English [en]   català [ca]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
29% (155к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

GNU GPL и американская мечта

Брэдли М. Кун

Когда я был в начальной школе — здесь же, в Соединенных Штатах Америки,— меня учили, что наша родина — “страна возможностей”. Мои учителя говорили мне, что моя страна — особенная, потому что каждый, у кого есть хорошая идея и стремление хорошо работать, может заработать себе на жизнь и преуспеть. Они называли это “американской мечтой”.

Что было краеугольными камнем “американской мечты”? Равенство: у каждого в нашем обществе одни и те же возможности в выборе своего собственного пути. Я могу сделать любую карьеру, какую захочу, и если я буду усердно трудиться, то я преуспею.

Так вышло, что у меня были кое-какие способности к работе с компьютерами,— в частности, с компьютерными программами. Воспитанный на “американской мечте”, я в полную силу занимался, изучая компьютерные программы. Я хотел реализовать свой шанс преуспеть.

Однако скоро я открыл, что во многих случаях не все игроки на поле компьютерных программ равны. К тому времени, когда я вышел на это поле, большие компании — такие, как Microsoft,— начинали контролировать значительную часть технических методов. Я столкнулся с тем, что реализации этих методов доступны мне по лицензионным соглашениям, которые запрещают мне изучать их и учиться на них. У меня не было никакой возможности заглянуть в исходные тексты программ.

Я также выяснил, что те, у кого много денег, могут договориться о других условиях. Заплатив достаточную сумму, они могут получить разрешение изучать исходный текст и учиться на нем. Как правило, такие лицензии стоят многие тысячи долларов; будучи молодым и относительно бедным, я даже мечтать об этом не мог.

Когда в годы своей юности я работал в сфере программного обеспечения, меня порядком угнетала невозможность узнать больше, но наконец я открыл другой свод программ, который мне изучать и учиться позволял. Эти программы выпускались под другой лицензией, она называлась GNU GPL. Вместо того, чтобы огранить мою свободу исследовать программы и учиться на них, эта лицензия была составлена специально для того, чтобы позволять мне учиться. Эта лицензия гарантировала: что бы ни случилось с обнародованными версиями программы, я всегда смогу изучать ее исходный текст.

На этих программах я быстро сделал карьеру. У меня была масса работы по установке, настройке, администрированию этих программ и обучению работе с ними. Благодаря GNU GPL я знал, что всегда смогу поспевать за конкурентами в своем деле, потому что я всегда легко могу узнать о новшествах, как только они появятся. Это дало мне уникальную возможность и самому вносить такие новшества. Я мог быстро улучшить программу и тем самым произвести впечатление на моих нанимателей. Я даже мог основать свое собственное консультационное бюро. Свое собственное дело! Вершина “американской мечты”!

Поэтому я был так удивлен, когда на прошлой неделе вице-президент Microsoft намекнул, что GNU GPL противоречит “американскому пути”.

GNU GPL составлена специально для того, чтобы гарантировать, что у всех технических новаторов, программистов и пользователей программ будут одинаковые стартовые условия. Каждый студент, независимый подрядчик, малое предприятие и крупная корпорация получили равные возможности вводить новшества. Мы все начинаем гонку из одной точки. Тот, кто глубоко понимает программы и умеет делать свою работу для других хорошо, скорее всего, преуспеет, и они действительно преуспевают.

Это как раз то, что представляет собой “американский путь”; по крайней мере, тот, которому меня учили в школе. Я надеюсь, что мы не позволим Microsoft и прочим определить его по-другому.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   català [ca]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
26% (137K)
Count me in

The GNU GPL and the American Dream

by Bradley M. Kuhn

When I was in grade school, right here in the United States of America, I was taught that our country was the “land of opportunity”. My teachers told me that my country was special, because anyone with a good idea and a drive to do good work could make a living, and be successful too. They called it the “American Dream”.

What was the cornerstone to the “American Dream”? It was equality—everyone had the same chance in our society to choose their own way. I could have any career I wanted, and if I worked hard, I would be successful.

It turned out that I had some talent for working with computers—in particular, computer software. Indoctrinated with the “American Dream”, I learned as much as I could about computer software. I wanted my chance at success.

I quickly discovered though, that in many cases, not all the players in the field of computer software were equal. By the time I entered the field, large companies like Microsoft tended to control much of the technology. And, that technology was available to me under licensing agreements that forbid me to study and learn from it. I was completely prohibited from viewing the program source code of the software.

I found out, too, that those with lots of money could negotiate different licenses. If they paid enough, they could get permission to study and learn from the source code. Typically, such licenses cost many thousands of dollars, and being young and relatively poor, I was out of luck.

After spending my early years in the software business a bit downtrodden by my inability to learn more, I eventually discovered another body of software that did allow me to study and learn. This software was released under a license called the GNU General Public License (GNU GPL). Instead of restricting my freedom to study and learn from it, this license was specifically designed to allow me to learn. The license ensured that no matter what happened to the public versions of the software, I'd always be able to study its source code.

I quickly built my career around this software. I got lots of work configuring, installing, administering, and teaching about that software. Thanks to the GNU GPL, I always knew that I could stay competitive in my business, because I would always be able to learn easily about new innovations as soon as they were made. This gave me a unique ability to innovate myself. I could innovate quickly, and impress my employers. I was even able to start my own consulting business. My own business! The pinnacle of the American Dream!

Thus, I was quite surprised last week when a vice president at Microsoft hinted that the GNU GPL contradicted the American Way.

The GNU GPL is specifically designed to make sure that all technological innovators, programmers, and software users are given equal footing. Each high school student, independent contractor, small business, and large corporation are given an equal chance to innovate. We all start the race from the same point. Those people with deep understanding of the software and an ability to make it work well for others are most likely to succeed, and they do succeed.

That is exactly what the American Way is about, at least the way I learned it in grade school. I hope that we won't let Microsoft and others change the definition.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top