English [en]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   русский [ru]   Shqip [sq]   українська [uk]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Свободные программы стали еще важнее

Ричард Столмен

Существенно отредактированная версия этой статьи была опубликована в Уайеред.

Чем вы можете помочь движению за свободные программы.

Тридцать лет прошло с начала движения за свободные программы, которое выступает за то, чтобы программы уважали свободу и сообщество пользователей. Мы называем такие программы “свободными” (подчеркивая, что мы говорим о свободе, а не стоимости). Некоторые несвободные программы, такие как Photoshop, очень дороги; другие, такие как Flash Player, доступны бесплатно — в любом случае они подчиняют своих пользователей власти владельца программы.

Многое с тех пор изменилось: у большинства людей (в развитых странах) теперь есть компьютеры (иногда их называют “телефонами”), с помощью которых они выходят в Интернет. Несвободные программы по-прежнему заставляют пользователей уступать контроль над своими вычислениями кому-то другому, но сейчас есть еще один способ потерять его: услуги-замены программ; это когда вы позволяете кому-то другому проводить вашу собственную вычислительную деятельность.

И несвободные программы, и услуги-замены программ могут шпионить за пользователем, сковывать пользователя, даже нападать на пользователя. Злоупотребления обычны в службах и несвободных программных продуктах, потому что у пользователей нет контроля. Это принципиальное различие: несвободные программы и услуги-замены программ контролируются каким-то другим лицом (как правило, корпорацией или государством), а у пользователей нет голоса. Свободные программы, напротив, передают контроль пользователям.

Почему этот контроль важен? Потому что свобода означает контроль над своей собственной жизнью. Если вы применяете программу в процессе своей жизнедеятельности, ваша свобода зависит от того, контролируете ли вы эту программу. Вы заслуживаете контроля над программами, которыми пользуетесь, тем более — когда вы применяете их для того, что в вашей жизни важно.

Для того, чтобы пользователи контролировали программу, требуется четыре важнейших свободы.

(0) Свобода выполнять программу как вам угодно, в любых целях.

(1) Свобода изучать “исходный текст” программы и править его, чтобы программа проводила ваши вычисления как вам угодно. Программы пишутся программистами на языках программирования (сочетающих естественные языки с алгеброй) — и это образует форму программы, которую называют “исходный текст”. Всякий, кто умеет программировать и у кого есть программа в форме исходного текста, может прочесть исходный текст и понять, как она работает, а также внести изменение. Когда все, что у вас есть — это исполняемая форма, последовательность чисел, которые компьютер эффективно выполняет, но которые человеку понимать крайне трудно, то разбираться в программе и править ее в этом виде трудно до невозможности.

(2) Свобода копировать и распространять свободные копии когда вам угодно. (Это не обязанность; вы делаете это по своему выбору. Если программа свободна, это не значит, что кто-то обязан предлагать вам копию или что вы обязаны предлагать копию ему. Распространение программы среди пользователей без свободы несправедливо по отношению к ним; однако решение не распространять программу — пользоваться ею частным порядком — не сопряжено с несправедливостью в отношении кого-либо.)

(3) Свобода копировать и распространять свои измененные версии когда вам угодно.

Первые две свободы означают, что каждый пользователь может осуществлять индивидуальный контроль над программой. Другие две свободы позволяют любой группе пользователей вместе осуществлять коллективный контроль над программой. Если есть все четыре свободы, пользователи полностью контролируют программу. Если хотя бы одной из них недостает, программа является несвободной.

Для практической деятельности применяются также другие виды произведений, в том числе рецепты приготовления блюд, такие образовательные произведения, как учебники, такие справочные произведения, как словари и энциклопедии, а также шрифты для отображения абзацев текста, электрические схемы, по которым люди делают аппаратуру, шаблоны для изготовления прикладных (не только декоративных) объектов на трехмерном принтере. Поскольку это не программы, движение за свободные программы, строго говоря, на них не распространяется; однако к ним применимы те же самые рассуждения, которые приводят к тому же самому выводу: эти произведения должны нести те же четыре свободы.

Свободная программа позволяет вам копаться в ней, чтобы заставить ее делать то, что вы хотите (или чтобы она прекратила делать то, что вам не по вкусу). Может быть, это звучит смешно, если вы привыкли к несвободным программам, опечатанному ящику, но в мире свободы это обычное дело; это хороший способ учиться программировать. Даже традиционному американскому развлечению, самодеятельной доработке автомобилей, мешает то, что машины теперь содержат несвободные программы.

Несправедливость несвободных программ

Если пользователи не контролируют программу, программа контролирует пользователей. Если программа несвободна, есть какое-то лицо, “владелец” программы, которое контролирует программу — и таким образом осуществляет власть над ее пользователями. Несвободная программа — иго, орудие несправедливой власти.

В возмутительных случаях (хотя такие случаи стали вполне обычными) несвободные программы составляют так, чтобы они шпионили за пользователями, ограничивали их, подвергали цензуре и злоупотребляли ими. Например, операционная система ай-штучек Apple делает все это, как и Windows на портативных устройствах с процессорами ARM. В Windows, встроенных программах мобильных телефонов и Google Chrome для Windows есть универсальный черный ход, который позволяет некоторой компании удаленно изменять программы, не спрашивая разрешения. В Amazon Kindle есть черный ход для удаления книг.

С целью покончить с несправедливостью несвободных программ движение за свободные программы разрабатывает свободные программы с тем, чтобы пользователи могли освободить себя. Мы приступили к этому в 1984 году, разрабатывая свободную операционную систему GNU. Сегодня GNU работает на миллионах компьютеров, главным образом в виде комбинации GNU/Linux.

Передача программы пользователям без свободы несправедлива по отношению к ним; однако решение не распространять программу не сопряжено с несправедливостью в отношении кого-либо. Если вы пишете программу и пользуетесь ею частным порядком, это не делает другим ничего плохого (вы упускаете возможность сделать добро, но это не то же самое, что делать зло). Таким образом, когда мы говорим, что все программы должны быть свободны, мы подразумеваем, что каждая копия должна приходить с четырьмя свободами, но не подразумеваем, что у кого-то есть обязанность предлагать вам копию.

Несвободные программы и услуги-замены программ

Несвободные программы были первым способом, которым компании могли отнять у людей контроль над вычислениями. Сегодня есть другой способ под названием услуга-замена программ. Это значит, что вы даете чужому серверу решать ваши собственные вычислительные задачи.

Услуга-замена программ не означает, что программы на сервере несвободны (хотя часто так и есть). Однако пользование ею приводит к тем же несправедливостям, что и пользование несвободной программой: это две дороги в одно и то же нехорошее место. Возьмем в качестве примера такой услуги службу перевода: пользователь посылает текст на сервер, а сервер переводит его (скажем, с английского на испанский) и отсылает перевод пользователю. Так вот, выполнение перевода находится под контролем оператора сервера, а не пользователя.

Если вы пользуетесь услугой-заменой программ, оператор сервера контролирует ваши вычисления. Это требует вверять все участвующие в обработке данные оператору сервера, которого будут также принуждать показывать их государству — так кого же, в конце концов, этот сервер обслуживает?

Первичные и вторичные несправедливости

Когда вы пользуетесь несвободными программами или услугами-заменами программ, прежде всего вы поступаете дурно с самим собой, потому что это дает какому-то лицу несправедливую власть над вами. Вы должны уйти от этого ради самих себя. Это также означает несправедливость в отношении других, если вы обещаете не обмениваться. Держать такое обещание — зло, а не сдержать его — меньшее зло; чтобы быть по-настоящему честным, вам вообще не следует давать этого обещания.

Есть случаи, когда пользование несвободными программами оказывает прямое давление, под которым другие делают то же. Характерный пример — Skype: когда один человек пользуется несвободной программой-клиентом Skype, от другого человека тоже требуется пользоваться этой программой — таким образом оба уступают свою свободу (эта же проблема есть у Google Hangouts). Пользоваться такими программами нельзя даже предлагать. Мы должны отказываться от пользования такими программами даже на короткий срок, даже на чужом компьютере.

Другой вред от применения несвободных программ и услуг-замен программ заключается в том, что это вознаграждает агрессора, поощряя дальнейшее развитие этой программы или “службы” и подводя в свою очередь еще большее число людей под пяту компании.

Все формы косвенного вреда усиливаются, когда пользователь представляет собой общественное учреждение или учебное заведение.

Свободные программы и государство

Общественные органы существуют для народа, а не сами для себя. Когда они проводят вычисления, они делают это для народа. Их обязанность — поддерживать полный контроль над этими вычислениями, чтобы они могли гарантировать, что они проводятся для народа должным образом (в этом состоит вычислительный суверенитет государства). Они никогда не должны допускать, чтобы контроль над государственными вычислениями попал в частные руки.

Чтобы поддерживать контроль над народными вычислениями, общественные органы не должны делать это с помощью несвободных программ (программ, контролируемых кем-либо, кроме государства). И они не должны доверять вычисления службам, запрограммированным и управляемым кем-то, отличным от государства, поскольку это была бы услуга-замена программы.

В одном жизненно важном случае у несвободной программы нет вообще никакой защиты — при защите от ее разработчика. А разработчик может помогать другим обходить меры безопасности. Microsoft показывает ошибки в Windows НАБ (государственному агентству цифрового шпионажа США), перед тем как их исправить. Мы не знаем, поступает ли так же Apple, но эта компания находится под таким же давлением государства, как и Microsoft. Если правительство любой другой страны пользуется такими программами, это ставит под угрозу национальную безопасность. Вы хотите, чтобы НАБ взломала компьютеры вашего правительства?См. наши рекомендации по государственной политике поддержки свободных программ.

Свободные программы и образование

Школы (т.е. вся образовательная деятельность) оказывают влияние на будущее общества посредством того, чему они учат. Они должны обучать исключительно свободным программам, чтобы использовать свое влияние во благо. Обучать несвободной программе — все равно что прививать зависимость, а это идет вразрез с задачами образования. Обучая пользоваться свободными программами, школы будут направлять общество к свободному будущему и помогать талантливым программистам овладеть этим мастерством.

Они будут вырабатывать у учащихся привычку сотрудничать, помогать другим. В каждом классе должно быть правило: “Учащиеся! Этот класс — место, где мы обмениваемся своими знаниями. Если вы приносите в класс программу, вы не можете держать ее при себе — вы должны обмениваться копиями с остальным классом — в том числе исходным текстом программы на случай, если кто-то еще захочет изучить его. Стало быть, приносить в класс несвободные программы не позволено, кроме как для обратной разработки этих программ”.

Разработчики несвободных программ хотели бы, чтобы мы наказывали учащихся, у которых в душе достаточно добра, чтобы обмениваться программами, и пресекать действия тех, кто достаточно любознателен и хочет изменить программы. Это плохое образование. Более подробно о применении свободных программ в школах говорится на http://www.gnu.org/education/.

Свободные программы: не просто “преимущества”

Меня часто просят описать “преимущества” свободных программ. Но слово “преимущества” слишком слабо, когда речь идет о свободе. Жизнь без свободы — угнетение, и к вычислительной технике это относится так же, как и к любой другой деятельности в нашей жизни. Мы должны отказываться передавать владельцам программ или вычислительных услуг контроль над вычислениями, которые мы проводим. Это правильно из эгоистических соображений; но не только из эгоистических.

В свободу входит свобода сотрудничества с другими. Отказ людям в этой свободе означает, что их оставляют беспомощными, а это начало системы угнетения их. Мы, члены сообщества свободного программного обеспечения, очень хорошо знаем о том, как важна свобода сотрудничества, поскольку наша работа состоит в организованном сотрудничестве. Если знакомая приходит к вам в гости и видит, что вы пользуетесь программой, она может попросить копию. Программа, которая не дает вам себя перераспространять или заявляет, что вам этого “не полагается”, антисоциальна.

В вычислительной технике сотрудничество подразумевает перераспространение точных копий программы среди других пользователей. Оно подразумевает также распространение среди них версий с вашими изменениями. Свободные программы поощряют эти формы сотрудничества, в то время как несвободные программы их запрещают. Они запрещают перераспространение копий, а отказывая пользователям в исходном тексте, они не дают им вносить изменения. Услуги-замены программ приводят к тому же: если ваши вычисления проводятся в сети на чужом сервере, чужой копией программы, то вы не можете заглянуть в нее, потрогать программу, которая проводит ваши вычисления, так что вы не можете ни перераспространять, ни изменять ее.

Заключение

Мы заслуживаем контроля над своими собственными вычислениями; как нам завоевать этот контроль? Отказом от несвободных программ на компьютерах, которыми мы владеем или регулярно пользуемся, и отказом от услуг-замен программ. Разработкой свободных программ (для тех из нас, кто умеет программировать). Отказом развивать несвободные программы или услуги-замены программ, а также содействовать им. Распространением этих идей в обществе.

Вместе с тысячами пользователей мы делаем это с 1984 года, и именно поэтому у нас теперь есть свободная операционная система GNU/Linux, которой может пользоваться каждый — и программист, и непрограммист. Вступайте в наши ряды в качестве программиста или активиста. Сделаем свободными всех пользователей компьютеров!

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   русский [ru]   Shqip [sq]   українська [uk]  

Free Software Is Even More Important Now

by Richard Stallman

A substantially edited version of this article was published in Wired.

Suggested ways you can help the free software movement.

It is 30 years since the launch of the Free Software Movement which campaigns for software to respect the users' freedom and community. We call such software “free” and “libre” (we use that word to emphasize that we're talking about freedom, not price). Some proprietary programs, such as Photoshop, are very expensive; others, such as Flash Player, are available gratis—either way, they subject their users to the program owner's power.

Much has changed since the beginning: most people, in advanced countries, now own computers (sometimes called “phones”) and connect to the Internet with them. Nonfree software still makes the users surrender control over their computing to someone else, but now there is another way to lose it: Service as a Software Substitute, or SaaSS, which means letting someone else's server do your own computing activities.

Both nonfree software and SaaSS can spy on the user, shackle the user, and even attack the user. Abuses are common in services and proprietary software products because the users are not in charge. That's the fundamental difference: nonfree software and SaaSS are controlled by some other entity (typically a corporation or a state), and the users have no say. Free software, by contrast, puts the users in control.

Why does this control matter? Because freedom means having control over your own life. If you use a program to carry out activities in your life, your freedom depends on your having control over the program. You deserve to have control over the programs you use, and all the more so when you use them for something important in your life.

Users' control over the program requires four essential freedoms.

(0) The freedom to run the program as you wish, for whatever purpose.

(1) The freedom to study the program's “source code”, and change it, so the program does your computing as you wish. Programs are written by programmers in a programming language—like English combined with algebra—and that form of the program is the “source code”. Anyone who knows programming, and has the program in source code form, can read the source code, understand its functioning, and change it too. When all you get is the executable form, a series of numbers that are efficient for the computer to run but extremely hard for a human being to understand, understanding and changing the program in that form are forbiddingly hard.

(2) The freedom to make and distribute exact copies when you wish. (It is not an obligation; doing this is your choice. If the program is free, that doesn't mean someone has an obligation to offer you a copy, or that you have an obligation to offer him a copy. Distributing a program to users without freedom mistreats them; however, choosing not to distribute the program—using it privately—does not mistreat anyone.)

(3) The freedom to make and distribute copies of your modified versions, when you wish.

The first two freedoms mean each user can exercise individual control over the program. With the other two freedoms, any group of users can together exercise collective control over the program. With all four freedoms, the users fully control the program. If any of them is missing or inadequate, the program is proprietary (nonfree), and unjust.

Other kinds of works are also used for practical activities, including recipes for cooking, educational works such as textbooks, reference works such as dictionaries and encyclopedias, fonts for displaying paragraphs of text, circuit diagrams for hardware for people to build, and patterns for making useful (not merely decorative) objects with a 3D printer. Since these are not software, the free software movement strictly speaking doesn't cover them; but the same reasoning applies and leads to the same conclusion: these works should carry the four freedoms.

A free program allows you to tinker with it to make it do what you want (or cease do to something you dislike). Tinkering with software may sound ridiculous if you are accustomed to proprietary software as a sealed box, but in the Free World it's a common thing to do, and a good way to learn programming. Even the traditional American pastime of tinkering with cars is obstructed because cars now contain nonfree software.

The Injustice of Proprietariness

If the users don't control the program, the program controls the users. With proprietary software, there is always some entity, the “owner” of the program, that controls the program—and through it, exercises power over its users. A nonfree program is a yoke, an instrument of unjust power.

In outrageous cases (though this outrage has become quite usual) proprietary programs are designed to spy on the users, restrict them, censor them, and abuse them. For instance, the operating system of Apple iThings does all of these, and so does Windows on mobile devices with ARM chips. Windows, mobile phone firmware, and Google Chrome for Windows include a universal back door that allows some company to change the program remotely without asking permission. The Amazon Kindle has a back door that can erase books.

With the goal of ending the injustice of nonfree software, the free software movement develops free programs so users can free themselves. We began in 1984 by developing the free operating system GNU. Today, millions of computers run GNU, mainly in the GNU/Linux combination.

Distributing a program to users without freedom mistreats those users; however, choosing not to distribute the program does not mistreat anyone. If you write a program and use it privately, that does no wrong to others. (You do miss an opportunity to do good, but that's not the same as doing wrong.) Thus, when we say all software must be free, we mean that every copy must come with the four freedoms, but we don't mean that someone has an obligation to offer you a copy.

Nonfree Software and SaaSS

Nonfree software was the first way for companies to take control of people's computing. Nowadays, there is another way, called Service as a Software Substitute, or SaaSS. That means letting someone else's server do your own computing tasks.

SaaSS doesn't mean the programs on the server are nonfree (though they often are). Rather, using SaaSS causes the same injustices as using a nonfree program: they are two paths to the same bad place. Take the example of a SaaSS translation service: The user sends text to the server, and the server translates it (from English to Spanish, say) and sends the translation back to the user. Now the job of translating is under the control of the server operator rather than the user.

If you use SaaSS, the server operator controls your computing. It requires entrusting all the pertinent data to the server operator, which will be forced to show it to the state as well—who does that server really serve, after all?

Primary And Secondary Injustices

When you use proprietary programs or SaaSS, first of all you do wrong to yourself, because it gives some entity unjust power over you. For your own sake, you should escape. It also wrongs others if you make a promise not to share. It is evil to keep such a promise, and a lesser evil to break it; to be truly upright, you should not make the promise at all.

There are cases where using nonfree software puts pressure directly on others to do likewise. Skype is a clear example: when one person uses the nonfree Skype client software, it requires another person to use that software too—thus both surrender their freedom. (Google Hangouts have the same problem.) It is wrong even to suggest using such programs. We should refuse to use them even briefly, even on someone else's computer.

Another harm of using nonfree programs and SaaSS is that it rewards the perpetrator, encouraging further development of that program or “service”, leading in turn to even more people falling under the company's thumb.

All the forms of indirect harm are magnified when the user is a public entity or a school.

Free Software and the State

Public agencies exist for the people, not for themselves. When they do computing, they do it for the people. They have a duty to maintain full control over that computing so that they can assure it is done properly for the people. (This constitutes the computational sovereignty of the state.) They must never allow control over the state's computing to fall into private hands.

To maintain control of the people's computing, public agencies must not do it with proprietary software (software under the control of an entity other than the state). And they must not entrust it to a service programmed and run by an entity other than the state, since this would be SaaSS.

Proprietary software has no security at all in one crucial case — against its developer. And the developer may help others attack. Microsoft shows Windows bugs to the NSA (the US government digital spying agency) before fixing them. We do not know whether Apple does likewise, but it is under the same government pressure as Microsoft. If the government of any other country uses such software, it endangers national security. Do you want the NSA to break into your government's computers? See our suggested policies for governments to promote free software.

Free Software and Education

Schools (and this includes all educational activities) influence the future of society through what they teach. They should teach exclusively free software, so as to use their influence for the good. To teach a proprietary program is to implant dependence, which goes against the mission of education. By training in use of free software, schools will direct society's future towards freedom, and help talented programmers master the craft.

They will also teach students the habit of cooperating, helping other people. Each class should have this rule: “Students, this class is a place where we share our knowledge. If you bring software to class, you may not keep it for yourself. Rather, you must share copies with the rest of the class—including the program's source code, in case someone else wants to learn. Therefore, bringing proprietary software to class is not permitted except to reverse engineer it.”

Proprietary developers would have us punish students who are good enough at heart to share software and thwart those curious enough to want to change it. This means a bad education. See http://www.gnu.org/education/ for more discussion of the use of free software in schools.

Free Software: More Than “Advantages”

I'm often asked to describe the “advantages” of free software. But the word “advantages” is too weak when it comes to freedom. Life without freedom is oppression, and that applies to computing as well as every other activity in our lives. We must refuse to give the owners of the programs or computing services control over the computing we do. This is the right thing to do, for selfish reasons; but not solely for selfish reasons.

Freedom includes the freedom to cooperate with others. Denying people that freedom means keeping them divided, which is the start of a scheme to oppress them. In the free software community, we are very much aware of the importance of the freedom to cooperate because our work consists of organized cooperation. If your friend comes to visit and sees you use a program, she might ask for a copy. A program which stops you from redistributing it, or says you're “not supposed to”, is antisocial.

In computing, cooperation includes redistributing exact copies of a program to other users. It also includes distributing your changed versions to them. Free software encourages these forms of cooperation, while proprietary software forbids them. It forbids redistribution of copies, and by denying users the source code, it blocks them from making changes. SaaSS has the same effects: if your computing is done over the web in someone else's server, by someone else's copy of a program, you can't see it or touch the software that does your computing, so you can't redistribute it or change it.

Conclusion

We deserve to have control of our own computing; how can we win this control? By rejecting nonfree software on the computers we own or regularly use, and rejecting SaaSS. By developing free software (for those of us who are programmers.) By refusing to develop or promote nonfree software or SaaSS. By spreading these ideas to others.

We and thousands of users have done this since 1984, which is how we now have the free GNU/Linux operating system that anyone—programmer or not—can use. Join our cause, as a programmer or an activist. Let's make all computer users free.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top