English [en]   العربية [ar]   Česky [cs]   Deutsch [de]   español [es]   فارسی [fa]   français [fr]   Bahasa Indonesia [id]   italiano [it]   한국어 [ko]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
30% (160к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Свобода или власть?

Брэдли М. Кун и Ричард М. Столмен

Свободолюбие — это любовь к другим; властолюбие — это любовь к себе.
-- Уильям Хэзлитт

Мы, участники движения за свободное программное обеспечение, стоим за свободу пользователей программ. Мы сформировали свои взгляды, рассуждая о том, какие свободы необходимы для приличной жизни и дают возможность полезным программам воспитывать сообщество доброй воли, сотрудничества и взаимопомощи. Наши критерии свободы программ определяют свободы, которые нужны пользователям программы, чтобы они могли сотрудничать в сообществе.

Мы стоим за свободу как для программистов, так и для других пользователей. Большинство из нас — программисты, и мы хотим свободы как для себя, так и для вас. Но каждый из нас пользуется программами, написанными другими, и мы хотим свободы, когда пользуемся этими программами, а не только тем, что мы написали сами. Мы стоим за свободу для всех пользователей, программируют ли они часто, изредка или вообще никогда.

Однако есть так называемая “свобода”, которую мы не поддерживаем — это “свобода выбирать какую вам угодно лицензию для программ, которые вы пишете”. Мы отвергаем это, потому что в действительности это дает власть, а не свободу.

Это различие, которое часто упускают из виду, жизненно важно. Свобода — это возможность принимать решения, которые касаются главным образом вас самих; власть — это возможность принимать решения, которые больше касаются других, чем вас. Если мы будем смешивать эти понятия, нам не удастся отстоять настоящую свободу.

Делать программу несвободной значит применять власть. Авторское право сегодня предоставляет разработчикам программ эту власть, так что они, и только они, выбирают правила, которые налагают на всех других — относительно небольшое число людей принимает основные программные решения за всех пользователей, как правило, путем отказа им в свободе. Когда пользователи лишены свобод, определяющих свободные программы, они не знают, что делает программа, не могут проверить лазейки, не могут отслеживать возможные вирусы и другие вредоносные программы, не могут узнать, какие личные данные передаются (или прекратить эту передачу, даже если они все-таки узнают). Если программа выходит из строя, они не могут наладить ее; они должны ждать, пока разработчик воспользуется своей властью делать это. Если программа — это просто не совсем то, что им нужно, они — в тупике. Они не могут помочь друг другу улучшить ее.

Разработчиками несвободных программ часто являются предприятия. Мы, участники движения за свободное программное обеспечение, не противостоим предпринимательству, но мы знаем, что бывает, когда у предприятия по разработке программ есть “свобода” налагать произвольные правила на пользователей программ. Microsoft — яркий пример того, как отрицание свобод пользователей может вести к прямому вреду, но это не единственный пример. Даже когда монополии нет, несвободные программы вредят обществу. Выбор хозяев — это не свобода.

Обсуждение прав и правил для программ часто было сосредоточено только на интересах программистов. Не так много людей в мире программирует постоянно, и еще меньше людей владеет предприятиями по разработке несвободных программ. Но весь развитый мир сейчас нуждается в программах и пользуется ими, так что разработчики программ сейчас контролируют, как он живет, работает, общается и развлекается. Лозунг “свобода выбора (только для разработчиков)” оставляет в стороне этические и политические вопросы.

Если “программа — это закон”(1), то вопрос, который встает перед нами в действительности — кто должен контролировать программы, которыми вы пользуетесь,— вы или горстка избранных? Мы убеждены, что вы вправе контролировать программы, которыми пользуетесь, и назначение свободных программ — передать вам этот контроль.

Мы убеждены: решать, что делать с программами, которыми вы пользуетесь, должны вы; однако сегодняшний закон говорит другое. Современное авторское право дает нам власть над пользователями наших программ, нравится нам это или нет. Нравственный ответ на это положение — провозгласить свободу для каждого пользователя, точно так же, как “Билль о правах” был предложен, чтобы употребить власть государства на обеспечение свободы каждого гражданина. Именно для этого предназначена Стандартная общественная лицензия GNU: она передает вам контроль над тем, как вы применяете программу, в то же время защищая вас от тех, кому хотелось бы получить контроль над вашими решениями.

По мере того, как все больше и больше пользователей осознает, что программа — это закон, и начинает чувствовать, что они тоже заслуживают свободы, они приходят к пониманию важности свобод, которые мы отстаиваем, точно так же, как все больше и больше пользователей начинает ценить практические достоинства свободных программ, которые мы разработали.

Примечания

Уильям Дж. Митчел, “Город бит: Пространство, место, информационное шоссе” (Кембридж, штат Массачусетс: МИТ Пресс, 1995), cтр. 111, цитируется Лоренсом Лессигом в книге “Программы и другие законы киберпространства, версия 2.0” (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк NY: Бейсик Букс, 2006), стр. 5.

Этот очерк опубликован в книге Свободные программы, свободное общество: Избранные очерки Ричарда М. Столмена.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   العربية [ar]   Česky [cs]   Deutsch [de]   español [es]   فارسی [fa]   français [fr]   Bahasa Indonesia [id]   italiano [it]   한국어 [ko]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
29% (155K)
Count me in

Freedom or Power?

by Bradley M. Kuhn and Richard M. Stallman

The love of liberty is the love of others; the love of power is the love of ourselves.
-- William Hazlitt

In the free software movement, we stand for freedom for the users of software. We formulated our views by looking at what freedoms are necessary for a good way of life, and permit useful programs to foster a community of goodwill, cooperation, and collaboration. Our criteria for free software specify the freedoms that a program's users need so that they can cooperate in a community.

We stand for freedom for programmers as well as for other users. Most of us are programmers, and we want freedom for ourselves as well as for you. But each of us uses software written by others, and we want freedom when using that software, not just when using our own code. We stand for freedom for all users, whether they program often, occasionally, or not at all.

However, one so-called freedom that we do not advocate is the “freedom to choose any license you want for software you write.” We reject this because it is really a form of power, not a freedom.

This oft overlooked distinction is crucial. Freedom is being able to make decisions that affect mainly you; power is being able to make decisions that affect others more than you. If we confuse power with freedom, we will fail to uphold real freedom.

Making a program proprietary is an exercise of power. Copyright law today grants software developers that power, so they and only they choose the rules to impose on everyone else—a relatively small number of people make the basic software decisions for all users, typically by denying their freedom. When users lack the freedoms that define free software, they can't tell what the software is doing, can't check for back doors, can't monitor possible viruses and worms, can't find out what personal information is being reported (or stop the reports, even if they do find out). If it breaks, they can't fix it; they have to wait for the developer to exercise its power to do so. If it simply isn't quite what they need, they are stuck with it. They can't help each other improve it.

Proprietary software developers are often businesses. We in the free software movement are not opposed to business, but we have seen what happens when a software business has the “freedom” to impose arbitrary rules on the users of software. Microsoft is an egregious example of how denying users' freedoms can lead to direct harm, but it is not the only example. Even when there is no monopoly, proprietary software harms society. A choice of masters is not freedom.

Discussions of rights and rules for software have often concentrated on the interests of programmers alone. Few people in the world program regularly, and fewer still are owners of proprietary software businesses. But the entire developed world now needs and uses software, so software developers now control the way it lives, does business, communicates, and is entertained. The ethical and political issues are not addressed by the slogan of “freedom of choice (for developers only).”

If “code is law,” (1) then the real question we face is: who should control the code you use—you, or an elite few? We believe you are entitled to control the software you use, and giving you that control is the goal of free software.

We believe you should decide what to do with the software you use; however, that is not what today's law says. Current copyright law places us in the position of power over users of our code, whether we like it or not. The ethical response to this situation is to proclaim freedom for each user, just as the Bill of Rights was supposed to exercise government power by guaranteeing each citizen's freedoms. That is what the GNU General Public License is for: it puts you in control of your usage of the software while protecting you from others who would like to take control of your decisions.

As more and more users realize that code is law, and come to feel that they too deserve freedom, they will see the importance of the freedoms we stand for, just as more and more users have come to appreciate the practical value of the free software we have developed.

Footnotes

William J. Mitchell, City of Bits: Space, Place, and the Infobahn (Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995), p. 111, as quoted by Lawrence Lessig in Code and Other Laws of Cyberspace, Version 2.0 (New York, NY: Basic Books, 2006), p. 5.

This essay is published in Free Software, Free Society: The Selected Essays of Richard M. Stallman.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top