English [en]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   polski [pl]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Почему формат звука важен

Приглашение производителям звука применять Огг Ворбис наряду с MP3

Карл Фогель

Подробности о Xiph.org (организации, которая создала Огг Ворбис) и важности свободных форматов распространения можно найти на сайте этой организации.

Фонд свободного программного обеспечения составил также удобное руководство по установке программ для Огг Ворбис на Microsoft Windows и Apple Mac OS X.

Если вы производите звукозаписи для общего распространения, вы, вероятно, 99,9% своего времени тратите на размышления о форме, содержании, а также качестве записи, а 0,1% времени думаете о формате, в котором распространять свои записи.

В идеальном мире тут не было бы ничего плохого. Форматы звукозаписи были бы как соглашения о верстке книги или как лады и другие составляющие музыки: они заключали бы в себе свободное от ограничений значение, которое может использовать каждый. Вам не нужно было бы беспокоиться о последствиях распространения своего материала в формате MP3 — не более, чем о размещении номера страницы в верхней части или о том, чтобы начать книгу с оглавления.

К сожалению, мы живем в другом мире. Формат MP3 запатентован. А это значит, что у различных компаний есть предоставленные государством монополии на определенные аспекты стандарта MP3, так что всякий раз, когда кто-то создает или прослушивает файл MP3 (даже с помощью программы, не написанной ни одной из этих компаний), компании вправе решать, допускать такое использование MP3 или нет. Как правило, это, конечно, сводится к тому, что они требуют денег. Но они могут устанавливать любые условия: они могут вообще запретить вам пользоваться MP3, если захотят. Если вы пользовались файлами MP3 и не знаете о таком положении, то либо (а) кто-то другой (обычно это тот, кто делает программу) заплатил за вас отчисления, либо (б) вы, сами того не зная, нарушали патенты, и теоретически на вас можно было бы подать в суд.

Вред здесь заходит гораздо дальше, чем просто опасность для вас. Патент на программы предоставляет одной стороне исключительное право пользоваться определенным математическим фактом. Это право можно затем продать и купить, за него можно даже судиться, как за собственность, и никогда нельзя заранее сказать, что с ним будет делать новый владелец. Это не просто абстрактная возможность: патенты на MP3 стали предметом многих судебных процессов, штрафы в которых превысили в общей сложности миллиард долларов.

Самый важный вопрос касается не отчислений, он касается свободы связи и разработки инструментов связи. Такие форматы распространения, как MP3, являются контейнерами для обмена информацией в Интернете. Представьте себе на мгновение, что у кого-то есть патент на модулированные колебания молекул воздуха: вам была бы нужна лицензия уже для того, чтобы вести беседу или играть на гитаре перед аудиторией. К счастью, наше государство издавна утверждает, что старые, хорошо известные методы сообщения, такие как вибрация молекул воздуха или запись символов на листах бумаги, не патентоспособны: они не могут быть во владении ни у кого, каждый волен пользоваться ими. Но до тех пор, пока эти же самые свободы не будут распространены на новые, менее известные методы (такие как конкретные стандарты представления звука с помощью цифрового кодирования), мы при записи звуковых произведений должны заботиться о выборе формата, которым пользуемся — и пользоваться которым требуем от наших слушателей.

Выход: формат Огг Ворбис

Огг Ворбис — альтернатива MP3. Он производит звук высокого качества, может сжимать до меньшего размера, чем MP3, сохраняя при этом хорошее звучание (экономя, таким образом, ваше время и расходы на связь), а самое хорошее в нем — что он спроектирован полностью свободным от патентов.

Вы не пожертвуете никакими техническими характеристиками, кодируя свой звук в Огг Ворбис. Файлы звучат отлично, и большинство проигрывателей умеют их воспроизводить. Но вы повысите итоговое число своих слушателей и в то же время поможете тем, кто выступает за свободные от патентов стандарты в форматах распространения.

На домашней странице Огг Ворбис, www.vorbis.com, есть все сведения, которые вам понадобятся как для прослушивания, так и для записи файлов, закодированных в Ворбис. Для вас и ваших слушателей безопаснее всего было бы предлагать исключительно файлы Огг Ворбис. Но поскольку до сих пор есть какие-то проигрыватели, которые воспринимают только MP3, а вы не хотите терять аудиторию, то первый шаг — предлагать как Огг Ворбис, так и MP3, объясняя в то же время посетителям (к примеру, ссылаясь на эту статью) причины, по которым вы поддерживаете Огг Ворбис.

А с Огг Ворбис вы даже приобретаете некоторую аудиторию, и вот почему.

До сих пор правообладатели патентов на MP3 были достаточно умны, чтобы не запугивать отдельных пользователей требованиями платежей. Они знают, что это стимулировало бы осведомленность общественности о патентах (и в конечном счете противодействие им). Вместо этого они приходят к производителям продуктов, которые реализуют формат MP3. Жертвы этого шантажа устало пожимают плечами и выкладывают деньги, рассматривая это как еще один вид накладных расходов, который затем невидимо перекладывается на пользователей. Однако заплатить может не каждый: некоторые из ваших слушателей пользуются при воспроизведении звука свободными программами. Поскольку эти программы свободно копируются и передаются по сети, практически нет способа выплатить патентные отчисления ни для авторов, ни для пользователей — то есть заплатить за право применения математических фактов, на которых базируется формат MP3. В результате эти программы по закону не могут реализовывать MP3, даже если записи, которые хотят прослушивать пользователи, сами по себе совершенно свободны! Из-за этой ситуации некоторые распространители операционной системы GNU/Linux — у которой есть миллионы пользователей по всему миру — не могли включать проигрыватели MP3 в свои дистрибутивы программ.

К счастью, вам не нужно требовать, чтобы такие пользователи участвовали в актах гражданского неповиновения каждый раз, когда они хотят слушать ваши произведения. Предлагая Огг Ворбис, вы гарантируете, что никакие слушатели не будут связываться с запатентованным форматом распространения, если они сами так не решат, и что ваши произведения никогда не запутаются в непредвиденных лицензионных требованиях. Когда-нибудь возрастающее признание Огг Ворбис в качестве стандарта в сочетании со все более непредсказуемым поведением правообладателей патентов на MP3 может привести к тому, что предлагать файлы MP3 будет вообще непрактично. Но даже до того, как этот день настанет, Огг Ворбис остается единственным переносимым свободным от отчислений форматом звука в Интернете, а это стоит небольших дополнительных усилий по поддержке.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   polski [pl]   русский [ru]  

Meet the GNU contributors in person at the GNU Hackers' Meeting!

The 8th GNU Hackers' Meeting takes place in Munich, Germany from 15–17 August 2014. It spans three days, and comprises talks about new GNU programs, status of the GNU system and news from the free software community.

Register now to secure your place.

Why Audio Format Matters

An invitation to audio producers to use Ogg Vorbis alongside MP3

by Karl Fogel

More information about Xiph.org (the organization that created Ogg Vorbis) and the importance of free distribution formats is available.

The Free Software Foundation have also produced a user-friendly guide to installing Ogg Vorbis support in Microsoft Windows and Apple Mac OS X.

If you produce audio for general distribution, you probably spend 99.9% of your time thinking about form, content, and production quality, and 0.1% thinking about what audio format to distribute your recordings in.

And in an ideal world, this would be fine. Audio formats would be like the conventions of laying out a book, or like pitches and other building-blocks of music: containers of meaning, available for anyone to use, free of restrictions. You wouldn't have to worry about the consequences of distributing your material in MP3 format, any more than you would worry about putting a page number at the top of a page, or starting a book with a table of contents.

Unfortunately, that is not the world we live in. MP3 is a patented format. What this means is that various companies have government-granted monopolies over certain aspects of the MP3 standard, such that whenever someone creates or listens to an MP3 file, even with software not written by one of those companies, the companies have the right to decide whether or not to permit that use of MP3. Typically what they do is demand money, of course. But the terms are entirely up to them: they can forbid you from using MP3 at all, if they want. If you've been using MP3 files and didn't know about this situation, then either a) someone else, usually a software maker, has been paying the royalties for you, or b) you've been unknowingly infringing on patents, and in theory could be sued for it.

The harm here goes deeper than just the danger to you. A software patent grants one party the exclusive right to use a certain mathematical fact. This right can then be bought and sold, even litigated over like a piece of property, and you can never predict what a new owner might do with it. This is not just an abstract possibility: MP3 patents have been the subject of multiple lawsuits, with damages totalling more than a billion dollars.

The most important issue here is not about the fees, it's about the freedom to communicate and to develop communications tools. Distribution formats such as MP3 are the containers of information exchange on the Internet. Imagine for a moment that someone had a patent on the modulated vibration of air molecules: you would need a license just to hold a conversation or play guitar for an audience. Fortunately, our government has long held that old, familiar methods of communication, like vibrating air molecules or writing symbols on pieces of paper, are not patentable: no one can own them, they are free for everyone to use. But until those same liberties are extended to newer, less familiar methods (like particular standards for representing sounds via digital encoding), we who generate audio works must take care what format we use — and require our listeners to use.

A way out: Ogg Vorbis format

Ogg Vorbis is an alternative to MP3. It gets high sound quality, can compress down to a smaller size than MP3 while still sounding good (thus saving you time and bandwidth costs), and best of all, is designed to be completely free of patents.

You won't sacrifice any technical quality by encoding your audio in Ogg Vorbis. The files sound fine, and most players know how to play them. But you will increase the total number of people who can listen to your tracks, and at the same time help the push for patent-free standards in distribution formats.

The Ogg Vorbis home page, www.vorbis.com, has all the information you need to both listen to and produce Vorbis-encoded files. The safest thing, for you and your listeners, would be to offer Ogg Vorbis files exclusively. But since there are still some players that can only handle MP3, and you don't want to lose audience, a first step is to offer both Ogg Vorbis and MP3, while explaining to your downloaders (perhaps by linking to this article) exactly why you support Ogg Vorbis.

And with Ogg Vorbis, you'll even gain some audience. Here's how:

Up till now, the MP3 patent owners have been clever enough not to harass individual users with demands for payment. They know that would stimulate popular awareness of (and eventually opposition to) the patents. Instead, they go after the makers of products that implement the MP3 format. The victims of these shakedowns shrug wearily and pay up, viewing it as just another cost of doing business, which is then passed on invisibly to users. However, not everyone is in a position to pay: some of your listeners use free software programs to play audio files. Because this software is freely copied and downloaded, there is no practical way for either the authors or the users to pay a patent fee — that is, to pay for the right to use the mathematical facts that underly the MP3 format. As a result, these programs cannot legally implement MP3, even though the tracks the users want to listen to may themselves be perfectly free! Because of this situation, some distributors of the GNU/Linux computer operating system — which has millions of users worldwide — have been unable to include MP3 players in their software distributions.

Luckily, you don't have to require such users to engage in civil disobedience every time they want to listen to your works. By offering Ogg Vorbis, you ensure that no listeners have to get involved with a patented distribution format unless they choose to, and that your audio works will never be hampered by unforseen licensing requirements. Eventually, the growing acceptance of Ogg Vorbis as a standard, coupled with increasingly unpredictable behavior by some of the MP3 patent holders, may make it impractical to offer MP3 files at all. But even before that day comes, Ogg Vorbis remains the only portable, royalty-free audio format on the Internet, and it's worth a little extra effort to support.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top