English [en]   العربية [ar]   български [bg]   català [ca]   Česky [cs]   Deutsch [de]   ελληνικά [el]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   Bahasa Indonesia [id]   italiano [it]   日本語 [ja]   മലയാളം [ml]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]   српски [sr]   svenska [sv]   Türkçe [tr]   українська [uk]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Продажа свободных программ

У нас есть также некоторые соображения и мысли о платных исключениях из лицензий свободных программ, таких, как GNU GPL.

Многие убеждены, что дух проекта GNU состоит в том, что вы не должны брать денег за распространение копий программ или что вы должны брать как можно меньше — только чтобы покрыть расходы. Это заблуждение.

В действительности мы призываем тех, кто перераспространяет свободные программы брать столько, сколько они хотят или могут. Если для вас это — неожиданность, прочтите, пожалуйста, эту статью.

У слова “свободный” есть два правомерных общих значения: оно может означать свободу или цену. Когда мы говорим о “свободных программах”, мы говорим о свободе, а не о цене. (Думайте о “вольной речи”, а не о “бесплатном пиве”.) Конкретно это означает, что пользователь волен выполнять программу, дорабатывать программу и перераспространять программу с изменениями или без них.

Иногда свободные программы распространяют бесплатно, иногда — за существенную плату. Часто одну и ту же программу в одном месте можно получить за деньги, а в другом — бесплатно. Программа бывает свободна не из-за цены, а потому что у пользователей есть свобода пользоваться ею.

Несвободные программы обычно продают по высокой цене, но иногда в магазине вам дают копию бесплатно. Однако это не делает программу свободной. Платная или бесплатная, эта программа несвободна, потому что у пользователей нет свободы.

Поскольку свобода программы не связана с ценой, низкая цена не делает программу свободной и даже не приближает ее к этому. Так что если вы перераспространяете копии свободных программ, вы вполне можете брать существенную плату и зарабатывать деньги. Перераспространение свободных программ — порядочная и законная деятельность; если вы этим занимаетесь, то вы вполне можете извлекать из этого выгоду.

Свободная программа развивается в сообществе, и каждый, кто зависит от нее, должен стремиться помочь обустройству этого сообщества. Распространители делают это, передавая часть вырученных денег проектам по разработке свободных программ или в Фонд свободного программного обеспечения. Таким образом вы можете стать движущей силой мира свободных программ.

Распространение свободных программ — возможность получить средства на разработку. Не упускайте ее!

Чтобы перечислять средства, у вас должен быть некоторый избыток. Если вы взимаете слишком низкую плату, у вас не будет ничего, что можно было бы выделить на поддержку развития.

Повредит ли более высокая плата за распространение некоторым пользователям?

Иногда людей беспокоит, что высокая плата за распространение сделает свободные программы недоступными пользователям, у которых мало денег. В случае несвободных программ высокая стоимость приводит именно к этому; но для свободных программ это не так.

Разница состоит в том, что у свободных программ есть естественная тенденция к распространению, и в том, что есть много способов получить их.

Укрыватели программ всяческими ухищрениями стараются помешать вам исполнять несвободную программу, пока вы не внесете стандартную плату. Если эта плата велика, то некоторым пользователям это действительно затрудняет пользование программой.

В случае свободных программ пользователи не вынуждены платить за распространение, чтобы применять программу. Они могут получить ее у знакомого, у которого есть копия, или через знакомого, у которого есть доступ к сети. Или несколько пользователей могут объединиться, поделить стоимость одного компакт-диска, а затем по очереди установить программу каждому. Высокая стоимость компакт-диска не представляет серьезного препятствия, когда программа свободна.

Помешает ли повышенная плата за распространение пользоваться свободной программой?

Другое известное соображение связано с популярностью свободных программ. Люди считают, что высокая плата за распространение снизила бы число пользователей или что низкая цена, возможно, привлечет пользователей.

Это верно для несвободных программ, но для свободных программ это не так. Когда есть так много способов получить копии, плата за услуги по распространению не отражается на популярности так сильно.

В долгосрочной перспективе количество людей, применяющих свободную программу, определяется главным образом тем, на что способна свободная программа и насколько легко ею пользоваться. Для многих пользователей свобода не является приоритетом; они, возможно, продолжают пользоваться несвободной программой, пока свободная программа не может выполнять всю работу, какую они хотят. Таким образом, если мы хотим увеличить число пользователей в долгосрочной перспективе, нам следует прежде всего усиленно развивать свободные программы.

Самый прямой путь к этому — самим писать недостающие свободные программы или документацию. Но если вы занимаетесь распространением, а не разработкой, то для вас лучший способ помочь — собирать средства, чтобы их могли писать другие.

Выражение “продажа программ” может и вводить в заблуждение

Строго говоря, “продажа” означает обмен товаров на деньги. Продажа копии свободной программы законна, и мы поощряем это.

Однако когда люди думают о “продаже программ”, они обычно представляют себе то, как это делает большинство компаний: эти компании делают программы несвободными.

Таким образом, если вы не намерены тщательно проводить различия, как это делается в нашей статье, то мы предлагаем избегать употребления термина “продажа программ“ и выбрать вместо этого какое-нибудь другое выражение. Например, можно было бы говорить “распространение свободных программ за плату” — это не порождает двусмысленностей.

Высокая или низкая плата и GNU GPL

Кроме одного особого случая, Стандартная общественная лицензия GNU (GNU GPL) не налагает требований на то, какую плату вы можете взимать за копию свободной программы. Вы можете не брать ничего, можете пенни, доллар или миллиард долларов. Это решаете вы и рынок, так что не жалуйтесь нам, если никто не захочет платить миллиард долларов за копию.

Единственное исключение представляет случай, когда двоичные файлы распространяются без соответствующего исходного текста. От тех, кто делает это, GNU GPL требует предоставления исходного текста по требованию. Если бы не ограничение на стоимость исходного текста, они могли бы установить плату, слишком высокую, чтобы ее кто-нибудь заплатил — например, миллиард долларов,— и, таким образом, заявили бы, что исходный текст выпущен, хотя в действительности он был бы скрыт. Так что в этом случае нам приходится ограничивать стоимость исходного текста, чтобы гарантировать свободу пользователя. Однако в обычных ситуациях такого оправдания для ограничения платы за распространение нет, так что мы не ограничиваем ее.

Иногда компании, чья деятельность выходит за черту, которую проводит GNU GPL, выпрашивают разрешение, говоря, что они “не будут брать деньги за программы GNU” и тому подобное. Таким образом от нас нельзя добиться ничего. Свободные программы означают свободу, а следить за соблюдением GPL значит защищать свободу. Когда мы защищаем свободу пользователей, мы не отвлекаемся на такие смежные вопросы, как величина платы за распространение. Мы думаем о свободе, только о свободе и ни о чем, кроме свободы.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   العربية [ar]   български [bg]   català [ca]   Česky [cs]   Deutsch [de]   ελληνικά [el]   español [es]   فارسی [fa]   français [fr]   hrvatski [hr]   Bahasa Indonesia [id]   italiano [it]   日本語 [ja]   മലയാളം [ml]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]   српски [sr]   svenska [sv]   Türkçe [tr]   українська [uk]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
34% (182K)
Count me in

Selling Free Software

Some views on the ideas of selling exceptions to free software licenses, such as the GNU GPL are also available.

Many people believe that the spirit of the GNU Project is that you should not charge money for distributing copies of software, or that you should charge as little as possible—just enough to cover the cost. This is a misunderstanding.

Actually, we encourage people who redistribute free software to charge as much as they wish or can. If this seems surprising to you, please read on.

The word “free” has two legitimate general meanings; it can refer either to freedom or to price. When we speak of “free software”, we're talking about freedom, not price. (Think of “free speech”, not “free beer”.) Specifically, it means that a user is free to run the program, change the program, and redistribute the program with or without changes.

Free programs are sometimes distributed gratis, and sometimes for a substantial price. Often the same program is available in both ways from different places. The program is free regardless of the price, because users have freedom in using it.

Nonfree programs are usually sold for a high price, but sometimes a store will give you a copy at no charge. That doesn't make it free software, though. Price or no price, the program is nonfree because users don't have freedom.

Since free software is not a matter of price, a low price doesn't make the software free, or even closer to free. So if you are redistributing copies of free software, you might as well charge a substantial fee and make some money. Redistributing free software is a good and legitimate activity; if you do it, you might as well make a profit from it.

Free software is a community project, and everyone who depends on it ought to look for ways to contribute to building the community. For a distributor, the way to do this is to give a part of the profit to free software development projects or to the Free Software Foundation. This way you can advance the world of free software.

Distributing free software is an opportunity to raise funds for development. Don't waste it!

In order to contribute funds, you need to have some extra. If you charge too low a fee, you won't have anything to spare to support development.

Will a higher distribution price hurt some users?

People sometimes worry that a high distribution fee will put free software out of range for users who don't have a lot of money. With proprietary software, a high price does exactly that—but free software is different.

The difference is that free software naturally tends to spread around, and there are many ways to get it.

Software hoarders try their damnedest to stop you from running a proprietary program without paying the standard price. If this price is high, that does make it hard for some users to use the program.

With free software, users don't have to pay the distribution fee in order to use the software. They can copy the program from a friend who has a copy, or with the help of a friend who has network access. Or several users can join together, split the price of one CD-ROM, then each in turn can install the software. A high CD-ROM price is not a major obstacle when the software is free.

Will a higher distribution price discourage use of free software?

Another common concern is for the popularity of free software. People think that a high price for distribution would reduce the number of users, or that a low price is likely to encourage users.

This is true for proprietary software—but free software is different. With so many ways to get copies, the price of distribution service has less effect on popularity.

In the long run, how many people use free software is determined mainly by how much free software can do, and how easy it is to use. Many users do not make freedom their priority; they may continue to use proprietary software if free software can't do all the jobs they want done. Thus, if we want to increase the number of users in the long run, we should above all develop more free software.

The most direct way to do this is by writing needed free software or manuals yourself. But if you do distribution rather than writing, the best way you can help is by raising funds for others to write them.

The term “selling software” can be confusing too

Strictly speaking, “selling” means trading goods for money. Selling a copy of a free program is legitimate, and we encourage it.

However, when people think of “selling software”, they usually imagine doing it the way most companies do it: making the software proprietary rather than free.

So unless you're going to draw distinctions carefully, the way this article does, we suggest it is better to avoid using the term “selling software” and choose some other wording instead. For example, you could say “distributing free software for a fee”—that is unambiguous.

High or low fees, and the GNU GPL

Except for one special situation, the GNU General Public License (GNU GPL) has no requirements about how much you can charge for distributing a copy of free software. You can charge nothing, a penny, a dollar, or a billion dollars. It's up to you, and the marketplace, so don't complain to us if nobody wants to pay a billion dollars for a copy.

The one exception is in the case where binaries are distributed without the corresponding complete source code. Those who do this are required by the GNU GPL to provide source code on subsequent request. Without a limit on the fee for the source code, they would be able set a fee too large for anyone to pay—such as a billion dollars—and thus pretend to release source code while in truth concealing it. So in this case we have to limit the fee for source in order to ensure the user's freedom. In ordinary situations, however, there is no such justification for limiting distribution fees, so we do not limit them.

Sometimes companies whose activities cross the line stated in the GNU GPL plead for permission, saying that they “won't charge money for the GNU software” or such like. That won't get them anywhere with us. Free software is about freedom, and enforcing the GPL is defending freedom. When we defend users' freedom, we are not distracted by side issues such as how much of a distribution fee is charged. Freedom is the issue, the whole issue, and the only issue.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top