кратких, второстепенных работ по документации, таких, как справочная карточка, лучше применять всеразрешающую лицензию GNU, поскольку копия GFDL едва ли могла бы разместиться на карточке. Не пользуйтесь CC-BY, поскольку она несовместима с GFDL.

Для страниц системы man мы рекомендуем GFDL, если страница длинная, и всеразрешающую лицензию GNU, если она короткая.

Иногда документация содержит исходный текст программ. Например, руководство по языку программирования может содержать примеры, которым могли бы следовать читатели. Эти тексты следует включать в руководство на условиях FDL, а также выпускать под другой лицензией, подходящей для программ. Это помогает облегчить применение текстов в других проектах. Мы рекомендуем вам помещать небольшие отрывки программ в общественное достояние с помощью CC0, а более крупные отрывки распространять под той же лицензией, которой пользуется связанный с руководством программный проект.

Прочие данные для программ

В этом разделе обсуждаются все прочие работы практического значения, которые вы могли бы присоединять к программам. В качестве примеров можно привести пиктограммы и другие функциональные и прикладные изображения, шрифты и географические данные. Вы также можете следовать им в отношении художественных произведений, хотя мы не стали бы вас упрекать, если вы этого не делаете.

Если вы создаете эти работы специально для применения в программах, мы в общем рекомендуем вам выпускать свою работу под той же лицензией, что и программы. Если вы пользуетесь лицензиями, которые мы рекомендуем, это не представляет затруднений: и GPLv3, и LGPLv3, и AGPLv3, и GPLv2 можно применять для любого рода работ — а не только для программ — которые могут быть объектами авторского права и для которых ясно, что такое форма, предпочтительная для внесения изменений. Применение той же самой лицензии поможет облегчить удовлетворение требований распространителями и снимает сомнения о возможных проблемах совместимости. Применение другой свободной лицензии может быть уместно, если это предоставляет некоторые особые практические выгоды — такие, как улучшение сотрудничества с другими свободными проектами.

Если ваша работа не создается для применения с конкретными программами или если использование той же лицензии, что и для программ, неуместно, то мы можем только порекомендовать вам выбрать подходящую для вашей работы лицензию с авторским левом. Некоторые из них перечислены в нашем списке лицензий. Если никакая лицензия не кажется особенно подходящей, то лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike является лицензией с авторским левом, которую можно использовать для множества разных видов работ.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

How to choose a license for your own work

This page is maintained by the Free Software Foundation's Licensing and Compliance Lab. You can support our efforts by making a donation to the FSF. Have a question not answered here? Check out some of our other licensing resources or contact the Compliance Lab at licensing@fsf.org.

Introduction

People often ask us what license we recommend they use for their project. We've written about this publicly before, but the information has been scattered around between different essays, FAQ entries, and license commentaries. This article collects all that information into a single source, to make it easier for people to follow and refer back to.

These recommendations are for works designed to do practical jobs. Those include software, documentation, and some other things. Works of art, and works that state a point of view, are different issues; the GNU Project has no general stand about how they should be released, except that they should all be usable without nonfree software (in particular, without DRM). However, you might want to follow these recommendations for art works that go with a particular program.

The recommendations apply to licensing a work that you create—whether that's a modification of an existing work, or a new original work. They do not address the issue of combining existing material under different licenses. If you're looking for help with that, please check our GPL FAQ.

After you see what we recommend here, if you'd like advice, you can write to <licensing@gnu.org>. Note that it will probably take a few weeks for the licensing team to get back to you; if you get no response in a month, please write again.

Contributing to an existing project

When you contribute to an existing project, you should usually release your modified versions under the same license as the original work. It's good to cooperate with the project's maintainers, and using a different license for your modifications often makes that cooperation very difficult. You should only do that when there is a strong reason to justify it.

One case where using a different license can be justified is when you make major changes to a work under a non-copyleft license. If the version you've created is considerably more useful than the original, then it's worth copylefting your work, for all the same reasons we normally recommend copyleft. If you are in this situation, please follow the recommendations below for licensing a new project.

If you choose to release your contributions under a different license for whatever reason, you must make sure that the original license allows use of the material under your chosen license. To minimize the impact on others, show explicitly which parts of the work are under which license.

Software

We recommend different licenses for different projects, depending mostly on the software's purpose. In general, we recommend using the strongest copyleft license that doesn't interfere with that purpose. Our essay “What is Copyleft?” explains the concept of copyleft in more detail, and why it is generally the best licensing strategy.

There are only a couple of kinds of projects that we think should not have any copyleft at all. The first is very small projects. We use 300 lines as our benchmark: when a software package's source code is shorter than that, the benefits provided by copyleft are usually too small to justify the inconvenience of making sure a copy of the license always accompanies the software.

The second is projects that implement free standards that are competing against proprietary standards, such as Ogg Vorbis (which competes against MP3 audio) and WebM (which competes against MPEG-4 video). For these projects, widespread use of the code is vital for advancing the cause of free software, and does more good than a copyleft on the project's code would do.

In these special situations where copyleft is not appropriate, we recommend the Apache License 2.0. This is a pushover (non-copyleft) software license that has terms to prevent contributors and distributors from suing for patent infringement. This doesn't make the software immune to threats from patents, but it does prevent patent holders from setting up a “bait and switch” where they release the software under free terms then require recipients to agree to nonfree terms in a patent license.

In all other cases, we recommend some kind of copyleft. If your project is a library, and developers are already using an established alternative library released under a nonfree license or a lax pushover license, then we recommend using the GNU Lesser General Public License (LGPL). Unlike the case discussed earlier where the project implements a standard, here adoption for its own sake will not accomplish any particular goal, so there's no reason to avoid copyleft entirely. However, if you ask developers who use your library to release their work under a full copyleft, they'll simply use one of the alternatives available, and that won't advance our cause either. The Lesser GPL was designed to fill the middle ground between these cases, allowing proprietary software developers to use the covered library, but providing a weak copyleft that benefits users when they do. If you want to learn more about our thinking in these cases, read “Why you shouldn't use the Lesser GPL for your next library”.

If your project could likely be run on a server after others improve it, interacting with its users over a network, and you're concerned that fewer developers will contribute to the released versions as a result, we recommend the GNU Affero General Public License (AGPL). The AGPL's terms are almost identical to the GPL's; the sole substantive difference is that it has an extra condition designed to ensure that people who use the software over a network will be able to get the source code for it. This condition doesn't address every problem that can arise when users do their computing on a server—it won't stop users from being harmed by Software as a Service—but it accomplishes as much as a license can. To learn more about these issues, read “Why the Affero GPL”.

In all other cases, we recommend that you use the most recent version of the GNU General Public License (GPL) for your project. Its strong copyleft is appropriate for all kinds of software, and includes numerous protections for users' freedom.

Documentation

We recommend the GNU Free Documentation License (GFDL) for tutorials, reference manuals and other large works of documentation. It's a strong copyleft license for educational works, initially written for software manuals, and includes terms which specifically address common issues that arise when those works are distributed or modified.

For short, secondary documentation works, such as a reference card, it is better to use the GNU all-permissive license, since a copy of the GFDL could hardly fit in a reference card. Don't use CC-BY, since it is incompatible with the GFDL.

For man pages, we recommend the GFDL if the page is long, and the GNU all-permissive license if it is short.

Some documentation includes software source code. For instance, a manual for a programming language might include examples for readers to follow. You should both include these in the manual under the FDL's terms, and release them under another license that's appropriate for software. Doing so helps make it easy to use the code in other projects. We recommend that you dedicate small pieces of code to the public domain using CC0, and distribute larger pieces under the same license that the associated software project uses.

Other data for programs

This section discusses all other works for practical use that you might include with software. To give you some examples, this includes icons and other functional or useful graphics, fonts, and geographic data. You can also follow them for art, though we wouldn't criticize if you don't.

If you are creating these works specifically for use with a software project, we generally recommend that you release your work under the same license as the software. There is no problem in doing so with the licenses we have recommended: GPLv3, LGPLv3, AGPLv3, and GPLv2 can all be applied to any kind of work—not just software—that is copyrightable and has a clear preferred form for modification. Using the same license as the software will help make compliance easier for distributors, and avoids any doubt about potential compatibility issues. Using a different free license may be appropriate if it provides some specific practical benefit, like better cooperation with other free projects.

If your work is not being created for use with a particular software project, or if it wouldn't be appropriate to use the same license as the project, then we only recommend that you choose a copyleft license that's appropriate for your work. We have some of these listed on our license list. If no license seems especially appropriate, the Creative Commons Attribution-ShareAlike license is a copyleft that can be used for many different kinds of works.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top