English [en]   català [ca]   français [fr]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]   Türkçe [tr]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Письмо в редакцию “Журнала доктора Добба”

Дорогая редакция,

Я уверен, вы не представляете себе всю иронию того, что вместе с Тимом О'Рейли вы причислили к “открытому исходному тексту” меня.

Если бы Комитет палаты неамериканской деятельности спросил меня: “Являетесь ли вы в настоящем или были ли вы когда-либо в прошлом сторонником движения за открытый исходный текст?” — я мог бы гордо и радостно ответить: “Нет”. С 1984 года я боролся за свободные программы — “свободные” от слова “свобода” (см. Манифест GNU, “Журнал доктора Добба”, сентябрь 1985 года).

Свободные программы означают, грубо говоря, что вы вольны изучать, что они делают, вольны править их, вольны перераспространять их и вольны публиковать улучшенные версии (подробности см. на http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html). Вы заслуживаете этих свобод; их заслуживает каждый. Я написал Стандартную общественную лицензию GNU (GNU GPL), предмет величайшего гнева Microsoft, чтобы защищать эти свободы для всех пользователей, в духе движения за свободные программы.

Годами позднее, в 1998 году, другая группа стала работать под вывеской “открытого исходного текста”. Они внесли вклад в сообщество свободного программного обеспечения в практическом отношении, но придерживаются совершенно других взглядов. Они усердно избегают вопросов свободы и принципа, который провозглашаем мы, участники движения за свободные программы; они обосновывают свои действия, ссылаясь только на краткосрочные практические выгоды.

Их заявленное определение термина “открытый исходный текст” несколько шире, чем определение свободных программ, таким образом, оно включает мою работу. Но описывать GNU GPL как “лицензию открытого исходного текста”, как это делали в Microsoft, более чем полунеправильно. В GNU GPL заключена твердая позиция движения за свободные программы; эта позиция не исходит от движения за открытый исходный текст. Я не сторонних движения за открытый исходный текст и никогда им не был.

В отличие от меня, Тим О'Рейли — один из столпов движения за открытый исходный текст, по крайней мере, судя по тому, что он говорит. Однако, если вы посмотрите на действия, а не на слова, то большинство руководств, публикуемых O'Reilly Associates, не может быть причислено к открытому исходному тексту, не говоря уже о свободных руководствах. Горсть свободных руководств представляет исключение. Он легко мог бы оправдаться перед Комитетом палаты неамериканской деятельности: “Да, я говорил об открытом исходном тексте, но я этого почти не делал”.

Если в будущем О'Рейли перейдет к продаже свободных (от слова “свобода”) книг, он мог бы стать истинным сторонником движения за свободные программы, или, по крайней мере, движения за открытый исходный текст. [Впоследствии, в 2001 году, издательство O'Reilly Associates опубликовало еще пару свободных книг. Мы благодарны за этот вклад в сообщество свободного программного обеспечения и с нетерпением ждем продолжения.]

Недавнее основание Европейского ФСПО и приближающееся учреждение ФСПО Индии делают движение за свободные программы сильнее, чем когда-либо. Не сваливайте нас, пожалуйста, в одну кучу с другим движением в нашем сообществе.

Искренне Ваш,

     Ричард Столмен, президент Фонда свободного программного обеспечения

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   català [ca]   français [fr]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   Türkçe [tr]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

BREAKING: Knocking Down The HACIENDA

GNU hackers opened the GHM by revealing the offensive HACIENDA global surveillance program for TWD, and how to knock it down with stealth TCP services! Watch it now! [more]

Letter to the Editor of Dr. Dobb's Journal

Dear Editor,

I am sure you don't realize how ironic it is to associate me and Tim O'Reilly with “open source”.

If the House Un-American Activities Committee asked me, “Are you now or have you ever been a supporter of the open source movement,” I could proudly and cheerfully say no. I've been campaigning since 1984 for free software—free as in freedom. (See the GNU Manifesto, Dr. Dobb's Journal, Sept. 1985.)

Free software means, roughly, that you are free to study what it does, free to change it, free to redistribute it, and free to publish improved versions. (See http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html for more details.) You deserve these freedoms; everyone deserves them. I wrote the GNU General Public License (GNU GPL), the target of Microsoft's greatest ire, to defend these freedoms for all users, in the spirit of the free software movement.

Years later, in 1998, another group began operating under the term “open source”. They have contributed to the free software community in practical ways, but they stand for very different views. They studiously avoid the issues of freedom and principle that we raise in the free software movement; they cite only short-term practical benefits as the reasons for what they do.

Their stated definition for the term “open source” is somewhat broader than free software, and thus includes my work. But describing the GNU GPL as an “open source license,” as Microsoft did, is more than half misleading. The GNU GPL embodies the firm philosophy of the free software movement; it doesn't come from the open source movement. I am not a supporter of the open source movement, and never have been.

Tim O'Reilly, by contrast, is a pillar of the open source movement, at least to hear him tell it. However, if you look at actions rather than words, most of the manuals published by O'Reilly Associates do not qualify as open source, let alone as free. The handful of free titles are exceptions. He could easily excuse himself to HUAC—“Yes, I talked about open source, but I didn't really do much of it.”

If O'Reilly moves to selling free-as-in-freedom books in the future, he could become a true supporter of the free software movement, or at least the open source movement. [Later in 2001, O'Reilly Associates published a couple of additional free books. We are grateful for this contribution to the free software community, and we look forward to more of the same.]

With the recent founding of FSF-Europe, and the coming inauguration of FSF-India, the free software movement is going stronger than ever. Please don't lump us in with the other movement in our community.

Sincerely,

     Richard Stallman President, Free Software Foundation

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top