English [en]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
28% (145к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Всемирная конференция по информационному обществу

Ричард Столмен

(Первоначально опубликовано на Ньюсфордж.)

На ВКИО, в обстановке подавления несогласных, счет 0:0.
— Ричард Столмен

Всемирная конференция по информационному обществу проводится для того, чтобы сформулировать планы по ликвидации “цифрового неравенства” и обеспечению каждого на Земле доступом к Интернету. Переговоры завершились в ноябре, так что большой официальный съезд в Женеве на прошлой неделе был скорее промышленной выставкой и выступлениями для прессы, чем настоящим съездом с переговорами.

Процедуры конференции были построены так, чтобы неправительственные организации (главным образом те, что содействуют правам человека и равенству и работают над снижением нищеты) могли посетить ее, следить за обсуждением и вносить замечания. Однако в заключительной декларации замечания и рекомендации этих организаций никак не были учтены. Фактически гражданскому обществу дали возможность высказаться в выключенный микрофон.

В декларацию конференции не входит ничего нового и революционного. Когда речь заходит о том, что люди будут вольны делать с Интернетом, она отвечает требованиям разных правящих режимов о наложении ограничений на граждан киберпространства.

Частично цифровое неравенство проистекает из искусственных препятствий обмену информацией. Сюда входят лицензии несвободных программ и до вредного ограничительные законы об авторском праве. Бразильская делегация пыталась найти меры содействия свободным программам, но делегация США была категорически против этого (не забывайте, что предвыборная кампания Буша финансировалась Microsoft). Результатом был своего рода компромисс, в котором окончательная декларация представляла свободные программы, открытый исходный текст и несвободные программы равно правомерными. США настаивали также на восхвалении так называемых “прав интеллектуальной собственности” (это необъективное выражение способствует примитивистскому чрезмерному обобщению; для ясного мышления о проблемах авторского права и сильно отличающихся от него проблем патентного права этого выражения следует всегда избегать).

Декларация призывает правящие режимы гарантировать беспрепятственный доступ к общественному достоянию, но ничего не говорит о том, должны ли когда-нибудь переходить в общественное достояние хоть какие-то новые произведения.

О правах человека толковали на все лады, но предложение о “праве на связь” (а не просто доступ к информации) с помощью Интернета многими из стран было подавлено. Организаторов конференции критиковали за назначение встречи 2005 года в Тунисе, который дал хрестоматийный пример того, чего не должно происходить в информационном обществе. В Тунисе людей бросили за решетку за то, что они воспользовались Интернетом для критики правящего режима.

Подавление критики было очевидно и здесь, на конференции. Контр-конференция, представляющая ряд бесед и дискуссий, была запланирован на прошлый вторник, но сорвана женевской полицией, которая явно искала предлога для этого. Сперва они заявили, что собственник помещения не позволял использовать его таким образом, но затем пришел арендатор, нанявший помещение на длительный срок, и сказал, что он разрешил провести это мероприятие. Так что полиция сослалась на нарушение правил противопожарной безопасности, которое, как мне сообщили, допускается в большинстве зданий Женевы — фактически это универсальный предлог для того, чтобы прикрыть все, что угодно. Освещение этого маневра в прессе в конце концов вынудило городскую администрацию разрешить продолжить контр-конференцию в среду в другом месте.

Как менее значительный акт подавления, ведущая официального круглого стола, на котором я выступал, сказала мне: “Ваше время истекло”,— задолго до истечения трех минут, которые отводились каждому из выступавших. Затем она поступила так же с представителем EPIC. Впоследствии я узнал, что она работает в Международной торговой палате — так что нет ничего удивительного в том, что она не дала нам выступить. Тот факт, что они поставили ведущим представителя Международной торговой палаты, когда мы выступали, очень красноречиво говорит об организаторах конференции.

Подавление было заметно также по тому, что определенные неправительственные организации были исключены из конференции, поскольку их внимание к правам человека могло бы побеспокоить правящие режимы, которые эти права попирают. Например, организаторы конференции отказались принять группу “Права человека в Китае”, которая критикует режим Китая (кроме прочего) за цензуру в Интернете.

Группа “Журналисты без границ” также была исключена из конференции. Чтобы оповестить общественность об их исключении, а также цензуре в Интернете в различных странах, они установили несанкционированную радиостанцию в соседней Франции и выдавали небольшие радиопередачи, чтобы участники конференции могли услышать то, что группе не дали сказать на самой конференции.

Может быть, конференция имела несколько полезных побочных эффектов. Например, несколько людей сошлись вместе для того, чтобы обсудить создание организации, которая помогала бы организациям Африки переходить на GNU/Linux. Но конференция не сделала ничего для поддержки этой деятельности, кроме предоставления нам случая встретиться. Да она, по-моему, и не намеревалась поддерживать ничего подобного. Общую атмосферу конференции можно понять по тому, что они приглашали Microsoft выступать до и после большинства стран-участниц — как бы возводя эту преступную корпорацию в ранг государства.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
26% (137K)
Count me in

World Summit on the Information Society

by Richard Stallman

(Originally published on Newsforge.)

At WSIS, in a climate of suppression of dissent, the score is 0-0
-- Richard Stallman

The World Summit on the Information Society is supposed to formulate plans to end the “digital divide” and make the internet accessible to everyone on Earth. The negotiations were completed in November, so the big official meeting in Geneva last week was more of a trade show and conference than a real summit meeting.

The summit procedures were designed so that non-governmental organizations (mainly those that promote human rights and equality, and work to reduce poverty) could attend, see the discussions, and comment. However, the actual declaration paid little attention to the comments and recommendations that these organizations made. In effect, civil society was offered the chance to speak to a dead mike.

The summit's declaration includes little that is bold or new. When it comes to the question of what people will be free to do with the internet, it responds to demands made by various governments to impose restrictions on citizens of cyberspace.

Part of the digital divide comes from artificial obstacles to the sharing of information. This includes the licenses of non-free software, and harmfully restrictive copyright laws. The Brazilian declaration sought measures to promote free software, but the US delegation was firmly against it (remember that the Bush campaign got money from Microsoft). The outcome was a sort of draw, with the final declaration presenting free software, open source, and proprietary software as equally legitimate. The US also insisted on praising so-called “intellectual property rights”. (That biased term promotes simplistic over-generalization; for the sake of clear thinking about the issues of copyright law, and about the very different issues of patent law, that term should always be avoided.)

The declaration calls on governments to ensure unhindered access to the public domain, but says nothing about whether any additional works should ever enter the public domain.

Human rights were given lip service, but the proposal for a “right to communicate” (not merely to access information) using the internet was shot down by many of the countries. The summit has been criticized for situating its 2005 meeting in Tunisia, which is a prime example of what the information society must not do. People have been imprisoned in Tunisia for using the internet to criticize the government.

Suppression of criticism has been evident here at the summit too. A counter-summit, actually a series of talks and discussions, was planned for last Tuesday, but it was shut down by the Geneva police who clearly were searching for an excuse to do so. First they claimed that the landlord did not approve use of the space, but the tenant who has a long-term lease for the space then arrived and said he had authorized the event. So the police cited a fire code violation which I'm told is applicable to most buildings in Geneva—in effect, an all-purpose excuse to shut down anything. Press coverage of this maneuver eventually forced the city to allow the counter-summit to proceed on Wednesday in a different location.

In a more minor act of suppression, the moderator of the official round table in which I spoke told me “your time is up” well before the three minutes each participant was supposed to have. She later did the same thing to the EPIC representative. I later learned that she works for the International Chamber of Commerce—no wonder she silenced us. And how telling that the summit would put a representative of the ICC at the throttle when we spoke.

Suppression was also visible in the exclusion of certain NGOs from the summit because their focus on human rights might embarrass the governments that trample them. For instance, the summit refused to accredit Human Rights In China, a group that criticizes the Chinese government for (among other things) censorship of the internet.

Reporters Without Borders was also excluded from the summit. To raise awareness of their exclusion, and of the censorship of the internet in various countries, they set up an unauthorized radio station in nearby France and handed out mini-radios, so that summit attendees could hear what the organization had been blocked from saying at the summit itself.

The summit may have a few useful side effects. For instance, several people came together to plan an organization to help organizations in Africa switch to GNU/Linux. But the summit did nothing to support this activity beyond providing an occasion for us to meet. Nor, I believe, was it intended to support any such thing. The overall attitude of the summit can be seen in its having invited Microsoft to speak alongside, and before, most of the various participating governments—as if to accord that criminal corporation the standing of a state.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top