English [en]   français [fr]   русский [ru]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Конференция по GNU Health  18-20 ноября, Лас-Пальмас, Испания #GNUHealthCon2016

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Личные интересы

Лойд Фьюстон

Достаточно ли личных интересов, чтобы организовать свободную экономику?

Короткий ответ — нет. И мало кто из наиболее известных теоретиков свободного рынка когда-либо думали, что личных интересов достаточно или могло бы быть достаточно, чтобы организовать или поддерживать в долгосрочной перспективе свободную экономику. Среди этих теоретиков Адам Смит часто рассматривается как главный философ личных интересов. В книге, написанной для исправления некоторого числа заблуждений об учении Смита, мы находим следующие формулировки взглядов Смита на личные интересы:

Смит не только не был индивидуалистом, он был убежден, что именно влияние общества превращает людей в существа моральные. Он считал, что люди часто неверно судят о собственных личных интересах.

Еще ближе к теме:

[Адам Смит] считал попытки объяснять всякое поведение людей на основе личных интересов аналитически ошибочными и нравственно вредными.

[Обе цитаты взяты со страницы 2 книги “Адам Смит в свое и в наше время”, Джерри З. Мюллер, Принстон: Издательство Принстонского университета, 1993.]

Адам Смит, несомненно, понимал, что личные интересы становятся одной из важнейших сил, организующих экономическую деятельность в любом обществе, но это верно как для самого грубого и авторитарного общества, так и для относительно свободного и открытого. Большинство из нас не обрадовалось бы тому, куда завели бы личные интересы, не сдерживаемые уважением к другим существам. Свежий пример: управляя страной в ущерб большинству советских граждан, руководители Коммунистической партии, а также советских вооруженных сил и государственной безопасности преследовали свои собственные интересы, во всяком случае, как они их понимали или недопонимали.

Преимущества перед гражданами советских стран, которыми пользовались американцы — преимущества перед номинально свободными гражданами России, а также других стран Восточной Европы, которыми мы пользуемся и сейчас,— это преимущества общества, организованного так, чтобы позволить большому проценту американцев действовать на благо как собственных интересов, так и в некоторой существенной мере нравственных принципов. В организацию нашего общества входят не только наши привычки и обычаи, но и наше позитивное право, такое как авторское право, ко благу или ко злу, но только не нейтрально в отношении нравственности.

Личные интересы — это не необходимое зло, хотя они могут заставлять людей действовать понятным с точки зрения нравственности образом. Любовь к себе и как следствие развитие личных интересов представляет один из аспектов существа, являющегося также социальным, следовательно, нравственным. Личные интересы сами по себе могут служить интересам нравственности в свободном обществе при условии, что общество зиждется на надлежащих основаниях. Элементы этих оснований включают в себя не только население, разделяющее существенный корпус моральных обычаев и убеждений, но и формальные политические структуры, позитивное право и принимаемые судебные решения, способные поддерживать как общественный порядок, так и свободу личности. Когда это наличествует и когда это усвоено основной массой граждан, личные интересы создают движущую силу, которая поддерживает эффективное функционирование экономики, не приводя к безнравственным результатам в целом. Вопрос всегда состоит в том, организовано ли наше общество надлежащим образом в своем позитивном праве и обычаях, которым мы учим своих детей и которые мы поддерживаем в самих себе, чтобы личные интересы и нравственные принципы в общем и целом не вступали в противоречие.

Тем, кто знаком с современной математикой или техникой программирования, должны нравиться рекурсивные и принципиально нестабильные взаимодействия между моралью личности и социальной структурой. Грубо говоря, люди с существенными нравственными убеждениями организовывают общества в соответствии с этими убеждениями, затем начинают формировать убеждения и привычки детей, иммигрантов и т. п. в соответствии с теми же самыми убеждениями. Это всегда сумбурный исторический процесс, который может дать сбой или повернуть в менее желательное русло. Неизбежно встает вопрос, не отклоняемся ли мы от надлежащего пути, а также насколько сообщество устойчиво, т. е. сколько нужно возмущений, чтобы разрушить то, что есть хорошего в этом обществе.

Иногда добрые люди решают, что что-то стало не так и пришло время бороться за нравственные принципы, даже если становится необходимо пожертвовать своими личными интересами или хотя бы умерить их. Говоря словами Томаса Соуэлла, теоретика свободного рынка нашего времени,

Есть, конечно, и неэкономические ценности. В самом деле, существуют только неэкономические ценности. Экономика представляет ценность не сама по себе, а только как метод размена одной ценности на другую. Если утверждения о “неэкономических ценностях” (или, более конкретно, “социальных ценностях” или “человеческих ценностях”) подразумевают отрицание реальности неустранимого размена или исключение какой-то конкретной ценности из процесса размена, то такие альтруистические идеалы нельзя продемонстрировать лучше, чем отказом от финансового выигрыша в интересах таких идеалов. Это экономический размен. [Томас Соуэлл, “Знание и решения”, Нью-Йорк: Бейсик букс, 1980, стр. 79]

В этом контексте профессор Соуэлл не спорит с теми, кто вносит в личные интересы того или иного рода моральную силу; он спорит с теми, кто думает, что должен быть простой путь реформы общества, которое страдает конкретным нравственным недостатком. Есть две стороны медали: подчинение человека личным интересам может поставить его в противоречие нравственным ценностям, а попытка следовать нравственным ценностям может привести к некоторым жертвам в области собственных личных интересов.

Личные интересы могут быть мощной движущей силой общества, по крайней мере, когда граждане общества хорошо сформированы как личности, но в личных интересах нет никаких таинственных или волшебных аспектов, которые гарантировали бы нравственные результаты. Личные интересы приводят в общем и целом к нравственным результатам в той мере, в какой моральные устои, внешние, но по большей части внутренние, направляют действия лично заинтересованных сторон. Общество с надлежащими устоями воплощается в жизнь не по какому-то волшебству, а посредством действий людей, движущихся к высшей цели, будь то охрана свободы в обществе в целом или охрана духа сотрудничества в сообществах программистов, а то и одновременно и к той, и к другой.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   français [fr]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Self-Interest

by Loyd Fueston

Is Self-Interest Sufficient to Organize an Free Economy?

The quick answer is, “No.” And few of the better-known theoreticians of the free-market have ever thought that self-interest was, or even could be, sufficient to organize, or long maintain, a free economy. Among those theoreticians, Adam Smith is often regarded as having been the primary philosopher of self-interest. In a book written to correct a number of misunderstandings of Smith's teachings, we find the following summaries of Smith's view about self-interest:

Far from being an individualist, Smith believed it is the influence of society that transforms people into moral beings. He thought that people often misjudge their own self-interest.

Even more directly to the point:

[Adam Smith] regarded the attempt to explain all human behavior on the basis of self-interest as analytically misguided and morally pernicious.

[Both quotes are from page 2 of “Adam Smith: In His Time and Ours”, Jerry Z. Muller, Princeton: Princeton University Press, 1993.]

As Adam Smith certainly realized, self-interest will be one of the principal forces organizing economic activities in any society, but that is as true of the most repressive or brutal society as it is of a relatively free and open society. Most of us will not like the results of self-interest untempered by a respect for other creatures. As a recent example, in running their country to the disadvantage of most Soviet citizens, the leaders of the Communist Party and of the Soviet military and intelligence services were advancing their own self-interests, at least as they understood or misunderstood those interests.

The advantages enjoyed by Americans over citizens of the Soviet countries, and the advantages we still enjoy over the nominally free citizens of Russia and other eastern European countries, are those of a society organized to allow a high percentage of Americans to act in such a way as to serve both their self-interest and some substantial stock of moral principles. Not only our habits and customs, but also our positive laws — such as those of copyright — enter into that organization of our society, for good or bad, but not in a morally neutral manner.

Self-interest is not necessarily evil, though it can lead people to act in morally reprehensible ways. The love of self, and the consequent development of self-interest, is one aspect of a creature who is also a social, and hence moral, being. Self-interest itself can serve moral interests in a free society so long as that society has the proper foundations. The elements of those foundations include not only a populace sharing a substantial body of moral beliefs and habits but also the formal political structures, positive laws, and accepted court decisions capable of supporting both social order and personal freedom. Once those are in place, and once they have been internalized by the bulk of the citizens, then self-interest will provide a fuel of sorts to keep an economy functioning effectively without leading to immoral results on the whole. The question is always: Is our society organized properly, in its positive laws and in the habits we teach our children and reinforce in ourselves, so that self-interest and moral principles do not generally come into conflict?

Those people aware of modern mathematics or of programming techniques should appreciate the recursive, and inherently unstable, interactions between individual morality and social structure. To oversimplify in a useful manner: People with substantial moral beliefs organize societies along those beliefs and those societies then begin to form the habits and beliefs of children, immigrants, etc. according to those same beliefs. Always, it is a messy historical process which can be destroyed or rerouted into less desirable paths. There is inevitably a question as to whether we are straying from a proper path and also a question as to how robust the society is, i.e., how much of a disturbance it would take to destroy much of what is good about that society.

Sometimes, good people will decide that something has gone wrong and it is time to fight for a moral principle even if it becomes necessary to sacrifice, or at least qualify, their own self-interest. In the words of Thomas Sowell, a free-market theorist of our time:

There are, of course, noneconomic values. Indeed, there are only noneconomic values. Economics is not a value itself but merely a method of trading off one value against another. If statements about ‘noneconomic values’ (or, more specifically, ‘social values’ or ‘human values’) are meant to deny the inherent reality of trade-offs, or to exempt some particular value from the trade-off process, then such selfless ideals can be no more effectively demonstrated than by trading off financial gains in the interest of such ideals. This is an economic trade-off. [from page 79 of “Knowledge & Decisions”, Thomas Sowell, New York: Basic Books, 1980.]

In context, Professor Sowell was not arguing against those imputing some sort of moral power to self-interest; he was instead arguing against those who think there should be an easy path to the reform of a society which may have a particular moral defect. Those are two sides to the same coin — serving self-interest may put a person in conflict with moral values and the attempt to serve moral values may lead to some sacrifice of one's self-interest.

Self-interest can be a powerful fuel for a society, at least when the citizens of that society are well-formed individuals, but there is no mystical or magical aspect to self-interest that guarantees moral results. Self-interest will lead to generally moral results to the extent that moral constraints, external but mostly internal, guide the actions of the self-interested parties. A society with the proper constraints does not come into existence by some act of magic, but rather by the acts of people who are aiming at a higher purpose, whether the preservation of liberty in the society as a whole or the preservation of a cooperative spirit within communities of programmers, or maybe both of those at the same time.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top