English [en]   русский [ru]  

Meet the GNU contributors in person at the GNU Hackers' Meeting!

The 8th GNU Hackers' Meeting takes place in Munich, Germany from 15–17 August 2014. It spans three days, and comprises talks about new GNU programs, status of the GNU system and news from the free software community.

Register now to secure your place.

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Общественная лицензия Netscape (Первоначальный вариант)

Ричард Столмен

Эта статья написана 10—12 марта 1998 года о черновой редакции NPL, доступной на тот момент.

Общественная лицензия Netscape, или NPL, представляет собой серьезную попытку составления новых условий распространения свободных программ. Эта попытка интересна, но в лицензии есть существенные упущения, которые нужно исправить. Одно из них настолько серьезно, что нам следует считать, что оно делает программу несвободной. Другие упущения ведут к разного рода последствиям: одно из них содержит плохое с философской точки зрения заявление, а другое создает серьезную практическую проблему для сообщества свободного программного обеспечения.

NPL существует пока еще только в черновом варианте, и в нее вносятся изменения; цель этой статьи — не наступать и обвинять, а призывать к улучшениям в NPL. Если какие-то из этих проблем к тому времени, когда вы прочтете это, устранены,— тем лучше; мы можем отложить эти устаревшие моменты в сторону.

1. Не все пользователи равны

Первая проблема, которую я заметил в NPL — что лицензия не дает Netscape и нам, остальным, равные права, как это делает GNU GPL. По NPL мы можем пользоваться текстами Netscape только так, как указано в NPL, а Netscape может применять наши изменения как угодно — даже в несвободно лицензированных версиях программы.

Это тонкий вопрос, потому что это не делает программу несвободной. Это положение не мешает нам распространять программу или изменять ее; оно не отказывает нам ни в какой конкретной свободе. Если смотреть с чисто прагматической точки зрения, то это даже не похоже на проблему.

Проблема лежит в более глубоком заявлении, заключающемся в этом условии. Оно отрицает мысль о сотрудничестве между равными, на котором покоится наше сообщество, и утверждает, что работа над свободной программой — это вклад в фирменный программный продукт. Это условие может изменить тех, кто принимает его, и эта перемена не усилит наше сообщество.

Одно из предложений по устранению этой асимметрии — наложить на это временное ограничение (например, три или пять лет). Это сильно улучшило бы положение, потому что ограничение срока сняло бы проблематичное более глубокое заявление.

Практические следствия этого условия минимальны из-за другого недостатка NPL: она не заключает в себе сильного авторского лева. Другими словами, она не прилагает очень больших усилий, чтобы гарантировать, что модификации, сделанные пользователями, будут доступны как свободные программы.

2. Нет авторского лева

NPL оформлена как авторское лево; в ней явно сказано, что все модификации, внесенные пользователями, должны выпускаться под NPL. Но это относится только к модификациям существующих текстов, а не к добавленным подпрограммам, если они размещаются в отдельных файлах. Практически это значит, что при желании легко внести несвободные изменения: достаточно просто поместить основную массу своего текста в отдельный файл и назвать все это вместе “Более Крупным Произведением”. Выпускать по NPL придется только вызовы функций, добавленные в старые файлы, а они сами по себе будут не очень полезны.

Отсутствие настоящего авторского лева — не катастрофа; это не делает программу несвободной. Например, условия распространения XFree86 даже не пытаются применять авторское лево, и тем не менее программы XFree86 свободны. Программы BSD тоже свободны и без авторского лева, (хотя у старых условий BSD есть важный недостаток, и им не следует подражать — если вы хотите выпускать свободные программы без авторского лева, пользуйтесь, пожалуйста, вместо них условиями XFree86). Программы Netscape тоже могут быть свободными программами без авторского лева.

Однако хотя это не катастрофично, тем не менее это недостаток. А поскольку NPL выглядит как авторское лево, некоторые пользователи могут быть введены в заблуждение и воспользоваться NPL, думая, что они получают выгоды авторского лева по отношению к своим программам, когда на деле это не так. Чтобы избежать таких последствий, нам нужно будет усиленно работать над просвещением людей по этому вопросу, который нелегко объяснить в немногих словах.

3. Неуважение к частной жизни

Следующая проблема в NPL делает ее полностью непригодной: если вы вносите изменение, то вы должны опубликовать его. Вносить изменения исключительно для своего личного пользования не позволено; передавать изменения только немногим знакомым также запрещено.

Когда мы размышляем о вопросах свободного программного обеспечения, мы обычно сосредотачиваемся на свободе распространения и изменения, потому что именно это разработчики чаще всего пытаются предотвратить. Но свобода не распространять ни копии, когда вы не желаете этого, также важна. Например, свобода делать модификацию и никому ее не показывать — часть того, что мы называем “неприкосновенностью личной жизни”. Право передавать модификацию немногим знакомым, но не выставлять ее на всеобщее обозрение (или пока не выставлять) также существенна. (Конечно, если программа свободна, то ваши знакомые вольны передать ее другим, если они хотят этого — но они не обязаны делать это).

Исправить NPL так, чтобы она уважала эту основную свободу, совершенно необходимо, и наше сообщество должно твердо настаивать на этом. Не стоит жертвовать жизненно важной свободой ради одной дополнительной программы, какой бы полезной и потрясающей она ни была.

4. Несовместима с GPL

В NPL есть еще одна серьезная проблема: она несовместима с GNU GPL. Нельзя сочетать тексты, выпущенные под NPL, с текстами, выпущенными под GNU GPL, в одной программе, даже когда связываются раздельные объектные файлы и библиотеки; независимо от того, как это делается, это нарушит одну или другую лицензию.

Это противоречие возникает, потому что GPL серьезно относится к авторскому леву: она составлена, чтобы гарантировать, что все изменения и расширения свободной программы будут свободны. Таким образом, она не оставляет лазейки для того, чтобы сделать изменения несвободными, поместив их в отдельный файл. Чтобы закрыть эту лазейку, GPL не позволяет связывать программу под авторским левом с программами, у которых есть другие ограничения или условия — такие, как NPL.

Несовместимость с GPL не делает программу несвободной; это не приводит к фундаментальной этической проблеме. Но это может создать серьезную проблему для нашего сообщества, разделив фонд исходных текстов на два корпуса, которые нельзя смешивать. Эта проблема нуждается в практическом разрешении.

Это можно устранить, изменив GPL, но это привело бы к отказу от авторского лева — что принесло бы больше вреда, чем пользы. Но проблему можно решить небольшим изменением в NPL (как именно это сделать, см. ниже).

5. Замечание о названиях

NPL означает “Общественная лицензия Netscape (Netscape Public License)”, но GPL не означает “Общественная лицензия GNU”. Полное название нашей лицензии — “Стандартная общественная лицензия GNU (GNU General Public License)”, сокращенно GNU GPL. Иногда “GNU” опускают и пишут просто “GPL”.

Заключение

Поскольку проблемы 3 и 4 наиболее серьезны, я надеюсь, что люди будут вежливо и разумно объяснять компании Netscape важность их устранения. Был разговор, что Netscape приняла решение устранить проблему 3, но никому не повредит, если вы дадите им знать, что для вас это важно. О планах решения проблемы 4 речи не идет.

Вот один из возможных способов разрешить связывать программы под NPL с программами под GPL. Это можно сделать, добавив в NPL следующие два пункта:

A.1. You may distribute a Covered Work under the terms of the GNU
     General Public License, version 2 or newer, as published by the
     Free Software Foundation, when it is included in a Larger Work
     which is as a whole distributed under the terms of the same
     version of the GNU General Public License.

A.2. If you have received a copy of a Larger Work under the terms of a
     version or a choice of versions of the GNU General Public
     License, and you make modifications to some NPL-covered portions
     of this Larger Work, you have the option of altering these
     portions to say that their distribution terms are that version or
     that choice of versions of GNU General Public License.

(A.1. Вы можете распространять Произведение на условиях Стандартной
      общественной лицензии GNU версии 2 или более новой, в том виде,
      в каком она опубликована Фондом свободного программного
      обеспечения, когда она включается в Более Крупное Произведение,
      которое в целом распространяется на условиях той же самой версии
      Стандартной общественной лицензии GNU.

 A.2. Если Вы получили копию Более Крупного Произведения на условиях
      одной из версий Стандартной общественной лицензии GNU (или
      нескольких версий по выбору) и Вы вносите изменения в некоторые
      части этого Более Крупного Произведения, распространяемые по
      NPL, то при желании Вы можете изменить эти части, чтобы в них
      было сказано, что условиями их распространения является та
      версия Стандартной общественной лицензии GNU (или набор версий
      по выбору).
)

Это позволяет сочетать тексты под NPL с текстами под GPL и распространять объединенное произведение на условиях GNU GPL.

Это разрешает людям выпускать модификации таких объединенных произведений на условиях GNU GPL — но легче всего их выпускать под NPL.

Когда люди пользуются пунктом A.2, их изменения будут выпускаться только на условиях GNU GPL; эти изменения не будут доступны Netscape для применения в несвободных версиях. Разумеется, компанию Netscape это не порадовало бы.

Однако NPL дает разработчикам несвободных программ простой способ сделать их изменения полностью недоступными для Netscape: поместить их в отдельные файлы и назвать все это вместе “Более Крупным Произведением”. На самом деле для них это проще, чем воспользоваться пунктом A.2 для пользователей GPL.

Если Netscape полагает, что может мириться с беспокойствами, связанными с (фактически) несвободными модификациями, то модификации, распространяемые по GPL, доставят, безусловно, гораздо меньше беспокойства. Если Netscape считает, что практические соображения будут поощрять большинство в мире несвободных программ возвращать изменения в компанию Netscape, даже без принуждения, то те же доводы должны убеждать и мир свободных программ. Компании следует признать, что это изменение допустимо, и принять его, чтобы не ставить разработчиков свободных программ перед серьезной дилеммой.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   русский [ru]  

BREAKING: Knocking Down The HACIENDA

GNU hackers opened the GHM by revealing the offensive HACIENDA global surveillance program for TWD, and how to knock it down with stealth TCP services! Watch it now!

On the Netscape Public License (Original Version)

by Richard Stallman

This article was written March 10-12 1998, about the draft of the NPL which was available at that time.

The Netscape Public License or NPL represents a serious attempt to design new free software distribution terms. It is an interesting attempt, but it has major flaws which need to be corrected. One flaw is so serious that we should regard it as making a program nonfree. The others have diverse consequences: one sends a bad philosophical message, while another creates a major practical problem for the free software community.

The NPL is still a draft, and still being changed; the aim of this article is not to attack and condemn, but to encourage improvements in the NPL. If some of these problems have been corrected by the time you read this, so much the better, and we can put those obsolete issues aside.

1. Not all users are equal

The first problem I noticed in the NPL was that it does not give Netscape and the rest of us equal rights, as the GNU GPL does. Under the NPL, we can use Netscape's code only as specified in the NPL, but Netscape can use our changes in any way at all—even in proprietary licensed versions of the software.

The problem here is subtle, because this does not make the program nonfree. It does not stop us from redistributing the program, or from changing it; it does not deny us any particular freedom. Considered from a purely pragmatic viewpoint, it may not look like a problem at all.

The problem lies in the deeper message embodied in this condition. It denies the idea of cooperation among equals that our community rests on, and says that working on a free program means contributing to a proprietary software product. Those who accept this condition are likely to be changed by it, and the change will not strengthen our community.

One proposed solution for this asymmetry is to put a time limit on it—perhaps three or five years. That would be a big improvement, because the time limit would deny the problematical deeper message.

The practical effects of this condition are minimized by another drawback of the NPL: it is not designed as a thorough copyleft. In other words, it does not try very hard to ensure that modifications made by users are available as free software.

2. Not a copyleft

The NPL has the form of a copyleft; it explicitly says that all modifications made by users must be released under the NPL. But this applies only to modifications to the existing code—not to added subroutines, if they are put in separate files. As a practical matter, this means it is easy to make proprietary changes if you want to: just put the bulk of your code into a separate file, and call the collection a Larger Work. Only the subroutine calls added to the old files will have to be released under the NPL, and they will not be very useful on their own.

The lack of real copyleft is not a catastrophe; it does not make the software nonfree. For example, the XFree86 distribution terms do not try to use copyleft at all, yet XFree86 is free software nonetheless. BSD is also non-copylefted free software (although the BSD terms have a serious drawback and should not be imitated—if you want to release non-copylefted free software, please use the XFree86 terms instead). Netscape software can also be free software without being copylefted.

However, while this is not catastrophic, it is nonetheless a drawback. And because the NPL looks like a copyleft, some users may be confused about it, and might adopt the NPL, thinking that they are obtaining the benefits of copyleft for their software, when that is not the case. To avoid this outcome, we will need to work hard to educate people about an issue that is not easy to explain in a few words.

3. Not respecting privacy

The next problem in the NPL is a show-stopper: if you make a change, you are required to publish it. Private changes for your own use are not allowed; distributing a change only to a few friends is also forbidden.

When we think about the issues of free software, we usually focus on the freedom to distribute and modify, because this is what software developers most often try to prevent. But the freedom NOT to distribute a copy, when you don't wish to, is also important. For example, the freedom to make a modification and not show it to anyone is part of what we call “privacy.” The freedom to distribute your modification to a few friends, but not show it to the general public (or not show it YET) is also essential. (Of course, if the program is free, your friends will be free to pass it on to others if they want to—but they will not be required to.)

Correcting the NPL to respect this basic freedom is absolutely essential, and our community must insist firmly on this. It is not worth sacrificing a vital freedom for one additional program, no matter how useful and exciting it may be.

4. Not compatible with the GPL

There is one other serious problem in the NPL: it is incompatible with the GNU GPL. It is impossible to combine NPL-covered code and GNU GPL-covered code together in one program, not even by linking separate object files or libraries; no matter how this is done, it has to violate one license or the other.

This conflict occurs because the GPL is serious about copyleft: it was designed to ensure that all changes and extensions to a free program must be free. So it does not leave a loophole for making changes proprietary by putting them into a separate file. To close this loophole, the GPL does not allow linking the copylefted program with code that has other restrictions or conditions—such as the NPL.

Being incompatible with the GPL does not make a program nonfree; it does not raise a basic ethical issue. But it is likely to create a serious problem for our community, dividing the code base into two collections that cannot be mixed. As a practical matter, this problem needs to be solved.

Solving this by changing the GPL is possible, but that would entail abandoning copyleft—which would do more harm than good. But it is possible to solve this problem with a small change in the NPL. (See below for a specific way of doing this.)

5. A note about names

NPL stands for Netscape Public License, but GPL does not stand for GNU Public License. The full name of the our license is the GNU General Public License, abbreviated GNU GPL. Sometimes people leave out the word “GNU” and write just GPL.

Conclusion

Since problems 3 and 4 are the most serious, I hope that people will politely and rationally explain to Netscape the importance of solving them. Solutions are available; they just have to decide to use them. There is talk that Netscape has decided to correct problem 3—but letting them know this is important to you can't do any harm. There is no word that they plan to correct problem 4.

Here is a possible way to permit linking NPL-covered code and GPL-covered code together. It can be done by adding these two paragraphs to the NPL:

A.1. You may distribute a Covered Work under the terms of the GNU
     General Public License, version 2 or newer, as published by the
     Free Software Foundation, when it is included in a Larger Work
     which is as a whole distributed under the terms of the same
     version of the GNU General Public License.

A.2. If you have received a copy of a Larger Work under the terms of a
     version or a choice of versions of the GNU General Public
     License, and you make modifications to some NPL-covered portions
     of this Larger Work, you have the option of altering these
     portions to say that their distribution terms are that version or
     that choice of versions of GNU General Public License.

This allows people to combine NPL-covered code with GPL-covered code, and to distribute the combined work under the terms of the GNU GPL.

It permits people to release modifications to such combined works under the terms of the GNU GPL—but the easiest way to release them is under the NPL.

When people take advantage of A.2, their changes will be released only under the terms of the GNU GPL; so these changes would not be available for Netscape to use in proprietary versions. It makes sense that Netscape would see this as unfortunate.

However, the NPL gives proprietary software developers an easy way to make their changes entirely unavailable to Netscape—by putting their code into separate files and calling the combination a Larger Work. In fact, this is easier, for them, than A.2 is for GPL users.

If Netscape feels it can live with the trouble of (effectively) proprietary modifications, surely the trouble of GPL-covered modifications is a small by comparison. If Netscape believes that practical considerations will encourage most of the proprietary software world to release its changes back to Netscape, without being compelled to, the same reasons ought to apply in the free software world as well. Netscape should recognize that this change is acceptable, and adopt it, to avoid confronting free software developers with a serious dilemma.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top