English [en]   français [fr]   русский [ru]  

Конференция по GNU Health  18-20 ноября, Лас-Пальмас, Испания #GNUHealthCon2016

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Билл Гейтс и другие коммунисты

Ричард Столмен

Первоначально опубликовано в 2005 году в CNET News.com.

Билл Гейтс обсуждал с CNET патенты под заголовком “интеллектуальной собственности” — это выражение, которое охватывает множество несвязанных законов. Он сказал, что всякий, кто безоговорочно не поддерживает все эти законы,— коммунист. Поскольку я не коммунист, но я выступал с критикой в адрес патентов на программы, я могу считать, что эта инсинуация, возможно, обращена в мою сторону.

Выражение “интеллектуальная собственность” слишком широко, чтобы о нем можно было иметь единое мнение. Оно сваливает в одну кучу авторское право, патентное право и разные другие законы, требования и последствия которых совершенно различны. Так что всякий, кто пользуется выражением “интеллектуальная собственность”, обычно либо сам заблуждается, либо пытается ввести в заблуждение вас. Почему мистер Гейтс сваливает эти проблемы в одну кучу? Обратимся к различиям, которые он замалчивает.

Разработчики программ не встречают в штыки авторское право, потому что разработчик программы обладает авторскими правами на эту программу; до тех пор, пока программисты пишут исходные тексты сами, ни у кого другого нет авторского права на их тексты. Не нужно опасаться, что неизвестные в суде обоснованно обвинят их в нарушении авторского права.

Другое дело — патенты. Патенты на программы не распространяются на программы или исходные тексты; они распространяются на идеи (методы, технику, возможности, алгоритмы и т.д.). Разработка крупной программы сопряжена с сочетанием тысяч идей, и даже если несколько из них новы, остальное обязательно заимствовано из других источников, таких как программы, с которыми встречался разработчик. Если бы каждая из этих идей могла быть запатентована кем-то другим, любая крупная программа, скорее всего, нарушала бы сотни патентов. Разрабатывая крупную программу, вы подставляете себя под сотни потенциальных тяжб. Патенты на программы угрожают разработчикам программ и пользователям. Поскольку патентное право распространяется на выполнение программы, на пользователей тоже можно подать в суд.

Небольшому числу разработчиков программ повезло: их эта опасность по большей части не касается. Это мегакорпорации. У каждой из них, как правило, тысячи патентов, и компании взаимно лицензируют их друг с другом. Это дает им преимущество перед меньшими соперниками, которые не в состоянии делать то же самое. Вот почему обычно именно мегакорпорации выступают за патенты на программы.

Сегодня Microsoft — мегакорпорация с тысячами патентов. Компания заявила в суде, что главным конкурентом MS Windows является “Linux”, подразумевая свободную операционную систему GNU/Linux. Во внутренних документах, получивших огласку, говорится, что Microsoft собирается применить патенты на программы, чтобы остановить развитие GNU/Linux.

Когда мистер Гейтс стал расхваливать свое решение проблемы нежелательной корреспонденции, у меня появилось подозрение, что планируется воспользоваться патентами на программы, чтобы захватить власть над сетью. И вот в 2004 году Microsoft обращается в IETF с просьбой одобрить почтовый протокол, который компания пытается запатентовать. Патентная лицензия на этот протокол была написана так, чтобы полностью запретить свободные программы. Никакую программу с поддержкой этого почтового протокола нельзя было бы выпустить как свободную — ни под GNU GPL, ни под MPL, ни под лицензией Apache, ни под какой другой.

Комитет IETF отверг протокол Microsoft, но Microsoft заявила, что попытается убедить крупных операторов связи все равно использовать его. Благодаря мистеру Гейтсу мы теперь знаем, что открытый Интернет с протоколами, которые каждый может реализовывать,— это коммунизм; он был создан знаменитым агентом коммунизма — Министерством обороны США.

Имея такое влияние на рынок, как Microsoft, можно навязывать свой выбор программной системы как стандарт де-факто. Компания Microsoft уже запатентовала некоторые методы реализации .NET, чем вызвала опасения, что многие миллионы пользователей попали под выданную государством монополию Microsoft.

Но капитализм означает монополию; по крайней мере, капитализм в стиле Гейтса. Тот, кто считает, что каждый должен быть волен программировать, волен писать сложные программы,  это коммунисты, по заявлению мистера Гейтса. Но эти коммунисты внедрились даже в правление Microsoft. Вот что Билл Гейтс сказал сотрудникам Microsoft в 1991 году:

“Если бы люди понимали, как будут выдаваться патенты, когда возникало большинство сегодняшних идей, и получали бы патенты, сейчас промышленность была бы в полном застое... В будущем начинающие предприятия без собственных патентов будут вынуждены платить любую цену, какую только пожелают наложить на них гиганты.”

Итак, секрет мистера Гейтса раскрыт — он тоже был “коммунистом”, он тоже признавал, что патенты на программы вредны, пока компания Microsoft не стала одним из этих гигантов. Сейчас Microsoft стремится использовать патенты на программы, чтобы навязывать любую плату, какую только компания пожелает, на вас и на меня. А если мы возражаем, мистер Гейтс обзовет нас коммунистами.

Если вас не пугает, что вас могут так назвать, посетите сайт Фонда свободной информационной инфраструктуры и присоединитесь к борьбе против патентов на программы в Европе. Один раз мы убедили Европейский парламент — у нас была поддержка даже правого крыла — и с вашей помощью мы сделаем это снова.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   français [fr]   русский [ru]  

GNU Health Conference  Nov 18-20, Las Palmas, Spain #GNUHealthCon2016

Bill Gates and Other Communists

by Richard Stallman

Originally published in 2005 in CNET News.com.

Bill Gates discussed patents with CNET under the heading of “intellectual property,” a term that covers many disparate laws. He said anyone who won't give blanket support to all these laws is a Communist. Since I'm not a Communist but I have criticized software patents, I got to thinking this calumny might be aimed at me.

The term “intellectual property” is too broad to have one opinion about. It lumps together copyright law, patent law, and various other laws, whose requirements and effects are entirely different. So anyone using the term “intellectual property” is typically either confused himself, or trying to confuse you. Why does Mr. Gates lump these issues together? Let's study the differences he sets aside.

Software developers are not up in arms against copyright law, because the developer of a program holds the copyright on the program; as long as the programmers wrote the code themselves, no one else has a copyright on their code. There is no danger that strangers could have a valid case of copyright infringement against them.

Patents are a different story. Software patents don't cover programs or code; they cover ideas (methods, techniques, features, algorithms, etc.). Developing a large program entails combining thousands of ideas, and even if a few of them are new, the rest must necessarily have come from other sources, such as programs the developer has seen. If each of these ideas could be patented by someone, every large program is likely to infringe hundreds of patents. Developing a large program means laying oneself open to hundreds of potential lawsuits. Software patents are a menace to software developers, and to the users. Since patent law covers execution of the program, the users can also be sued.

A few fortunate software developers avoid most of the danger. These are the megacorporations, which typically have thousands of patents each, and cross-license with each other. This gives them an advantage over smaller rivals not in a position to do likewise. That's why it is generally the megacorporations that lobby for software patents.

Today's Microsoft is a megacorporation with thousands of patents. Microsoft said in court that the main competition for MS Windows is “Linux,” meaning the free software GNU/Linux operating system. Leaked internal documents say that Microsoft aims to use software patents to stop the development of GNU/Linux.

When Mr. Gates started hyping his solution to the problem of spam, I suspected this was a plan to use patents to grab control of the net. Sure enough, in 2004 Microsoft asked the IETF to approve a mail protocol that Microsoft was trying to patent. The patent license policy for this protocol was written to forbid free software entirely. No program supporting this mail protocol could be released as free software—not under the GNU GPL, or the MPL, or the Apache license, or any other.

The IETF rejected Microsoft's protocol, but Microsoft said it would try to convince major ISPs to use it anyway. Thanks to Mr. Gates, we now know that an open Internet with protocols anyone can implement is Communism; it was set up by that famous Communist agent, the US Department of Defense.

With Microsoft's market clout, it can impose its choice of programming system as a de-facto standard. Microsoft has already patented some .NET implementation methods, raising the concern that millions of users have been shifted to a government-issued Microsoft monopoly.

But Capitalism means monopoly; at least, Gates-style Capitalism does. People who think that everyone should be free to program, free to write complex software, they are Communists, says Mr. Gates. But these Communists have infiltrated even the Microsoft boardroom. Here's what Bill Gates told Microsoft employees in 1991:

“If people had understood how patents would be granted when most of today's ideas were invented and had taken out patents, the industry would be at a complete stand-still today...A future start-up with no patents of its own will be forced to pay whatever price the giants choose to impose.”

Mr. Gates' secret is out now—he too was a “Communist,” he too recognized that software patents were harmful, until Microsoft became one of these giants. Now Microsoft aims to use software patents to impose whatever price it chooses on you and me. And if we object, Mr. Gates will call us “Communists.”

If you're not afraid of name calling, visit the Foundation for a Free Information Infrastructure, and join the fight against software patents in Europe. We persuaded the European Parliament once—we even got support from right-wing MEPs—and with your help we will do it again.

BACK TO TOP


 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.