English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Когда компания просит вас передать авторские права

Компании, разрабатывающие свободные программы и выпускающие их под лицензией GNU GPL, иногда также распространяют копии программ на других условиях. Если они поставляют в точности те же программы под другой лицензией определенным пользователям, которые платят за это (как правило, разрешая применять исходные тексты в несвободных программах), то мы называем это “продажей исключений”. Если они поставляют некоторую версию программы исключительно несвободным образом, мы называем это выпуском чисто несвободной версии программы.

http://www.gnu.org/philosophy/selling-exceptions.html разъясняет, почему продажа исключений допустима, хотя только как крайний случай. Напротив, выпуск чисто несвободной версии — это такое же прямое зло, как и выпуск любой другой несвободной программы.

Компании обычно продают исключения, пользуясь программами, которые они разработали сами. Поскольку они обладают авторскими правами на эти программы, они по закону могут распространять их, как угодно, даже на разных условиях параллельно. Но что происходит, когда вы публикуете измененную версию этой свободной программы, а компания хочет включить ваши изменения в свою версию?

Поскольку вы получили программу на условиях GPL, то когда вы распространяете измененную версию, вы должны лицензировать ее на условиях GPL. Если компания получит копию, она сможет пользоваться ею на условиях GPL; ей не будет позволено включать ваши изменения в эту программу и продавать исключения для нее. Ей также будет нельзя выпускать чисто несвободные версии, включающие ваши исходные тексты. Если это то, что вам нужно, то это получается само собой. Однако если компания намерена продавать исключения, она, вероятно, решит отказаться от использования ваших изменений.

Предположим, однако, что вы не против продажи исключений, и вы желаете позволить компании делать это, внося ваши изменения в программу. На это можно пойти, но вам нужно следить за тем, что вы подписываете; в противном случае результаты могут вас удивить.

Компания, вероятно, предложит вам передать или лицензировать ей свои авторские права. Само по себе это не обязательно плохо; например, многие разработчики программ GNU передали авторские права ФСПО. Однако ФСПО никогда не продает исключений, и контракты на передачу авторских прав включают заявление о намерении распространять программы разработчика только с исходным текстом и только с разрешением перераспространения.

Контракт, который предложит компания, может не включать такого заявления. Вместо этого он может позволять компании пользоваться вашими изменениями, как ей угодно. Если вы подпишете это, компания сможет поступать с вашими исходными текстами по-разному. Она сможет продолжать продавать исключения для программы, включающей ваши тексты. Она сможет выпускать чисто несвободные измененные или расширенные версии, включающие ваши тексты. Она сможет даже включить ваши тексты только в несвободные версии. Может получиться, что ваш вклад в программу фактически станет пожертвованием в пользу несвободной программы.

Какие из этих действий разрешать — дело ваше, но вот рекомендации ФСПО. Если вы планируете сделать серьезный вклад в проект, настаивайте, чтобы соглашение о доработках требовало, чтобы версии программы с вашей работой были доступны обществу по лицензии свободных программ. Это позволит разработчику продавать исключения, но предотвратит использование им вашей работы в программах, которые доступны только по несвободной лицензии.

Если ваш вклад меньше, вы могли бы согласиться на более слабое условие: что компания будет включать ваши изменения в выпуски свободных программ так же, как, возможно, в несвободные программы. Это позволило бы компании пользоваться вашей работой в измененных программах, которые доступны только по несвободной лицензии. Выпуск несвободной программы — это всегда плохо, но если ваши изменения невелики, может оказаться более важным улучшить свободную версию, чем оказывать сопротивление несвободным версиям.

Вы можете контролировать эти последствия, настаивая на соответствующих условиях в контракте. Чтобы позволить продавать исключения в программе, которая содержит ваш исходный текст, но отказать компании в возможности выпускать чисто несвободные версии, содержащие ваш текст, вы можете настаивать на условии, более или менее сходном с этим:

Любая программа, основанная (как это определяется в версии 3 Стандартной общественной лицензии GNU) на исходных текстах Программиста, которую будет распространять Фирма, будет публиковаться Фирмой под (а) “Стандартной общественной лицензией GNU (GPL) версии 2 или более поздней”, или (б) так же, как в (а), но с заменой “2” на любой больший номер существующей версии лицензии GPL. В случае, если Фирма будет делать таким образом программу в виде исходных текстов доступной обществу бесплатно, она может также распространять идентичную программу некоторым из пользователей на условиях, позволяющих им компоновать тексты программы с несвободными текстами и выпускать такую комбинацию в двоичном виде по какой им угодно лицензии.

Или, если то, против чего вы возражаете — это выпуск некоторого варианта ваших текстов исключительно в несвободной версии, вы можете настаивать на условии, более или менее сходном с этим:

Любая программа, основанная (как это определяется в версии 3 Стандартной общественной лицензии GNU) на исходных текстах Программиста, которую будет распространять Фирма, будет публиковаться Фирмой под (а) “Стандартной общественной лицензией GNU (GPL) версии 2 или более поздней”, или (б) так же, как в (а), но с заменой “2” на любой больший номер существующей версии лицензии GPL. В случае, если Фирма будет делать таким образом программу в виде исходных текстов доступной обществу бесплатно, она может также распространять эту же версию исходных текстов Программиста в других программах по каким ей угодно лицензиям.

Если программа выпускается под GNU Affero GPL, добавьте “Афферо” после “лицензии”, измените “GPL” на “AGPL”, номер версии “2” на “3”, и, кроме того, имеет смысл заменить “которую будет распространять Фирма” на “которую Фирма будет распространять или эксплуатировать на сервере, доступном пользователям, отличным от Фирмы”.

ФСПО консультировался с юристом об этих текстах, но вам следует получить собственную юридическую консультацию перед тем, как вы воспользуетесь ими.

Когда компания скажет, на какие из этих условий она пойдет, это покажет вам, насколько далеко она планирует отойти от принципов свободного программного обеспечения. Тогда вы можете ответить так, чтобы гарантировать, что ваша работа принесет пользу сообществу свободного программного обеспечения, а не обратится в несвободные программы.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
29% (155K)
Count me in

When a Company Asks For Your Copyright

Companies that develop free software and release it under the GNU GPL sometimes distribute some copies of the code in other ways. If they distribute the exact same code under a different license to certain users that pay for this, typically permitting including the code in proprietary programs, we call it “selling exceptions”. If they distribute some version of the code solely in a proprietary manner, we call that releasing a purely proprietary version of the program.

http://www.gnu.org/philosophy/selling-exceptions.html explains why selling exceptions is acceptable, though only barely. By contrast, releasing a purely proprietary version is outright wrong, like any other proprietary software.

Companies normally do these things using code they developed. Since they hold the copyright on that code, they can legally distribute it in any manner, even in multiple manners in parallel. But what happens when you publish a modified version of that free program, and the company wants to include your changes in its version?

Since you got the program under the GPL, when you distribute a modified version you have to license it under the GPL. If the company receives a copy, it will be able to use those changes under the GPL; it won't be allowed to include your changes in that program and sell exceptions for it. It also won't be able to release purely proprietary versions containing your code. If this is the outcome you want, you get it by default. However, if the company intends to sell exceptions, it will probably decide not to use your changes.

Suppose, though, that you're not opposed to selling exceptions and you're willing to let the company do so while including your changes in the program. You can agree to this, but you need to be careful about what you sign, or you may be surprised by the results.

The company will probably invite you to assign or license your copyright to the company, by signing a copyright assignment contract or a contributor license agreement. That in itself is not inherently bad; for instance, many GNU software developers have assigned copyrights to the FSF. However, the FSF never sells exceptions, and its assignment contracts include a commitment to distribute the contributor's code only with source and only permitting redistribution.

The company's proposed contract may not include such a commitment. It might instead let the company use your changes any way it likes. If you sign that, the company could do various things with your code. It could keep selling exceptions for a program including your code. It could release purely proprietary modified or extended versions including your code. It could even include your code only in proprietary versions. Your contribution of code could turn out to be, in effect, a donation to proprietary software.

It is up to you which of these activities to permit, but here are the FSF's recommendations. If you plan to make major contributions to the project, insist that the contribution agreement require that software versions including your contributions be available to the public under a free software license. This will allow the developer to sell exceptions, but prevent it from using your contributions in software that is only available under a proprietary license.

If your contributions are smaller, you could accept a weaker condition, that the company make your contributions available in a free software release as well as possibly in nonfree programs. This would allow the company to use your contributions in modified software that's only available under a proprietary license. Releasing proprietary software is never a good thing, but if your changes are smaller, it might be more important to improve the free version than resist the nonfree versions.

You can control these outcomes by insisting on the proper conditions in the contract. To allow selling exceptions for the program that contains your code, but refuse to let the company release purely proprietary versions containing your code, you can insist on a condition more or less like this:

Any program based on (as defined in GNU General Public License version 3) Hacker's code that FOO distributes shall be made available by FOO under a) the “GNU General Public License (GPL), version 2 or later”, or b) the licensing in (a), above, but with “2” replaced by any higher existing GPL version number. Provided FOO makes the program available as source code gratis to the public in this way, it may also distribute the identical program to some of its users under terms permitting them to link the program's code with nonfree code and release the combination in binary form under a license of their own choosing.

Or, if what you object to is that some variant of your code might be released solely in a proprietary version, you can insist on a condition more or less like this:

Any program based on (as defined in GNU General Public License version 3) Hacker's code that FOO distributes shall be made available by FOO under a) the “GNU General Public License (GPL), version 2 or later”, or b) the licensing in (a), above, but with “2” replaced by any higher existing GPL version number. Provided FOO makes the program available as source code gratis to the public in this way, it may also distribute the same version of Hacker's code in other programs released under other licenses of its own choosing.

If the program is released under the GNU Affero GPL, then add “Affero” before “General”, change “GPL” to “AGPL”, change “2 or” to “3 or”, and it could make sense to replace “that FOO distributes” with “that FOO distributes, or deploys on a server accessible to users other than FOO”.

The FSF has had these texts reviewed by a lawyer, but you should get your own legal advice before using them.

When a company says which of these conditions it will accept, that will show you how far it plans to depart from the principles of free software. Then you can respond to ensure your work will contribute to the free software community and not be diverted into proprietary software.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top