English [en]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
26% (138к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Заявление ФСПО по делу SCO против IBM

Эбен Моглен

25 июня 2003 года

Процесс, начатый группой SCO против IBM, привел к многочисленным обращениям в адрес ФСПО с просьбой прокомментировать ситуацию. Фонд воздерживался от выпуска официальных комментариев процесса, потому что сообщалось только об обвинениях, выдвинутых со стороны истца; комментарий о непроверенных обвинениях был бы, скорее всего, преждевременным. Однако большее беспокойство, чем сам процесс, вызвали публичные заявления представителей SCO, которые безответственно высказывали сомнения в законности свободных программ как таковых. Эти заявления требуют ответа.

В иске SCO утверждается, что компания IBM нарушила договорные обязательства между этими двумя компаниями, а также что IBM включила информацию, составляющую коммерческую тайну, об устройстве операционной системы Unix, в то, что SCO обычно называет “Linux”. Это последнее заявление недавно было расширено во внесудебных заявлениях работников и должностных лиц SCO до утверждений о том, что “Linux” включает материал, скопированный из Unix в нарушение авторских прав SCO. Обвинение в этом деянии содержалось в письмах, открыто разосланных группой SCO в 1500 известнейших компаний мира и предостерегавших от применения свободных программ по причине возможной ответственности за нарушения.

Принципиально важно разъяснить определенные недоразумения, рассеять которые ораторы SCO не выказали желания. Прежде всего, группа SCO употребляла название “Linux” в значении “все свободные программы” или “все свободные программы, составляющие операционную систему типа Unix”. Это недоразумение, от которого Фонд свободного программного обеспечения предостерегал в прошлом, приводит к путанице, которую фонд часто предсказывал. “Linux” — название ядра, чаще всего применяемого в свободных программных системах. Но операционная система в целом содержит множество других компонентов, некоторые из которых — продукты проекта GNU, работающего под эгидой фонда, другие написаны в других местах и опубликованы под лицензиями свободных программ; все это в целом составляет GNU, свободную операционную систему, над которой мы работаем с 1984 года. Приблизительно половина компонентов GNU является работами, авторские права на которые принадлежат Фонду свободного программного обеспечения, в том числе компилятор Си GCC, отладчик GDB, библиотека Си Glibc, командный интерпретатор BASH, кроме прочих существенных частей. Сочетание GNU и ядра Linux дает систему GNU/Linux, которая широко применяется на различной аппаратуре и которая взятая в целом дублирует функции, когда-то выполнявшиеся только операционной системой Unix.

Беспорядочное употребление названий группой SCO делает неясным основание ее заявлений: утверждает ли SCO, что коммерческая тайна компании AT&T, из недр которой вышла Unix и наследницей которой после ряда промежуточных сделок стала SCO, была включена компанией IBM в ядро, Linux, или в части GNU? Если в Linux, то это не оправдывает широких утверждений, в которых известнейшие 1500 компаний предостерегаются от применения свободных программ или программ GNU вообще. Если, с другой стороны, SCO заявляет, что GNU содержит какую бы то ни было коммерческую тайну или материал, на который распространяется авторское право, из Unix, то это почти наверняка неверно. Соразработчики проекта GNU обещают следовать правилам, устанавливаемым для проекта Фондом свободного программного обеспечения, в которых сказано — кроме прочего — что соразработчики не должны вступать в соглашения о неразглашении технической информации, относящейся к их работе над программами GNU, и что они не должны ни сверяться, ни пользоваться какими бы то ни было исходными текстами несвободных программ, в том числе конкретно Unix. У фонда нет оснований полагать, что GNU содержит какой-либо материал, в отношении которого у SCO или кого-то другого могли бы быть справедливые притязания, связанные с коммерческой тайной или авторскими правами. Соразработчики могли бы искажать факты в своих договорах о передаче авторских прав, но если не рассматривать заведомого искажения фактов соразработчиком, чего, насколько известно фонду, до сих пор никогда не случалось, то практически не правдоподобно, чтобы наш надзор за свободой наших свободных программ потерпел неудачу. Фонд отмечает, что, несмотря на крикливые заявления служащих SCO, фонд не подвергался судебным преследованиям, и что SCO, несмотря на наши запросы, не указала ни на одну из работ, авторские права на которые принадлежат фонду,— в том числе все изменения, внесенные в ядро компанией IBM для применения с вычислительными центрами IBM S/390, права на которые IBM передала фонду,— которая, по заверениям SCO, нарушает каким бы то ни было образом ее права.

Более того, есть простые причины, по которым требования SCO, касающиеся обвинений в адрес ядра или других свободных программ, вероятно, не будут удовлетворены. Что касается ее обвинений в нарушении коммерческой тайны, а только такие обвинения в действительности выдвинуты в иске против IBM, то остается очевидным фактом, что SCO годами распространяла копии ядра, Linux, в составе свободных программных систем GNU/Linux. Эти системы распространялись группой SCO в полном соответствии с GPL, а следовательно, включали полный исходный текст. Так что сама SCO долгое время публиковала в ходе своей регулярной деловой практики материал, который, как она заявляет, содержит ее коммерческую тайну. Нет просто никакого юридического основания, на котором SCO могла бы призывать других к ответственности за разглашение коммерческой тайны в отношении материала, который она сама широко публиковала в ходе коммерческой деятельности на условиях лицензии, которая явным образом разрешала неограниченное копирование и распространение.

Этот самый факт является неустранимым препятствием на пути заявления SCO о том, что “Linux” нарушает авторские права SCO на исходный текст Unix. Авторское право, как неоднократно подчеркивал Верховный суд Соединенных Штатов, распространяется на выражения, а не на идеи. Авторское право ограничивает не то, как программа работает, а только конкретный язык, которым выражена эта функциональность. Программа, написанная с нуля так, чтобы выражать функцию существующей программы новым способом, не нарушает авторских прав первоначальной программы. GNU и Linux дублируют некоторые аспекты функциональности Unix, но представляют собой независимые корпуса, а не копии существующих выражений. Но даже если бы SCO могла показать, что некоторые части ее исходных текстов Unix были скопированы в ядро, обвинение в нарушении авторских прав будет безрезультатно, потому что сама SCO распространяла ядро под GPL. Делая это, SCO разрешила всем и везде копировать, изменять и перераспространять эти программы. Теперь SCO не может повернуть назад и доказать, что она продавала людям программы под GPL, гарантируя их право копировать, изменять и перераспространять все, что туда входило, но что она каким-то образом не дала разрешения на копирование и перераспространение какого-либо материала, авторские права на который принадлежали им самим и который содержался в тех программах.

В свете этих фактов публичные заявления SCO выглядят в лучшем случае безответственными недоразумениями. SCO получила изрядную прибыль от труда разработчиков свободных программ по всему миру. Ее нынешние публичные заявления представляют собой чрезвычайное злоупотребление принципами сообщества свободного программного обеспечения участником, который использовал всю нашу работу к своей собственной экономической выгоде. Фонд свободного программного обеспечения призывает SCO отказаться от своих недальновидных и безответственных заявлений и немедленно отделить свои деловые разногласия с IBM от своего долга и обязанностей в отношении сообщества свободного программного обеспечения.


Эбен Моглен — генеральный советник и член совета директоров ФСПО.

Другие тексты, связанные с SCO.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   русский [ru]  

FSF Statement on SCO v. IBM

by Eben Moglen

June 25, 2003

The lawsuit brought by the SCO Group against IBM has generated many requests for comment by FSF. The Foundation has refrained from making official comments on the litigation because only the plaintiff's allegations have been reported; comment on unverified allegations would ordinarily be premature. More disturbing than the lawsuit itself, however, have been public statements by representatives of SCO, which have irresponsibly suggested doubts about the legitimacy of free software overall. These statements require response.

SCO's lawsuit asserts that IBM has breached contractual obligations between the two companies, and also that IBM has incorporated trade secret information concerning the design of the Unix operating system into what SCO calls generally “Linux.” This latter claim has recently been expanded in extra-judicial statements by SCO employees and officers to include suggestions that “Linux” includes material copied from Unix in violation of SCO's copyrights. An allegation to this effect was contained in letters apparently sent by SCO to 1500 of the world's largest companies warning against use of free software on grounds of possible infringement liability.

It is crucial to clarify certain confusions that SCO's spokesmen have shown no disposition to dispel. In the first place, SCO has used “Linux” to mean “all free software,” or “all free software constituting a Unix-like operating system.” This confusion, which the Free Software Foundation warned against in the past, is here shown to have the misleading consequences the Foundation has often predicted. “Linux” is the name of the kernel most often used in free software systems. But the operating system as a whole contains many other components, some of them products of the Foundation's GNU Project, others written elsewhere and published under free software licenses; the totality is GNU, the free operating system on which we have been working since 1984. Approximately half GNU's components are copyrighted works of the Free Software Foundation, including the C-compiler GCC, the GDB debugger, the C library Glibc, the bash shell, among other essential parts. The combination of GNU and the Linux kernel produces the GNU/Linux system, which is widely used on a variety of hardware and which taken as a whole duplicates the functions once only performed by the Unix operating system.

SCO's confusing use of names makes the basis of its claims unclear: has SCO alleged that trade secrets of Unix's originator, AT&T—of which SCO is by intermediate transactions the successor in interest—have been incorporated by IBM in the kernel, Linux, or in parts of GNU? If the former, there is no justification for the broad statements urging the Fortune 1500 to be cautious about using free software, or GNU programs generally. If, on the other hand, SCO claims that GNU contains any Unix trade secret or copyrighted material, the claim is almost surely false. Contributors to the GNU Project promise to follow the Free Software Foundation's rules for the project, which specify—among other things—that contributors must not enter into non-disclosure agreements for technical information relevant to their work on GNU programs, and that they must not consult or make any use of source code from non-free programs, including specifically Unix. The Foundation has no basis to believe that GNU contains any material about which SCO or anyone else could assert valid trade secret or copyright claims. Contributors could have made misrepresentations of fact in their copyright assignment statements, but failing willful misrepresentation by a contributor, which has never happened so far as the Foundation is aware, there is no significant likelihood that our supervision of the freedom of our free software has failed. The Foundation notes that despite the alarmist statements SCO's employees have made, the Foundation has not been sued, nor has SCO, despite our requests, identified any work whose copyright the Foundation holds—including all of IBM's modifications to the kernel for use with IBM's S/390 mainframe computers, assigned to the Foundation by IBM—that SCO asserts infringes its rights in any way.

Moreover, there are straightforward legal reasons why SCO's assertions concerning claims against the kernel or other free software are likely to fail. As to its trade secret claims, which are the only claims actually made in the lawsuit against IBM, there remains the simple fact that SCO has for years distributed copies of the kernel, Linux, as part of GNU/Linux free software systems. Those systems were distributed by SCO in full compliance with GPL, and therefore included complete source code. So SCO itself has continuously published, as part of its regular business, the material which it claims includes its trade secrets. There is simply no legal basis on which SCO can claim trade secret liability in others for material it widely and commercially published itself under a license that specifically permitted unrestricted copying and distribution.

The same fact stands as an irrevocable barrier to SCO's claim that “Linux” violates SCO's copyright on Unix source code. Copyright, as the United States Supreme Court has repeatedly emphasized, covers expressions, not ideas. Copyright on source code covers not how a program works, but only the specific language in which the functionality is expressed. A program written from scratch to express the function of an existing program in a new way does not infringe the original program's copyright. GNU and Linux duplicate some aspects of Unix functionality, but are independent bodies, not copies of existing expressions. But even if SCO could show that some portions of its Unix source code were copied into the kernel, the claim of copyright infringement would fail, because SCO has itself distributed the kernel under GPL. By doing so, SCO licensed everyone everywhere to copy, modify, and redistribute that code. SCO cannot now turn around and argue that it sold people code under GPL, guaranteeing their right to copy, modify and redistribute anything included, but that it somehow did not license the copying and redistribution of any copyrighted material of their own which that code contained.

In the face of these facts, SCO's public statements are at best misleading and irresponsible. SCO has profited handily from the work of free software contributors throughout the world. Its current public statement constitute a gross abuse of the principles of the free software community, by a participant who has employed all our work for its own economic benefit. The Free Software Foundation calls upon SCO to retract its ill-advised and irresponsible statements, and to proceed immediately to separate its commercial disagreements with IBM from its obligations and responsibilities to the free software community.


Eben Moglen is General Counsel to FSF, and serves on its board of directors.

Other Texts to Read related to SCO.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top