English [en]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   italiano [it]   മലയാളം [ml]   polski [pl]   русский [ru]  

Личные встречи с разработчиками GNU на слете хакеров GNU!

VIII слет хакеров GNU состоится в Мюнхене (Германия) 15—17  августа 2014 года. Он продлится три дня, во время которых будут проходить обсуждения новых программ GNU, состояния системы GNU и новостей сообщества свободного программного обеспечения.

Запишитесь сейчас, чтобы зарезервировать место.

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Преодоление инерции общества

Ричард Столмен

Почти два десятилетия прошли с тех пор, как сочетание GNU и Linux впервые создало возможность пользоваться персональным компьютером, не порывая со свободой. С тех пор мы прошли долгий путь. Сейчас можно даже купить портативный компьютер с предустановленной GNU/Linux более чем у одного поставщика электроники — хотя системы, которые они поставляют, не полностью являются свободными программами. Так что же не дает нам достигнуть полного успеха?

Главное препятствие на пути к триумфу свободы программ — инерция общества. Она проявляется во многих формах, и вы, безусловно, наблюдали некоторые из этих форм. Примерами могут служить устройства, которые работают только под Windows, коммерческие сайты, доступные только из-под Windows, и кандалограмма BBC под названием iPlayer, которая работает только под Windows. Если вы цените краткосрочное удобство, а не свободу, вы могли бы счесть это причиной, достаточной для пользования Windows. В большинстве компаний работают под Windows, так что недальновидные студенты хотят научиться пользоваться ею и просят свои учебные заведения обучить их этому. Учебные заведения преподают Windows, из них выходят выпускники, которые привыкли пользоваться Windows, а это поощряет предприятия работать под Windows.

Microsoft активно подпитывает эту инерцию: компания поощряет учебные заведения культивировать зависимость от Windows и заключает договора на организацию сайтов, которые, как потом оказывается, работают только с Internet Explorer.

Несколько лет назад реклама Microsoft убеждала, что работать под Windows дешевле, чем под GNU/Linux. Их анализ был раскритикован в пух и прах, но это ничто по сравнению с более глубоким изъяном в их аргументации — неявным допущением, которое апеллирует к одной из форм инерции общества: “В настоящее время с Windows знакомо больше технических специалистов, чем с GNU/Linux”. Те, кто ценит свою свободу, не откажутся от нее, чтобы сэкономить деньги, но многие руководители предприятий догматически убеждены, что все, чем они обладают, даже их свобода, должно выставляться на продажу.

Инерция общества складывается из инерции тех, кто ей поддался. Когда вы уступаете инерции общества, вы становитесь частью силы, с которой она давит на других; когда вы сопротивляетесь этой инерции, вы снижаете ее. Мы преодолеваем инерцию общества, идентифицируя ее и принимая решение не становиться ее частью.

И тут нашему сообществу мешает одна слабость: большинство пользователей GNU/Linux никогда даже не слышали об идеях свободы, которые мотивировали разработку GNU, так что они по-прежнему судят о вещах исходя из краткосрочного удобства, а не своей свободы. Это делает их уязвимыми: инерция общества может обвести их вокруг пальца, так что они станут частью инерции.

Чтобы укреплять силу сопротивления нашего сообщества, нам нужно говорить о свободных программах и свободе — а не просто о практических выгодах, на которые ссылаются сторонники открытого исходного текста. По мере того как все больше людей будет осознавать, что им нужно делать для того, чтобы преодолеть инерцию, мы будем продвигаться все дальше.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   italiano [it]   മലയാളം [ml]   polski [pl]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
29% (155K)
Count me in

Overcoming Social Inertia

by Richard Stallman

Almost two decades have passed since the combination of GNU and Linux first made it possible to use a PC in freedom. We have come a long way since then. Now you can even buy a laptop with GNU/Linux preinstalled from more than one hardware vendor—although the systems they ship are not entirely free software. So what holds us back from total success?

The main obstacle to the triumph of software freedom is social inertia. It exists in many forms, and you have surely seen some of them. Examples include devices that only work on Windows, commercial web sites accessible only with Windows, and the BBC's iPlayer handcuffware, which runs only on Windows. If you value short-term convenience instead of freedom, you might consider these reason enough to use Windows. Most companies currently run Windows, so students who think short-term want to learn how to use it and ask their schools to teach it. Schools teach Windows, produce graduates that are used to using Windows, and this encourages businesses to use Windows.

Microsoft actively nurtures this inertia: it encourages schools to inculcate dependency on Windows, and contracts to set up web sites that then turn out to work only with Internet Explorer.

A few years ago, Microsoft ads argued that Windows was cheaper to run than GNU/Linux. Their comparisons were debunked, but it is worth noting the deeper flaw in their argument, the implicit premise which cites a form of social inertia: “Currently, more technical people know Windows than GNU/Linux.” People who value their freedom would not give it up to save money, but many business executives believe ideologically that everything they possess, even their freedom, should be for sale.

Social inertia consists of people who have given in to social inertia. When you surrender to social inertia, you become part of the pressure it exerts on others; when you resist it, you reduce it. We conquer social inertia by identifying it, and resolving not to be part of it.

Here a weakness holds our community back: most GNU/Linux users have never even heard the ideas of freedom that motivated the development of GNU, so they still judge matters based on short-term convenience rather than on their freedom. This makes them vulnerable to being led by the nose by social inertia, so that they become part of the inertia.

To build our community's strength to resist, we need to talk about free software and freedom—not merely about the practical benefits that open source supporters cite. As more people recognize what they need to do to overcome the inertia, we will make more progress.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top