English [en]   français [fr]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Почему на хакатонах надо настаивать на свободных программах

Хакатоны — общепринятый метод предоставления поддержки проектам цифровой разработки со стороны сообщества. Сообщество приглашает разработчиков к участию в мероприятии, на котором в дружественной атмосфере предлагаются какие-то полезные ресурсы, а также возможность поработать над полезными задачами. В большинстве хакатонов на основании заявленных критериев выбираются проекты, которым будет оказываться поддержка.

Хакатоны отвечают духу сообщества, в котором люди сотрудничают и уважают друг друга. Программы, которые гармонируют с таким духом — это свободные программы, от слова “свобода”. Свободные программы отличаются лицензией, которая дает всем их пользователям (в том числе программистам) свободу сотрудничества. Таким образом, хакатоны имеют смысл в пределах сообщества свободных программ. Проекты по разработке аппаратуры также могут и должны быть свободны.

Уважение к свободе нельзя принимать как само собой разумеющееся. Напротив, нас окружают компании, бессовестно выпускающие несвободные программы, которыми дают пользоваться только тем, кто уступает власти этих компаний. Эти компании разрабатывают программы как средство господства и контроля над людьми.

Пагубный успех этих компаний побуждает молодых разработчиков следовать их примеру, разрабатывая собственные программы или аппаратуру для господства над пользователями. Иногда они приходят на хакатоны со своими проектами, намереваясь получить поддержку сообщества, но отвергая в то же время дух этого сообщества: они не собираются отвечать сотрудничеством на сотрудничество. Хакатоны, которые допускают такое, подрывают дух сообщества, на котором они основаны.

Некоторые извращенные хакатоны полностью посвящены помощи в обработке информации конкретными компаниями: в некоторых случаях это европейские и канадские банки, а также Expedia. Они прямо этого не говорят, однако судя по объявлениям, они ставят целью содействие в разработке каких-то несвободных программ, а участники приглашаются для помощи этим неблаготворительным проектам.

Эти примеры показывают, до чего могут докатиться хакатоны. Вернемся к более обычному случаю хакатона, не чисто коммерческого, но допускающего проекты, которые несвободны.

Когда разработчик приходит на хакатон с проектом и не говорит, будет ли результат свободным, это не идет явно против духа сообщества, но подрывает этот дух. Хакатоны должны укреплять дух сообщества, на котором они зиждутся, настаивая на том, чтобы проекты хакатона брали обязательство выпускать программы в соответствии с этим духом.

Это значит говорить разработчикам: “Итак, чтобы заслужить нашу поддержку и помощь, вы должны согласиться дать сообществу свободно пользоваться результатами вашего проекта, если вы вообще сочтете их достаточно хорошими для пользования или публикации”.

Участвуя в хакатонах лично, вы можете поддержать этот принцип. Перед присоединением к любому проекту на хакатоне спрашивайте: “Под какой лицензией вы это опубликуете? Перед тем, как подключиться к разработке, я хочу удостовериться, что эти программы будут свободны”. Если разработчики проекта говорят, что они выберут лицензию позже, вы могли бы ответить, что и вы подумаете об участии позже. Не стесняйтесь — если этот разговор услышат другие, они, возможно, поступят так же.

Чтобы определить, какие лицензии свободны, см. список лицензий GNU. Большинство лицензий “открытого исходного текста” являются лицензиями свободных программ, но некоторые лицензии открытого исходного текста не являются лицензиями свободных программ, потому что они слишком ограничительны.

Твердость отдельных людей приводит к своим результатам, но правила самого хакатона сказываются еще больше. Хакатоны должны просить каждый проект-участник обязаться следовать правилу:

Если вы когда-нибудь выпустите или используете эту программу или схему, вы выпустите ее исходный текст под свободной лицензией. Если вы будете распространять программу в исполняемом виде, вы также сделаете ее свободной.

Многие хакатоны финансируются учебными заведениями или проводятся в них, и это еще один довод в пользу этого правила. Свободные программы представляют вклад в знания общества, а несвободные программы удерживают знания от общества. Таким образом, свободные программы поддерживают дух просвещения, а несвободные противостоят ему. Учебные заведения должны настаивать на том, чтобы все развиваемые в них программы были свободными, в том числе и на хакатонах, которым учебное заведение оказывает поддержку.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Фонд свободного программного обеспечения (ФСПО) — некоммерческая организация, задачей которой является содействие свободе пользователей компьютеров по всему миру. Мы защищаем права всех пользователей программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями.

English [en]  

Why hackathons should insist on free software

Hackathons are an accepted method of giving community support to digital development projects. The community invites developers to join an event which offers an encouraging atmosphere, some useful resources, and the opportunity to work on useful projects. Most hackathons choose the projects they will support, based on stated criteria.

Hackathons fit the spirit of a community in which people take an attitude of cooperation and respect towards each other. The software that accords with this spirit is free (libre) software, free as in freedom. Free software carries a license that gives its users (including programmers) freedom to cooperate. Thus, hackathons make sense within the free software community. Hardware design projects also can and ought to be free.

Respect for freedom can't be taken for granted. On the contrary, we are surrounded by companies that shamelessly release proprietary (nonfree) software, available for use only to those that will yield to their power. These companies develop software as a means to dominate and control others.

These companies' harmful success inspires young developers to follow their example by developing their own programs or hardware designs to dominate users. They sometimes bring their projects to hackathons, seeking the community's support while rejecting the community's spirit: they have no intention of returning cooperation for cooperation. Hackathons which accept this undermine the community spirit that they are based on.

Some perverse hackathons are specifically dedicated to aiding the computing of certain companies: in some cases, European and Canadian banks, and Expedia. While they don't explicitly say, the announcements give the impression that they aim to promote development of some nonfree software, and that attendees are meant to help these non-charitable projects.

Those examples show how far down the slope hackathons can slide. Let's return to the more common case of a hackathon that is not specifically commercial, but accepts projects that are proprietary.

When a developer brings a project to a hackathon, and doesn't say whether it will be free, that is not overt opposition to the community spirit, but it undermines that spirit. Hackathons should strengthen the community spirit they are based on, by insisting that hackathon projects commit to release in accord with that spirit.

This means telling developers, “So that you deserve our support and help, you must agree to give the community the use of your project's results in freedom, if you ever consider them good enough to use or release.”

As an individual hackathon participant, you can support this principle: before joining in any hackathon project, ask “What license will you publish this under? I want to be sure this will be free (libre) before I join in developing it.” If the developers of the project say that they will choose the license later, you could respond that you will choose later whether to participate. Don't be shy—if others hear this discussion, they may decide to follow the same path.

To see which licenses are free licenses, see the GNU license list. Most “open source” licenses are free, but some open source licenses are nonfree because they are too restrictive.

Firmness by individuals has an effect, but a policy of the hackathon itself will have a bigger effect. Hackathons should ask each participating project to pledge to follow this rule:

If you ever release or use this code or design, you will release its source code under a free (libre) license. If you distribute the code in executable form, you will make that free (libre) also.

Many hackathons are sponsored or hosted by schools, which is an additional reason they should adopt this rule. Free software is a contribution to public knowledge, while nonfree software withholds knowledge from the public. Thus, free software supports the spirit of education, while proprietary software opposes it. Schools should insist that all their software development be free software, including that of hackathons they support.

BACK TO TOP


 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.