English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
29% (155к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Исключение для библиотек времени исполнения GCC: пояснение и ответы на вопросы

Введение

27 июня 2007 года Фонд свободного программного обеспечения выпустил GPLv3. Она была немедленно принята в пятнадцати проектах GNU, а в последующие месяцы на нее переключились еще некоторые пакеты. База исходных текстов GCC по большей части перешла на новую лицензию с выпуском 4.2.2, а сейчас мы готовимся к завершению этого процесса.

Лицензии некоторых библиотек, сопровождающих GCC, еще не поменялись. Эти библиотеки автоматически применяются в объектном коде, который производит GCC. Поэтому если бы эти библиотеки просто распространялись на условиях GPL, то весь объектный код, который производит GCC, приходилось бы распространять на тех же условиях. Однако когда-то давно ФСПО решил позволить разработчикам применять библиотеки GCC для компиляции любой программы независимо от ее лицензии. Разработка несвободных программ не полезна для общества, и ничто не обязывает нас облегчать ее. Мы решили позволить это, потому что, как нам представлялось, запрет, вероятно, приведет к последствиям, негативным для нас самих, и потому что если бы небольшие библиотеки использовались для  того, чтобы ограничить применение GCC, это выглядело бы как хвост, виляющий собакой.

Таким образом, у этих библиотек всегда были лицензионные исключения, позволяющие людям распространять объектный код, который производит GCC, под любой лицензией. Сейчас мы переводим эти библиотеки на GPLv3 и обновляем их исключения. Основы нашей политики не изменились; новая лицензия составлена так, чтобы разрешать все применения GCC, которые были разрешены ранее. Однако мы решили воспользоваться этим случаем, чтобы достичь трех целей:

Как и в случае с GPLv3, когда мы писали проект этого исключения, мы прилагали массу усилий, чтобы выслушать различные соображения пользователей и учесть их должным образом. При всем при том этот процесс занял у нас больше года. Фонд свободного программного обеспечения и Руководящий комитет GCC хотели бы выразить благодарность Ричарду Фонтане, Брэдли Куну и Карен Сэндлер из Юридического центра свободы программного обеспечения за их упорный труд и помощь в работе над этим исключением. Эти изменения укрепят сообщество GCC, и мы будем с нетерпением ждать прогресса компилятора в новых направлениях, которые оно откроет.

Поскольку GCC является настолько критичной частью жизни разработчиков, мы ожидаем множества вопросов об этих изменениях и хотим гарантировать, что они не останутся без ответа. Ниже мы даем ответы на конкретные вопросы, которых мы ожидаем от пользователей. Если у вас есть вопросы о новом исключении, которые здесь не упоминаются, обращайтесь к нам, пожалуйста, по адресу <licensing@fsf.org>.

Как действует исключение

Нужное вам разрешение — передавать объектный код из этих библиотек GCC под собственной лицензией вашего проекта — в основном содержится в разделе 1:

У вас есть разрешение перемещать произведение-целевой код, сформированное сочетанием библиотеки времени исполнения с независимыми модулями, даже если такое перемещение противном случае нарушало бы условия GPLv3, при условии, что весь целевой код был сгенерирован в подходящем компиляционном процессе. Вы можете передавать такое сочетание на выбранных вами условиях, соответствующих условиям лицензирования независимых модулей.

В этом разделе употребляется много терминов, и их конкретные значения неразрывно связаны с тем, как действует исключение. В этом разделе рассмотрено, как эти условия связаны с обычными вариантами применения.

Когда вы пишете свою программу, она состоит из набора файлов исходного текста. Каждый файл является “независимым модулем” до тех пор, пока он не содержит никаких исходных текстов из библиотек GCC.

Когда вы компилируете эти файлы исходного текста, они обычно проходят через ряд этапов: генерация исходного текста, обработка препроцессором, компиляция в низкоуровневый код, ассемблирование и компоновка. Не во всех проектах есть все эти шаги — это зависит от языка, которым вы пользуетесь, и от того, как пишется программа, но они всегда идут в таком порядке, и всякий, кто пользуется GCC, будет проходить через процесс компиляции программы на языке высокого уровня в программу на некотором языке низкого уровня, таком как язык ассемблера или псевдокод Java. Именно в этой фазе GCC комбинирует или компонует ваши программы с программами библиотек GCC. Мы называем это “компиляционным процессом”. На выходе этого процесса вы получаете то, что называется “целевым кодом”, до тех пор, пока эти выходные данные не используются как данные в промежуточном представлении компилятора или для создания таких данных в промежуточном представлении компилятора.

Чтобы воспользоваться этим разрешением, компиляционный процесс, который вы применяете для создания целевого кода, должен быть “подходящим”, что означает, что в него не вовлекается одновременно GCC и несовместимые с GPL программы. Важно помнить, что компиляционный процесс начинается, когда вы подаете на вход GCC любые программы на языке высокого уровня, а завершается, как только он сгенерирует хоть что-то, что может считаться целевым кодом. По этой причине до тех пор, пока GCC не выводит данные в промежуточном представлении, ваш компиляционный процесс будет оставаться подходящим, даже если вы применяете GCC в сочетании с несовместимыми с GPL ассемблерами, редакторами связей и генераторами программ на языке высокого уровня: эти программы не вовлекаются в компиляционный процесс в том виде, в каком он здесь определен. Единственный момент, в который нельзя применять несовместимые с GPL программы вместе с GCC,— это когда он выполняет основную работу по компиляции.

Итак, если вы применяете GCC, с совместимыми с GPL улучшениями или без них, это будет подходящий компиляционный процесс. Если вы пользуетесь только несовместимыми с GPL средствами компиляции, это тоже будет подходящий компиляционный процесс. (Нередко люди, которые собирают программы для GNU/Linux, компонуют с библиотеками GCC, даже если они пользуются другим компилятором.) Однако если бы вы применяли GCC в сочетании с несовместимыми с GPL программами в ходе преобразования программы на языке высокого уровня в низкоуровневый код, это не было бы подходящим компиляционным процессом. Это произошло бы, если бы вы, например, применяли GCC с несвободным внешним модулем.

До тех пор, пока вы применяете подходящий компиляционный процесс, у вас есть разрешение брать целевой код, генерируемый GCC, и перемещать его “на выбранных вами условиях”.

Но если бы вы применяли в компиляционном процессе несовместимые с GPL программы в сочетании с GCC, то вы не могли бы воспользоваться этим разрешением. Поскольку весь объектный код, генерируемый GCC, является произведением, производным от этих библиотек под GPL, это значит, что от вас требовалось бы соблюдение условий GPL при перемещении любого такого объектного кода. Вы не могли бы применять GCC для разработки своих собственных несовместимых с GPL программ.

Вопросы и ответы

Я пользуюсь стандартным выпуском GCC (например, предоставленным ФСПО или поставляемым с моей операционной системой) для компиляции несовместимых с GPL программ. Как это изменение сказывается на мне?

Оно никак не должно на вас сказываться. Если вы не сконфигурировали GCC для вывода данных в промежуточном представлении — что встречается редко,— то новое исключение составлено так, чтобы гарантировать, что у вас нет лицензионных обязательств, когда вы это делаете, в точности так же, как это было со старыми исключениями.

На ком сказывается это изменение?

Ни на ком, кто в настоящее время пользуется GCC, это изменение не должно сказываться. Единственное изменение в правилах призвано предотвратить создание разработчиками определенных модификаций GCC, которые станут осуществимы в будущем. ФСПО тесно работал с разработчиками GCC, чтобы получше узнать о всевозможных способах, которыми люди сегодня используют GCC, и гарантировать, что все они смогут продолжать эту деятельность при новом исключении.

Я пользуюсь GCC в сочетании с несвободными препроцессорами или генераторами исходного текста, чтобы компилировать свою программу. Могу ли я, несмотря на это, пользоваться этим исключением?

Да. Компиляционный процесс начинается с любой “программы, полностью представленной на непромежуточном языке высокого уровня”. Сюда входят программы, генерируемые препроцессором или другими несвободными программами. Компиляционный процесс как таковой в данном случае не вовлекает никаких несвободных программ; его следует считать подходящим, и исключение распространяется на эту программу.

Я применяю GCC в сочетании с несвободными ассемблерами или редакторами связей, чтобы компилировать свою программу. Могу ли я, несмотря на это, пользоваться этим исключением?

Да. Компиляционный процесс завершается, когда компилятор генерирует целевой код, который включает в себя выходные данные, “пригодные для передачи на ассемблер, загрузчик, редактор связей или в фазу выполнения”. Другими словами, в данном случае компиляционный процесс завершается, когда вы получили из GCC ассемблерный код или нескомпонованные объектные файлы, и таким образом, он не вовлекает никаких несвободных программ. Его можно считать подходящим, а следовательно, исключение распространяется на эту программу.

Я пользуюсь GCC для компиляции одних частей своей программы и несвободным компилятором для компиляции других. После этого части комбинируются во время фазы ассемблирования или компоновки. Могу ли я все так же пользоваться этим исключением?

Да. В этом случае независимый модуль обращается в целевой код с помощью подходящего компиляционного процесса. Даже если разные модули проходят разные процессы, исключение все так же распространяется на эту программу.

Я пользуюсь несвободным компиляторным набором инструментов без каких бы то ни было частей GCC, чтобы скомпилировать свою программу, и компоную ее с libstdc++. В состав самой моей программы не входят никакие процедуры библиотеки времени исполнения точно так же, как в состав программ, компилируемых с помощью GCC, не входит libgcc. Могу ли я все так же пользоваться этим исключением?

Да. Хотя комбинирование libgcc с объектным кодом, компилируемым с помощью GCC, вероятно, представляет самый распространенный способ пользования исключением, ни GPL, ни “Исключение для библиотек времени исполнения GCC” не отличает в своих условиях динамической компоновки от других методов комбинирования программ. Для вас доступны одни и те же разрешения на одних и тех же условиях независимо от того, каким методом вы пользуетесь.

Обратите внимание, что если вы распространяете libstdc++ в качестве независимой библиотеки, то вам нужно будет при этом следовать условиям GPL. Например, если вы распространяете саму библиотеку в виде объектного кода, вам нужно будет предоставлять исходный текст своим получателям одним из методов, перечисленных в разделе 6 GPLv3. Но до тех пор, пока вы можете правомерно пользоваться для своей программы разрешениями ”Исключения для библиотек времени исполнения GCC”, условия GPL на нее не распространяются.

Почему данные в промежуточном представлении компилятора исключены из определения “целевого кода”?

Когда мы впервые обдумывали добавление инфраструктуры внешних модулей в GCC, мы были глубоко озабочены возможностью того, что кто-нибудь напишет внешний модуль, который будет просто сохранять внутренние низкоуровневые структуры данных компилятора GCC на диске. После этого другие программы смогли бы оптимизировать или как-то по-другому улучшать этот код без прямого соединения с GCC. Возможно, нам было бы трудно доказывать, что на эти программы должно распространяться авторское лево GPL, так что мы хотели предупредить такого рода схемы.

Мы делаем это, исключая такие выходные данные из определения целевого кода. Благодаря этому, даже если кто-то напишет внешний модуль, который сохраняет эти сведения на диске, любые программы, которые изменяют структуры перед тем, как GCC выводит целевой код, будут вовлечены в компиляционный процесс. Если эта программа несвободна, исключение не будет доступно для любых программ, скомпилированных с ее помощью; объектный код, который в конце концов создает GCC, придется распространять на условиях GPL.

Если я пишу какие-то программы на языке ассемблера, могу ли я комбинировать их с другим объектным кодом, скомпилированным обычным образом, и все так же пользоваться этим исключением?

Да, до тех пор, пока объектный код компилируется в ходе подходящего компиляционного процесса. Процесс обработки написанной вручную программы на ассемблере является компиляционным процессом, поскольку он “преобразует программу, полностью представленную на непромежуточном языке... составленном для написания программ людьми... в целевой код”.

На какие библиотеки распространяется “Исключение для библиотек времени исполнения GCC”?

“Исключение для библиотек времени исполнения GCC” распространяется на все файлы, в лицензионных заголовках которых это указано. К таким библиотекам относятся libgcc, libstdc++, libfortran, libgomp, libdecnumber, libgov и другие библиотеки, распространяемые с GCC.

Будет ли это новое исключение применяться для Classpath?

Хотя нынешнее исключение Classpath и служит для сходных целей, в этот раз мы его не обновляем. Из-за недавних разработок в сообществе свободного программного обеспечения Java приоритеты для принципов лицензирования Classpath отличаются от приоритетов для других библиотек GCC, и мы взвешиваем это предложение отдельно.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

GCC Runtime Library Exception Rationale and FAQ

Introduction

On June 29th, 2007 the Free Software Foundation released GPLv3. It was immediately adopted by fifteen GNU projects, and more made the switch in the following months. Most of the GCC codebase migrated to the new license in the 4.2.2 release, and now we are preparing to finish that process.

The licenses for some libraries that accompany GCC have not been changed yet. These libraries are automatically used by the object code that GCC produces. Because of that, if these libraries were simply distributed only under the terms of the GPL, all the object code that GCC produces would have to be distributed under the same terms. However, the FSF decided long ago to allow developers to use GCC's libraries to compile any program, regardless of its license. Developing nonfree software is not good for society, and we have no obligation to make it easier. We decided to permit this because forbidding it seemed likely to backfire, and because using small libraries to limit the use of GCC seemed like the tail wagging the dog.

Therefore, these libraries have always had license exceptions that allow people to distribute the object code GCC produces under any license. We are now moving these libraries to GPLv3 and updating their exceptions. Our fundamental policy has not changed; the new license is meant to permit all the uses of GCC that were permitted before. However, we have decided to use this opportunity to update the exception to accomplish three goals:

As with GPLv3, we worked hard to listen to various users' concerns while we drafted this, and address them appropriately. All told, we have spent more than a year on this process. The Free Software Foundation and the GCC Steering Committee would like to thank Richard Fontana, Bradley Kuhn, and Karen Sandler at the Software Freedom Law Center for all their hard work and assistance with the exception. The changes here will strengthen the GCC community, and we look forward to the compiler developments it will enable.

Because GCC is such a crucial part of developers' lives, we're expecting lots of questions about these changes, and we want to make sure that they're addressed. Below we've addressed specific concerns that we expect users will have. If you have questions about the new exception that aren't mentioned here, please feel free to contact us at <licensing@fsf.org>.

How the Exception Works

The permission you need—to convey the object code from these GCC libraries under your own project's license—is primarily contained in section 1:

You have permission to propagate a work of Target Code formed by combining the Runtime Library with Independent Modules, even if such propagation would otherwise violate the terms of GPLv3, provided that all Target Code was generated by Eligible Compilation Processes. You may then convey such a combination under terms of your choice, consistent with the licensing of the Independent Modules.

This section uses many defined terms, and their specific meanings are integral to how the exception works. This section looks at how these terms relate to common scenarios.

When you write your software, it consists of a set of source code files. Each file is an “Independent Module,” as long as it doesn't contain any source from the GCC libraries.

When you compile those source code files, they usually go through a series of steps: source code generation, preprocessing, compilation to low-level code, assembling, and linking. Not all projects follow all these steps, depending on what language you're using and how it's written, but they'll always go in this order, and everyone using GCC will go through the process of compiling high-level code into some low-level language such as assembly code or Java bytecode. This phase is when GCC combines or links your own code with code from the GCC libraries. We call it the “Compilation Process.” The output you get from it is called “Target Code,” as long as that output is not used as compiler intermediate representation, or to create such an intermediate representation.

In order to take advantage of this permission, the Compilation Process that you use to create Target Code has to be “Eligible,” which means that it does not involve both GCC and GPL-incompatible software. It's important to remember that the Compilation Process starts when you feed any high-level code to GCC, and ends as soon as it generates anything that can be considered Target Code. Because of that, as long as GCC isn't writing out intermediate representation, your Compilation Process can still be Eligible even if you use GCC in conjunction with GPL-incompatible assemblers, linkers, or high-level source generators: those programs aren't involved in the Compilation Process as it's defined here. The only place you can't use GPL-incompatible software with GCC is when it's performing the core compilation work.

So, if you use GCC, with or without GPL-compatible enhancements, that would be an Eligible Compilation Process. If you only use GPL-incompatible compiler tools, that would be an Eligible Compilation Process as well. (It's not uncommon for people who build software for GNU/Linux to link against the GCC libraries even if they're using a different compiler.) However, if you used GCC in conjunction with GPL-incompatible software during the process of transforming high-level code to low-level code, that would not be an Eligible Compilation Process. This would happen if, for example, you used GCC with a proprietary plugin.

As long as you use an Eligible Compilation Process, then you have permission to take the Target Code that GCC generates and propagate it “under terms of your choice.”

If you did use GPL-incompatible software in conjunction with GCC during the Compilation Process, you would not be able to take advantage of this permission. Since all of the object code that GCC generates is derived from these GPLed libraries, that means you would be required to follow the terms of the GPL when propagating any of that object code. You could not use GCC to develop your own GPL-incompatible software.

Frequently Asked Questions

I am using a standard release of GCC (such as one provided by the FSF, or with my operating system) to compile GPL-incompatible software. How does this change affect me?

It should not affect you at all. Unless you've configured GCC to output intermediate representation—which is rare—the new exception is designed to ensure that you have no license obligations when you do this, just as the old exceptions were.

Who does this change affect?

Nobody who is currently using GCC should be affected by this change. The only changes in policy are meant to prevent developers from making certain modifications to GCC that will become feasible in the future. The FSF has been working closely with GCC developers to learn more about the many different ways people use GCC today, and ensure that they will all be able to continue those activities under the new exception.

I use GCC in conjunction with proprietary preprocessors and/or source generators to compile my program. Can I still take advantage of the exception?

Yes. The Compilation Process can start with any “code entirely represented in a high-level, non-intermediate language.” This includes code generated by a preprocessor or other proprietary software. As such, the Compilation Process in this case does not involve any proprietary software; it qualifies as Eligible, and the exception is available for this program.

I use GCC in conjunction with proprietary assemblers and/or linkers to compile my program. Can I still take advantage of the exception?

Yes. The Compilation Process ends when the compiler generates Target Code, which includes output that is “suitable for input to an assembler, loader, linker and/or execution phase.” In other words, the Compilation Process in this case is over when you have assembly code or unlinked object files from GCC, and so it does not involve any proprietary software. It qualifies as Eligible, and the exception is thus available for this program.

I use GCC to compile parts of my program, and a proprietary compiler to compile other parts. The pieces are combined afterward, during assembler or linking phases. Can I still take advantage of the exception?

Yes. In this case, each Independent Module is turned into Target Code through an Eligible Compilation Process. Even though different modules will go through different processes, the exception is still available for this program.

I use a proprietary compiler toolchain without any parts of GCC to compile my program, and link it with libstdc++. My program itself does not include any runtime library code the same way that GCC-compiled programs include libgcc. Can I still take advantage of the exception?

Yes. While combining libgcc with GCC-compiled object code is probably the most common way the exception is used, neither the GPL nor the GCC Runtime Library Exception distinguish between static linking, dynamic linking, and other methods for combining code in their conditions. The same permissions are available to you, under the same terms, no matter which method you use.

Note that if you distribute libstdc++ as an independent library, you will need to follow the terms of the GPL when doing so. For example, if you distribute the library itself in object code form, you will need to provide source code to your recipients using one of the methods listed in section 6 of GPLv3. But as long as you are eligible to take advantage of the GCC Runtime Library Exception's permissions for your own program, the GPL's terms do not extend to it.

Why is compiler intermediate representation excluded from the definition of “Target Code?”

When we first considered adding a plugin infrastructure to GCC, we were deeply concerned about the possibility that someone would write a plugin that would merely save GCC's internal, low-level compilation data structures to disk. With that done, other software would be able to optimize or otherwise improve that code without being directly connected to GCC. It may have been difficult for us to argue that those programs should be subject to the GPL's copyleft, so we wanted to discourage these sorts of arrangements.

We do that by excluding such output from the definition of Target Code. Because of this, even if someone writes a plugin that saves this information to disk, any programs that change the structures before GCC writes out Target Code will be involved in the Compilation Process. If that program is proprietary, the exception will not be available to any software compiled with it; the object code that GCC ultimately creates will have to be distributed under the terms of the GPL.

If I write some code in assembly language, can I combine that with other object code compiled normally, and still take advantage of the exception?

Yes, as long as all of the object code was compiled through an Eligible Compilation Process. The process of running hand-written assembly through an assembler is a Compilation Process, since it “transforms code entirely represented in [a] non-intermediate language[] designed for human-written code... into Target Code.”

What libraries does the GCC Runtime Library Exception cover?

The GCC Runtime Library Exception covers any file that has a notice in its license headers stating that the exception applies. This includes libgcc, libstdc++, libfortran, libgomp, libdecnumber, libgcov, and other libraries distributed with GCC.

Will Classpath use this new exception?

Even though Classpath's current exception serves a similar purpose, we are not updating it at this time. Because of recent developments in the free software Java community, the priorities for Classpath's licensing policies are different from other GCC libraries, and we are evaluating it separately.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top