Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Заявление ФСПО по делу SCO против IBM

25 июня 2003 года

Процесс, начатый группой SCO против IBM, привел к многочисленным обращениям в адрес ФСПО с просьбой прокомментировать ситуацию. Фонд воздерживался от выпуска официальных комментариев процесса, потому что сообщалось только об обвинениях, выдвинутых со стороны истца; комментарий о непроверенных обвинениях был бы, скорее всего, преждевременным. Однако большее беспокойство, чем сам процесс, вызвали публичные заявления представителей SCO, которые безответственно высказывали сомнения в законности свободных программ как таковых. Эти заявления требуют ответа.

В иске SCO утверждается, что компания IBM нарушила договорные обязательства между этими двумя компаниями, а также что IBM включила информацию, составляющую коммерческую тайну, об устройстве операционной системы Unix, в то, что SCO обычно называет “Linux”. Это последнее заявление недавно было расширено во внесудебных заявлениях работников и должностных лиц SCO до утверждений о том, что “Linux” включает материал, скопированный из Unix в нарушение авторских прав SCO. Обвинение в этом деянии содержалось в письмах, открыто разосланных группой SCO в 1500 известнейших компаний мира и предостерегавших от применения свободных программ по причине возможной ответственности за нарушения.

Принципиально важно разъяснить определенные недоразумения, рассеять которые ораторы SCO не выказали желания. Прежде всего, группа SCO употребляла название “Linux” в значении “все свободные программы” или “все свободные программы, составляющие операционную систему типа Unix”. Это недоразумение, от которого Фонд свободного программного обеспечения предостерегал в прошлом, приводит к путанице, которую фонд часто предсказывал. “Linux” — название ядра, чаще всего применяемого в свободных программных системах. Но операционная система в целом содержит множество других компонентов, некоторые из которых — продукты проекта GNU, работающего под эгидой фонда, другие написаны в других местах и опубликованы под лицензиями свободных программ; все это в целом составляет GNU, свободную операционную систему, над которой мы работаем с 1984 года. Приблизительно половина компонентов GNU является работами, авторские права на которые принадлежат Фонду свободного программного обеспечения, в том числе компилятор Си GCC, отладчик GDB, библиотека Си Glibc, командный интерпретатор BASH, кроме прочих существенных частей. Сочетание GNU и ядра Linux дает систему GNU/Linux, которая широко применяется на различной аппаратуре и которая взятая в целом дублирует функции, когда-то выполнявшиеся только операционной системой Unix.

Беспорядочное употребление названий группой SCO делает неясным основание ее заявлений: утверждает ли SCO, что коммерческая тайна компании AT&T, из недр которой вышла Unix и наследницей которой после ряда промежуточных сделок стала SCO, была включена компанией IBM в ядро, Linux, или в части GNU? Если в Linux, то это не оправдывает широких утверждений, в которых известнейшие 1500 компаний предостерегаются от применения свободных программ или программ GNU вообще. Если, с другой стороны, SCO заявляет, что GNU содержит какую бы то ни было коммерческую тайну или материал, на который распространяется авторское право, из Unix, то это почти наверняка неверно. Соразработчики проекта GNU обещают следовать правилам, устанавливаемым для проекта Фондом свободного программного обеспечения, в которых сказано — кроме прочего — что соразработчики не должны вступать в соглашения о неразглашении технической информации, относящейся к их работе над программами GNU, и что они не должны ни сверяться, ни пользоваться какими бы то ни было исходными текстами несвободных программ, в том числе конкретно Unix. У фонда нет оснований полагать, что GNU содержит какой-либо материал, в отношении которого у SCO или кого-то другого могли бы быть справедливые притязания, связанные с коммерческой тайной или авторскими правами. Соразработчики могли бы искажать факты в своих договорах о передаче авторских прав, но если не рассматривать заведомого искажения фактов соразработчиком, чего, насколько известно фонду, до сих пор никогда не случалось, то практически не правдоподобно, чтобы наш надзор за свободой наших свободных программ потерпел неудачу. Фонд отмечает, что, несмотря на крикливые заявления служащих SCO, фонд не подвергался судебным преследованиям, и что SCO, несмотря на наши запросы, не указала ни на одну из работ, авторские права на которые принадлежат фонду,— в том числе все изменения, внесенные в ядро компанией IBM для применения с вычислительными центрами IBM S/390, права на которые IBM передала фонду,— которая, по заверениям SCO, нарушает каким бы то ни было образом ее права.

Более того, есть простые причины, по которым требования SCO, касающиеся обвинений в адрес ядра или других свободных программ, вероятно, не будут удовлетворены. Что касается ее обвинений в нарушении коммерческой тайны, а только такие обвинения в действительности выдвинуты в иске против IBM, то остается очевидным фактом, что SCO годами распространяла копии ядра, Linux, в составе свободных программных систем GNU/Linux. Эти системы распространялись группой SCO в полном соответствии с GPL, а следовательно, включали полный исходный текст. Так что сама SCO долгое время публиковала в ходе своей регулярной деловой практики материал, который, как она заявляет, содержит ее коммерческую тайну. Нет просто никакого юридического основания, на котором SCO могла бы призывать других к ответственности за разглашение коммерческой тайны в отношении материала, который она сама широко публиковала в ходе коммерческой деятельности на условиях лицензии, которая явным образом разрешала неограниченное копирование и распространение.

Этот самый факт является неустранимым препятствием на пути заявления SCO о том, что “Linux” нарушает авторские права SCO на исходный текст Unix. Авторское право, как неоднократно подчеркивал Верховный суд Соединенных Штатов, распространяется на выражения, а не на идеи. Авторское право ограничивает не то, как программа работает, а только конкретный язык, которым выражена эта функциональность. Программа, написанная с нуля так, чтобы выражать функцию существующей программы новым способом, не нарушает авторских прав первоначальной программы. GNU и Linux дублируют некоторые аспекты функциональности Unix, но представляют собой независимые корпуса, а не копии существующих выражений. Но даже если бы SCO могла показать, что некоторые части ее исходных текстов Unix были скопированы в ядро, обвинение в нарушении авторских прав будет безрезультатно, потому что сама SCO распространяла ядро под GPL. Делая это, SCO разрешила всем и везде копировать, изменять и перераспространять эти программы. Теперь SCO не может повернуть назад и доказать, что она продавала людям программы под GPL, гарантируя их право копировать, изменять и перераспространять все, что туда входило, но что она каким-то образом не дала разрешения на копирование и перераспространение какого-либо материала, авторские права на который принадлежали им самим и который содержался в тех программах.

В свете этих фактов публичные заявления SCO выглядят в лучшем случае безответственными недоразумениями. SCO получила изрядную прибыль от труда разработчиков свободных программ по всему миру. Ее нынешние публичные заявления представляют собой чрезвычайное злоупотребление принципами сообщества свободного программного обеспечения участником, который использовал всю нашу работу к своей собственной экономической выгоде. Фонд свободного программного обеспечения призывает SCO отказаться от своих недальновидных и безответственных заявлений и немедленно отделить свои деловые разногласия с IBM от своего долга и обязанностей в отношении сообщества свободного программного обеспечения.


[*] Эбен Моглен — генеральный советник и член совета директоров ФСПО.