English [en]   català [ca]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   עברית [he]   日本語 [ja]   한국어 [ko]   polski [pl]   română [ro]   русский [ru]   српски [sr]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Почему на страницах сайта GNU нет файлов GIF

Насколько нам известно, в наши дни нет особой патентной угрозы формату GIF: срок действия патентов, которые применялись для нападения на GIF, истек. Тем не менее эта статья будет оставаться актуальной до тех пор, пока программы можно будет запрещать с помощью патентов, поскольку такого же рода вещи могли бы случиться в любой области вычислений. См. правила нашего сайта относительно GIF и наши указания по поддержке страниц сайта.

На сайте GNU нет файлов GIF из-за патентов компаний Unisys и IBM на алгоритм сжатия LZW, который применяется при создании файлов GIF. Из-за этих патентов у нас не может быть свободных программ для создания правильных файлов GIF. Их действие также распространяется на программу compress; именно поэтому GNU не пользуется ни этой программой, ни ее форматом.

Unisys и IBM подали заявки на патенты в 1983 году. Unisys (и, возможно, IBM) подали заявки на эти патенты в нескольких странах. Там, где мы смогли провести поиск по базе данных патентов, последний из их сроков действия, кажется, завершается 1 октября 2006 года(1). До этого каждый, кто выпустит программу для создания файлов GIF, вероятно, пойдет под суд. У нас нет никаких оснований полагать, что правообладатели проиграют такой процесс.

Если бы мы выпустили такую программу, Unisys и IBM, возможно, сочли бы более мудрым (с точки зрения формирования общественного мнения) не преследовать такую некоммерческую организацию, как ФСПО. Вместо этого они могли бы преследовать пользователей программы, в том числе компании, которые распространяют программы GNU. Мы считаем, что с нашей стороны было бы безответственно допускать такое.

Многие полагают, что компания Unisys разрешила распространять свободные программы для создания файлов в формате GIF. К сожалению, это не совсем то, что сделала Unisys. Вот что Unisys в действительности заявила об этом в 1995 году:

Unisys не требует ни лицензирования, ни платы за некоммерческие бесприбыльные приложения на основе GIF, в том числе для применения в сетевых службах. Тот же самый принцип распространяется на разработчиков программ для сети Интернет. Unisys не будет преследовать за непреднамеренные нарушения со стороны разработчиков при выпуске версий продуктов для Интернета до 1995 года. Компания не требует ни лицензирования, ни платы за некоммерческие бесприбыльные предложения в Интернете, в том числе “бесплатные программы”.

К сожалению, это не распространяется на свободные программы, которые можно использовать в такой свободной операционной системе, как GNU. Это также не имеет никакого отношения к применению алгоритма LZW в других целях, например, для сжатия файлов. Вот почему мы считаем, что все равно лучше отказаться от этого алгоритма и перейти на такие альтернативы, как GNU Gzip и формат PNG.

Коммерческое распространение свободных программ имеет очень большое значение, и мы хотим, чтобы систему GNU в целом распространяли коммерчески. Это значит, что мы не можем добавить программу, генерирующую файлы GIF (во всяком случае, на условиях Unisys).

Фонд свободного программного обеспечения — некоммерческая организация, так что, строго говоря, наша выручка от продажи компакт-дисков не является “прибылью”. Может быть, это значит, что мы могли бы записать программу для работы с GIF на наш компакт-диск и заявить, что мы действуем согласно разрешению Unisys — а может быть, и нет. Но поскольку мы знаем, что другие распространители GNU не смогли бы включить эту программу, то такое добавление было бы не очень полезно.

Вскоре после того, как Unisys сделала свое заявление, когда вся сеть была совершенно уверена, что Unisys дала разрешение на свободные программы, генерирующие GIF, мы написали в юридический отдел Unisys и попросили разъяснить эти вопросы. Ответа мы не получили.

Даже если бы Unisys действительно разрешила генерировать GIF свободными программами, нам все равно пришлось бы иметь дело с патентом IBM. Патенты как IBM, так и Unisys распространяются на одно и то же “изобретение” — алгоритм сжатия LZW. (Возможно, это следствие ошибки со стороны Бюро патентов и товарных знаков США, известного своей некомпетентностью и неверными решениями.)

Другой вопрос — декодирование GIF. Патенты и Unisys, и IBM составлены так, что они не распространяются на программу, которая может только распаковывать формат LZW, а сжимать не может. Следовательно, мы можем и будем включать поддержку отображения файлов GIF в программы GNU.

В такой ситуации мы все же могли бы размещать файлы GIF на страницах нашего сайта, если бы мы хотели. Многие с радостью создали бы их для нас, и мы не пошли бы под суд за файлы GIF на нашем сервере.

Но мы полагаем, что если мы не можем распространять программы, чтобы люди могли как следует генерировать файлы GIF, то мы не должны принуждать других работать с такими программами для нас. Кроме того, если мы не можем предоставить программы GNU для генерации файлов GIF, то мы должны рекомендовать альтернативу. Мы сами должны использовать альтернативу, которую мы рекомендуем.

В 1999 году Unisys выступила с заявлением на предмет своего патента:

К Unisys часто обращались с вопросом, требуется ли лицензия Unisys, чтобы пользоваться программами, реализующими LZW, полученными по сети из Интернета или из других источников. Ответ прост. Во всех случаях требуется письменное лицензионное соглашение или постановление, подписанное действительным представителем Unisys, для всякого использования, продажи или распространения любых программ (включая так называемые “бесплатные программы”) и/или оборудования с функцией преобразования LZW (например, программ, полученных по сети).

Этим заявлением Unisys пытается взять назад сказанное в 1995 году, когда они частично предоставили патент обществу. Законность такого хода сомнительна.

Еще одна проблема состоит в том, что патенты на LZW — и патенты на вычислительные идеи вообще — ущемляют свободу программистов вообще, и всем программистам нужно вместе работать над защитой программ от патентов.

Итак, даже если мы могли бы найти решение, которое позволило бы сообществу свободного программного обеспечения генерировать GIF, это в действительности не было бы решением (во всяком случае, решением всей проблемы). Проблему может решить переход на новый формат и отказ от дальнейшего применения GIF.

Соответственно, мы не применяем GIF, и мы надеемся, что вы тоже не будете им пользоваться.

Можно делать несжатые изображения, которые будут вести себя, как GIF, то есть их можно будет декодировать программами, которые декодируют формат GIF. Это можно делать без нарушения патентов. Такие изображения в псевдоGIF в некоторых случаях полезны.

Также можно создавать файлы GIF, пользуясь незапатентованным кодированием количества повторяющихся символов, но это не позволяет достичь сжатия, ожидаемого обычно в GIF.

Мы решили не использовать такие файлы псевдоGIF на своем сайте, потому что они не являются удовлетворительным решением проблемы сообщества. Они работают, но они очень велики. В действительности для сайтов нужен незапатентованный формат со сжатием, а не большие файлы псевдоGIF.

Формат PNG является таким незапатентованным форматом со сжатием. Мы надеемся, что он получит широкую поддержку; тогда мы будем его использовать. Версии изображений этого сервера в формате PNG у нас есть.

Подробнее о патентных проблемах GIF см. на странице GIF Лиги свободы программирования. На этой странице можно найти более подробные сведения о проблеме патентов на программы вообще.

Есть библиотека libungif, которая читает файлы GIF и записывает несжатые файлы GIF, чтобы обойти патент Unisys.

http://burnallgifs.org — сайт, призывающий не применять файлы GIF на вашем сайте.

Примечание:

1. Мы смогли провести поиск по патентным базам данных США, Канады, Японии, а также Европейского Союза. В США срок действия патента Unisys закончился 20 июня 2003 года, в Европе — 18 июня 2004 года, в Японии — 20 июня 2004 года, а в Канаде — 7 июля 2004 года. В США срок действия патента IBM закончился 11 августа 2006 года. Правовой центр свободы программного обеспечения утверждает, что после 1 октября 2006 года не останется ни одной существенной запатентованной особенности, препятствующей применению файлов GIF без анимации.

Файлы GIF с анимацией — это другая история. Мы не знаем, какие патенты могли бы распространяться на них. Однако мы не слышали об угрозах, связанных с применением GIF с анимацией. Патенты могут угрожать любым программам, но у нас нет причин считать, что положение GIF с анимацией особо опасно — нет особой причины обходить их стороной.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   català [ca]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   עברית [he]   日本語 [ja]   한국어 [ko]   polski [pl]   română [ro]   русский [ru]   српски [sr]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
26% (137K)
Count me in

Why There Are No GIF Files on GNU Web Pages

There is no special patent threat to GIF format nowadays as far as we know; the patents that were used to attack GIF have expired. Nonetheless, this article will remain pertinent as long as programs can be forbidden by patents, since the same sorts of things could happen in any area of computing. See our web site policies regarding GIFs, and our web guidelines.

There are no GIFs on the GNU web site because of the patents (Unisys and IBM) covering the LZW compression algorithm which is used in making GIF files. These patents make it impossible to have free software to generate proper GIFs. They also apply to the compress program, which is why GNU does not use it or its format.

Unisys and IBM both applied for patents in 1983. Unisys (and perhaps IBM) applied for these patents in a number of countries. Of the places whose patent databases we were able to search, the latest expiration date seems to be 1 October 2006. 1 Until then, anyone who releases a free program for making GIF files is likely to be sued. We don't know any reason to think that the patent owners would lose these lawsuits.

If we released such a program, Unisys and IBM might think it wiser (for public relations reasons) not to sue a charity like the FSF. They could instead sue the users of the program, including the companies who redistribute GNU software. We feel it would not be responsible behavior for us to set up this situation.

Many people think that Unisys has given permission for distributing free software to make GIF format. Unfortunately that is not what Unisys has actually done. Here is what Unisys actually said about the matter in 1995:

Unisys does not require licensing, or fees to be paid, for non-commercial, non-profit GIF-based applications, including those for use on the on-line services. Concerning developers of software for the Internet network, the same principle applies. Unisys will not pursue previous inadvertent infringement by developers producing versions of software products for the Internet prior to 1995. The company does not require licensing, or fees to be paid for non-commercial, non-profit offerings on the Internet, including “Freeware”.

Unfortunately, this doesn't permit free software which can be used in a free operating system such as GNU. It also does not permit at all the use of LZW for other purposes such as compression of files. This is why we think it is still best to reject LZW, and switch to alternatives such as GNU Gzip and PNG.

Commercial redistribution of free software is very important, and we want the GNU system as a whole to be redistributed commercially. This means we can't add a GIF-generating program to GNU, not under the Unisys terms.

The Free Software Foundation is a non-commercial, non-profit organization, so strictly speaking the income from our sales of CD-ROMs is not “profit”. Perhaps this means we could include a GIF program on our CD-ROM and claim to be acting within the scope of the Unisys permission—or perhaps not. But since we know that other redistributors of GNU would be unable to include it, doing this would not be very useful.

Shortly after Unisys made its announcement, when the net in general was reassured thinking that Unisys had given permission for free GIF-generating software, we wrote to the Unisys legal department asking for clarification of these issues. We did not receive a response.

Even if Unisys really did give permission for free software to generate GIFs, we would still have to deal with the IBM patent. Both the IBM and the Unisys patents cover the same “invention”—the LZW compression algorithm. (This could reflect an error on the part of the US Patent and Trademark Office, which is famous for incompetence and poor judgment.)

Decoding GIFs is a different issue. The Unisys and IBM patents are both written in such a way that they do not apply to a program which can only uncompress LZW format and cannot compress. Therefore we can and will include support for displaying GIF files in GNU software.

Given this situation, we could still include GIF files in our web pages if we wanted to. Many other people would be happy to generate them for us, and we would not be sued for having GIF files on our server.

But we feel that if we can't distribute the software to enable people to generate GIF files properly, then we should not have other people run such software for us. Besides, if we can't provide software in GNU to generate GIF files, we have to recommend an alternative. We ourselves should use the alternative that we recommend.

In 1999, Unisys had the following to say about the issue of their patent:

Unisys has frequently been asked whether a Unisys license is required in order to use LZW software obtained by downloading from the Internet or from other sources. The answer is simple. In all cases, a written license agreement or statement signed by an authorized Unisys representative is required from Unisys for all use, sale or distribution of any software (including so-called “freeware”) and/or hardware providing LZW conversion capability (for example, downloaded software).

With this statement, Unisys is trying to take back what they said in 1995 when they gave parts of the patent to the public. The legality of such a move is questionable.

A further issue is that the LZW patents—and computational idea patents in general—are an offense against the freedom of programmers generally, and all programmers need to work together to protect software from patents.

So even if we could find a solution to enable the free software community to generate GIFs, that isn't really a solution, not for the problem as a whole. The solution is switching to another format and not using GIF any more.

Therefore, we don't use GIF, and we hope you won't use it either.

It is possible to make non-compressed images that act like GIFs, in that they work with programs that decode GIF format. This can be done without infringing patents. These pseudo-GIFs are useful for some purposes.

It is also possible to create GIFs using a patent-free run length encoding but this doesn't achieve the compression that one normally expects in a GIF.

We decided not to use these pseudo-GIFs on our web site because they are not a satisfactory solution to the community's problem. They work, but they are very large. What the web needs is a patent-free compressed format, not large pseudo-GIFs.

The PNG format is a patent-free compressed format. We hope it will become widely supported; then we will use it. We do provide PNG versions of most of the images on this server.

For more information about the GIF patent problems, see the League for Programming Freedom GIF page. Through that page you can find more information about the problem of software patents in general.

There is a library called libungif that reads gif files and writes uncompressed gifs to circumvent the Unisys patent.

http://burnallgifs.org is a web site devoted to discouraging the use of GIF files on the web.

Footnote:

1. We were able to search the patent databases of the USA, Canada, Japan, and the European Union. The Unisys patent expired on 20 June 2003 in the USA, in Europe it expired on 18 June 2004, in Japan the patent expired on 20 June 2004 and in Canada it expired on 7 July 2004. The U.S. IBM patent expired 11 August 2006. The Software Freedom Law Center says that after 1 October 2006, there will be no significant patent claims interfering with the use of static GIFs.

Animated GIFs are a different story. We do not know what patents might cover them. However, we have not heard reports of threats against use of animated GIFs. Any software can be threatened by patents, but we have no reason to consider animated GIFs to be in particular danger — no particular reason to shun them.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top