English [en]   français [fr]   русский [ru]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Интервью: Ричард Столмен

[Это интервью, которое Луис Суарес-Потс взял у Ричарда Столмена]

Ричард Столмен — наиболее известный и сильный практик и теоретик свободных программ, он и ввел этот термин в употребление. “Свободный” означает здесь свободу в том же смысле, который вкладывается в выражение “вольная речь”, а не “бесплатное пиво”. Самым известным изобретением Столмена в рамках движения за “свободные программы” была, безусловно, Стандартная общественная лицензия GNU (GPL), которую Столмен создал в 1985 году в качестве общей лицензии, которую можно применять с любой программой. В лицензии оформлена концепция “авторского лева”, “ключевую идею” которого Столмен описал как предоставление “каждому разрешения выполнять программу, копировать программу, изменять программу и распространять измененные версии, но не разрешение добавлять свои собственные ограничения. Таким образом, жизненно важные свободы, которые определяют “свободную программу”, гарантированы каждому, у кого есть копия; они становятся неотчуждаемыми правами” (Столмен. “Операционная система GNU и движение за свободные программы” в сборнике Дибоны Открытые исходные тексты: Голоса революции открытого исходного текста)

С тех пор всякая лицензия свободных программ, вероятно, обязана своим существованием концепции Столмена, в том числе лицензии, управляющие программами OpenOffice.org. Работа Столмена, конечно, имеет бесспорное практическое значение. В краткий список его достижений в программировании входил бы Emacs, а также большинство компонентов системы GNU/Linux, которые он либо писал, либо помогал писать. В 1990 году Столмен получил стипендию Фонда Мак-Артура; он воспользовался предоставленными ему средствами для продолжения своей работы по свободному программному обеспечению (хороший отзыв о роли Столмена см. в работе Муди Кодекс бунтаря).

Возможность для этого интервью представилась, когда я в мае попал на лекцию Столмена в городке “Купертино” компании Sun. В тот раз я попросил Столмена дать интервью по электронной почте. Он ответил согласием, и вскоре я послал нижеприведенный ряд вопросов, на которые он ответил, на многие довольно пространно. Однако мои повторные попытки потерпели неудачу, так что это интервью представляет собой только первый подход. Как следствие, я не смог пройтись по некоторым интересным направлениям (и критически обсудить их); я также по возможности добавил контекстные ссылки на политические взгляды Столмена. Само собой разумеется, взгляды Столмена — это его собственные взгляды, которые не обязательно представляют мои взгляды или позицию OpenOffice.org.

За более подробными сведениями читатели могут обратиться на сайт GNU, а также личный сайт Столмена.

В этом интервью я хотел бы сосредоточиться на вашей текущей работе и на проблематике того, в какого рода обществе нам нужно стремиться жить. В настоящий момент — и на протяжении по меньшей мере семнадцати прошлых лет — вы работали главным образом над тем, чтобы сделать социальную организацию применения программ более этичной.

Но, вкратце, что вы подразумеваете под понятием того, что я здесь называю более этичным обществом?

Нам надо поощрять дух сотрудничества, для этого нужно уважать свободу сотрудничества других людей и не потакать методам, разделяющим и подчиняющим их.

Мы подошли к очень важному вопросу, который, как я надеюсь, вы разъясните нашим читателям. Выражение, которое вы предпочитаете, когда описываете свою этику,— “свободные программы”, где слово “свободный” значит отсутствие ограничений, а не бесплатность. Но есть выражение, которое употребляет все больше и больше людей,— “открытый исходный текст”, оно совсем молодое (1998 года) и, с вашей точки зрения, оно битком набито серьезными проблемами. Если их сравнивать, то выражение “свободные программы” подразумевает жизненную этику и заключает в себе перспективы более справедливого общества, в отличие от второго выражения, выражения “открытый исходный текст”.

Справедливо ли это? Могли бы вы обратиться к этому вопросу и прояснить различия для наших читателей?

Это совершенно верно. Кто-то однажды сказал об этом так: открытый исходный текст — методика разработки; свободные программы — философия политики (или общественное движение).

Движение открытого исходного текста сосредоточено на том, чтобы убедить деловые круги, что они могут получать прибыль, уважая свободу пользователей изменять программы и обмениваться ими. Мы, участники движения за свободные программы, ценим эту работу, но мы убеждены, что на кону стоит и более важный вопрос: на всех программистах лежит этическое обязательство уважать эти свободы других людей. Прибыль сама по себе не является чем-то дурным, но она не может оправдать дурного обращения с другими людьми.

Между прочим, довольно много путаницы было вызвано тем, как называть вашу идею этичного общества. Многие по ошибке стали бы утверждать, что вы предлагаете разновидность коммунизма.

Каждый, кто критикует определенные методы предпринимательства, может ожидать, что его назовут “коммунистом”. Это способ подмены понятий и ухода от обсуждения вопроса. Если люди верят обвинениям, они не слушают то, что в действительности говорят критики (на коммунизм нападать гораздо легче, чем на взгляды движения за свободные программы).

Пекка Химанен в своей недавней работе Хакерская этика правильно опроверг эти утверждения. Я бы сказал больше: то, что вы предлагаете, близко к тому, что такие политические теоретики, как Аминтай Этциони, обозначили бы как коммунитаризм (см., напр., http://communitariannetwork.org/about-communitarianism/). А коммунитаризм никоим образом не враждебен рыночной экономике, которую большинство людей связывает с капитализмом. Совсем наоборот. Как бы вы охарактеризовали свою этическую систему с точки зрения политики?

В жизни есть место предпринимательству, но предпринимательству нельзя позволять господствовать над жизнью каждого. Изначальная идея демократии состояла в том, чтобы дать большинству способ ограничить власть богатой верхушки.

Сегодня власть предприятий (и их владельцев) чересчур велика, и это подрывает демократию в США и за рубежом. Кандидаты сталкиваются с фактическим правом вето со стороны деловых кругов, так что они не смеют ослушаться их приказов.

Происходит переход законодательной власти от избираемых законодателей к таким недемократичным органам, как Всемирная торговая организация, которая была организована, чтобы подчинить общественное здравоохранение, охрану окружающей среды, нормы труда и уровень жизни интересам деловых кругов. Опираясь на NAFTA [1], канадская компания, которая была осуждена в Миссисипи за недобросовестную конкуренцию, обратилась в суд с требованием компенсации со стороны государства ее убытков, к которым привел приговор. Они заявляют, что NAFTA отменяет право государств принимать законы против недобросовестной конкуренции.

Но и этого им мало. Предложенный договор по FTAA [2] потребовал бы во всех государствах приватизировать их общественный сектор, например, школы, водоснабжение, архивы, даже социальную защиту. Именно это хочет протолкнуть Буш с помощью прерогативы “ ускоренного обсуждения”.

К участникам мирного протеста против FTAA в Квебеке полиция применила силу, а затем обвинила в этом демонстрантов. Один из демонстрантов, стоявших на улице, был поражен в горло пластиковой пулей с расстояния 20 футов. Он получил увечье и собирается подать в суд за покушение на убийство — если только фараоны признаются, кто в него стрелял.

На одного из организаторов протеста на улице напала группа неизвестных, которые выскочили из автобуса, сбили его с ног и стали избивать. Когда его друзья пришли на помощь, неизвестные предъявили полицейские удостоверения и увели его.

Даже та демократия, которая пережила глобализационные договоры, скорее всего, будет смята в ходе подавления оппозиции этим договорам.

Прежде всего против вашей твердой этической позиции выдвигали возражение, что этика свободных программ прекрасна, но она не соответствует реальному миру предпринимательства.

Поскольку свыше половины сайтов Всемирной паутины работают GNU/Linux и Apache, это со всей очевидностью просто демагогия. Вы не должны придавать таким ложным утверждениям видимость правдоподобия, делая вид, будто сами принимаете их серьезно.

Я думаю, что хуже оставлять неявную ложь без ответа, чем отвечать на нее прямо. Стержнем моего аргумента было то, что в Microsoft, например, заявляли бы и на самом деле заявляют, что свободные программы не рентабельны, а убыточны. Они уверяют это плохо, как ни крути. Я не думаю, что Microsoft следует игнорировать, точно так же, как не следует игнорировать ВТО. Но мой вопрос был поставлен для того, чтобы отмести эту самоочевидную демагогию, а не для того, чтобы впадать в ошибки других.

Так что я переформулирую свой вопрос: в Microsoft ругали GPL как глупость в предпринимательстве, которая также вредна для “Америки” (что бы это ни означало). Этика сообщества их не беспокоит. Как вы в этом случае опровергаете их демагогию, то есть демагогию тех, кто разделяет взгляды Microsoft?

Столмен не ответил на этот запрос пояснения, но когда это происходило, в выступлении, с которым он незадолго до того выступил в Нью-Йоркском университете, был ответ на пропаганду Microsoft. Фонд свободного программного обеспечения также представил защиту свободных программ.

[Возвращаясь к интервью...]

На более конкретном уровне, как бы вы ответили на критику лица, которому хотелось бы следовать вашим этическим стандартам, но оно чувствует, что не может это делать, поскольку оно хочет также получать деньги от своего умственного труда?

Это гипотетическое лицо, видимо, убеждено, что разработка свободных программ несовместна с оплатой труда. Если это так, то оно неверно информировано — сотни людей получают сегодня плату за разработку свободных программ. Некоторые из них работают в Sun. Это лицо предлагает нам решить проблему, которой в действительности не существует.

Но если ему не удается устроиться на такую работу, связанную со свободными программами? Это могло бы случиться — не каждый сегодня может получить такую работу. Но это не оправдывает разработку несвободных программ. Желание получить прибыль само по себе не дурно, но оно не относится к уважительным причинам, которые могли бы оправдать плохое обращение с другими. Несвободные программы разделяют пользователей и оставляют их беспомощными, а это дурно. Никто не должен этого делать.

Что же ему делать вместо этого? Что угодно. Этот человек мог бы устроиться на работу в другой отрасли. Но это не обязательно — большинство программ разрабатываются на заказ, они не предназначены для публикации ни в качестве свободных, ни в качестве несвободных программ. В большинстве случаев человек может заниматься этим, не поднимая этических вопросов. Это не героизм, но и не злодейство.

Но об авторском праве можно подумать как о друге автора.

В эпоху печатного станка это было верно: авторское право было промышленной нормой, ограничивавшей издателей и требовавшей от них платить автору книги. Оно не ограничивало читателей, потому что действия, которые оно ограничивало, мог выполнять только издатель.

Но это больше не верно. Сейчас авторское право является ограничением, наложенным на общество к выгоде издателей, которые дают авторам небольшую подачку, чтобы купить у них поддержку против общества.

В таком случае, кому прежде всего в нынешней ситуации выгодно авторское право?

Издателям.

Если бы я снова стал работать по совместительству, я не захотел бы выдавать свою работу без минимальной гарантии оплаты моего труда, которую позволяет сделать авторское право.

Вы могли бы делать это без авторского права. Это часть ваших деловых отношений с журналом, в который вы пишете.

Но заметьте, пожалуйста, что я не говорю, что авторское право следует полностью отменить. Вы можете не соглашаться с тем, что я говорил, но бессмысленно критиковать на меня за то, чего я не говорил. Я в своем выступлении говорил, что программы, которые публикуются, должны быть свободны.

За более подробным освещением взглядов Столмена в отношении авторского права за пределами отрасли программирования читателям настоятельно рекомендуется обратиться на сайт GNU и личный сайт Столмена. В частности, читателям, возможно будет интересна речь “ Авторское право и глобализация в век компьютерных сетей”, представленная в Массачусетском техническом институте в Кембридже (штат Массачусетс) 19 апреля 2001 года. Излагая свои взгляды на авторское право в непрограммных сферах, Столмен в интервью отметил: “Это идеи, к которым я пришел после нескольких лет работы над свободными программами. Меня спрашивали, как эти идеи распространяются на другие виды информации, так что в девяностых годах я начал размышлять над этим вопросом. В этой речи излагаются мои мысли по данному вопросу”.

Между прочим: недавно Аргентина стала первой страной, в которой рассматривается введение требования, чтобы все государственные учреждения пользовались свободными программами (см., напр., http://www.wired.com/techbiz/media/news/2001/05/43529).

Я думаю, норма все еще обсуждается — но пока не принята.

Насколько мне известно, это все еще обсуждается... Однако независимо от того, реализовано это законодательно или нет, все равно эта новость воодушевляет, поскольку свободные программы по меньшей мере серьезно рассматриваются как законный вариант. Как эта и другие новости повлияли на планы вашей будущей работы? То есть собираетесь ли вы уделять больше внимания развивающимся странам?

Да. Через две недели [это писалось в середине мая] я еду в Южную Африку, а в Индии основан фонд свободного программного обеспечения. Огромный интерес проявляет также Бразилия.

И последнее. Так называемое движение за “открытый исходный текст” стоит в стороне и совершенно лишено юмора, в отличие от движения за “свободные программы”. Свои лекции и свою песню вы сдабриваете приятной толикой юмора. Я хотел бы завершить интервью, спросив вас, чего вы этим достигаете.

Я развлекаюсь. Это в духе хакерства — только в шутку серьезно.

Примечания переводчиков

  1. NAFTA — англ. North American Free Trade Associtation (“Североамериканская ассоциация свободной торговли”).
  2. FTAA — англ. Free Trade Area of the Americas (“Общеамериканская зона свободной торговли”).

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   français [fr]   русский [ru]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Interview: Richard M. Stallman

[ This is an interview between Louis Suarez-Potts and Richard M. Stallman. ]

Richard M. Stallman is the most forceful and famous practitioner/theorist of free software, a term he coined. “Free” here means free as in “free speech,” not free as in “free beer.” Stallman's most famous intervention in the “free software” movement has surely been the GNU General Public License (GPL), which Stallman created around 1985 as a general license that could be applied to any program. The license codifies the concept of “copyleft,” the “central idea” of which Stallman has described as giving “everyone permission to run the program, copy the program, modify the program, and distribute modified versions, but not permission to add restrictions of their own. Thus, the crucial freedoms that define ‘free software’ are guaranteed to everyone who has a copy; they become inalienable rights” (Stallman, “The GNU Operating System and the Free Software Movement,” in DiBona, Open Sources: Voices from the Open Source Revolution)

Every free-software license since probably owes its existence to Stallman's vision, including those licenses by which OpenOffice.org code is governed. Stallman's work is of course resolutely practical. A short list of his coding accomplishments would include Emacs as well as most of the components of the GNU/Linux system, which he either wrote or helped write. In 1990, Stallman received a McArthur Foundation fellowship; he has used the funds given him to further his free software work. (See Moody, Rebel Code for a good account of Stallman's mission.)

The opportunity for this interview arose when I saw Stallman lecture at Sun's Cupertino campus in May. At that time, I requested an email interview with Stallman. He assented, and shortly after, I submitted the series of questions below, to which he responded, often at length. However, my efforts for a follow-up failed, so this interview is only the first pass. As a consequence, I was unable to extend (and challenge) some interesting avenues; I have also provided as much context as possible for Stallman's politics in the links. It goes without saying that Stallman's views are his own and do not necessarily represent mine or those of OpenOffice.org.

For more information, readers are encouraged to visit the GNU website, as well as Stallman's personal site.

I would like, in this interview, to focus on your current work, and on the problematic of what kind of society we should like to live in. Your focus now—and for at least the last seventeen years—has been on working to make the social arrangements for using software more ethical.

But, [briefly,] what do you mean by the notion of a what I call here a more ethical society?

We need to encourage the spirit of cooperation, by respecting other people's freedom to cooperate and not advancing schemes to divide and dominate them.

This takes us to a point that is quite important and that I am hoping you can clarify for our readers. The term you prefer for your ethic is “free software,” where the word “free” means freedom from constraints and not free to take. But the term that more and more people are using is “Open Source,” a term of quite recent vintage (1998), and, from your perspective, filled with significant problems. Of the two, free software is a term that implies an ethic of living and holds out the promise of a more just society; the other, “open source,” does not.

Is that a fair statement? Would you address that issue, and clarify the distinctions for our readers?

That is exactly right. Someone once said it this way: open source is a development methodology; free software is a political philosophy (or a social movement).

The open source movement focuses on convincing business that it can profit by respecting the users' freedom to share and change software. We in the free software movement appreciate those efforts, but we believe that there is a more important issue at stake: all programmers [owe] an ethical obligation to respect those freedoms for other people. Profit is not wrong in itself, but it can't justify mistreating other people.

Along these lines, there has been considerable confusion over how to name your idea of an ethical society. Mistakenly, many would assert that you are suggesting a communism.

Anyone who criticizes certain business practices can expect to be called “communist” from time to time. This is a way of changing the subject and evading the issue. If people believe the charges, they don't listen to what the critics really say. (It is much easier to attack communism than to attack the views of the free software movement.)

Pekka Himanen, in his recent work, the Hacker Ethic, has rightly countered these claims. I would go further: that what you suggest is close to what political theorists such as Amitai Etzioni would describe as a communitarianism (see, for instance, http://communitariannetwork.org/about-communitarianism/). And communitarianism is by no means hostile to the market economy that most people associate with capitalism. Quite the opposite. Would you speak to what could be called the politics of your ethical system?

There is a place in life for business, but business should not be allowed dominate everyone's life. The original idea of democracy was to give the many a way to check the power of the wealthy few.

Today business (and its owners) has far too much political power, and this undermines democracy in the US and abroad. Candidates face an effective veto by business, so they dare not disobey its orders.

The power to make laws is being transferred from elected legislatures to nondemocratic bodies such as the World Trade Organization, which was designed to subordinate public health, environmental protection, labor standards, and the general standard of living to the interests of business. Under NAFTA [North American Free Trade Associtation], a Canadian company which was convicted in Mississippi of anticompetitive practices is suing for Federal compensation for its lost business due to the conviction. They claim that NAFTA takes away states' right to make laws against anticompetitive practices.

But business is not satisfied yet. The proposed FTAA [Free Trade Area of the Americas] would require all governments to privatize their [public facilities] such as schools, water supply, record keeping, even social security. This is what Bush wants “fast track” authority to push through.

Peaceful protestors against the FTAA in Quebec were violently attacked by police, who then blamed the fighting on the protestors. One protestor standing on the street was shot in the throat with a plastic bullet at a range of 20 feet. He is maimed for life, and seeks to press charges of attempted murder—if the cops will reveal who shot him.

One protest organizer was attacked on the street by a gang that got out of a van, knocked him down, and beat him up. When his friends came to the rescue, the gang revealed itself as undercover police and took him away.

Whatever democracy survives the globalization treaties is likely to be crushed by the efforts to suppress opposition to them.

The most immediate criticism of your insistence on ethics would be that the ethic of free software is fine, but not relevant to the real world of business.

With over half the world's Web sites running on GNU/Linux and Apache, that is evidently just FUD. You should not give such falsehoods credibility by appearing to take them seriously yourself.

I think it is worse to leave implicit lies unanswered than to address them directly. The thrust of my argument was that Microsoft, for instance, would and does claim that free software does not make money and rather loses money. They argue it's a bad idea all around. I don't think that Microsoft is to be ignored, just as the WTO should not be ignored. But: my question was to suggest a rebuttal this self-evident FUD, not to credit the errors of others.

So, I'll rephrase my question: Microsoft has attacked the GPL as business foolishness that is also bad for “America” (whatever that means). They don't care about community ethics. How do you then counter their FUD, or for that matter, the FUD of those who share Microsoft's views?

Stallman did not respond to this query for clarification, but as it happened, a speech he recently presented at New York University responded to Microsoft's propaganda. The Free Software Foundation has presented a defense, of free software, as well.

[To return to the interview…]

On a more individual level, how would you address the criticism of person who would like to follow your ethical standards but feels she cannot because she wants also to make money from her intellectual work?

This hypothetical person appears to believe that developing free software is incompatible with being paid. If so, she is misinformed—hundreds of people are now paid to develop free software. Some of them work for Sun. She is challenging us to solve a problem that doesn't really exist.

But what if she can't get one of these free software jobs? That could happen—not everybody can get them today. But it doesn't excuse developing proprietary software. A desire for profit is not wrong in itself, but it isn't the sort of urgent overriding cause that could excuse mistreating others. Proprietary software divides the users and keeps them helpless, and that is wrong. Nobody should do that.

So what should she do instead? Anything else. She could get a job in another field. But she doesn't have to go that far—most software development is custom software, not meant to be published either as free software or as proprietary software. In most cases, she can do that without raising an ethical issue. It isn't heroism, but it isn't villainy either.

But copyright can be thought of as an author's friend.

In the age of the printing press, that was true: copyright was an industrial restriction on publishers, requiring them to pay the author of a book. It did not restrict the readers, because the actions it restricted were things only a publisher could do.

But this is not true any more. Now copyright is a restriction on the public, for the sake of the publishers, who give the authors a small handout to buy their support against the public.

In the current situation, then, who benefits most from copyright?

The publishers.

Were I freelancing again, I would not want to release my works without the minimal security of payment for my labor copyright affords.

You could do that without copyright. It is part of your business dealings with the magazine you are writing for.

But please note that I don't say copyright should be entirely abolished. You can disagree with what I said, but it makes no sense to attack me for things I did not say. What I said in my speech was that software which is published should be free.

For a more detailed accounting of Stallman's views regarding copyright as extended to fields outside of software, readers are urged to go to the GNU web site, and to Stallman's personal site. In particular, readers might want to look at “Copyright and Globalization in the Age of Computer Networks” presented at the Massachusetts Institute of Technology in Cambridge, Massachusetts on 19 April 2001. Discussing his views on copyright as extended to non-software fields, Stallman mentioned, in the interview, “Those are ideas that I came to after some years of working on free software. People asked me the question, ‘How do these ideas extend to other kinds of information,’ so in the 90s I started thinking about the question. This speech gives my thought on the question.”

On another point: recently, Argentina became the first country to consider requiring all government offices to use free software (see, for instance, http://www.wired.com/techbiz/media/news/2001/05/43529).

I think the regulation is still being discussed—not adopted yet.

As far as I know, that is still the case… However, whether the legislation has been implemented or not, the news is still encouraging, as at least free software is being considered seriously as a legitimate option. What does this (and other news) suggest regarding your future efforts? That is, are you going to pitch the cause more strongly to developing nations?

Yes. I am on my way to South Africa in two weeks [from the time of this writing, mid-May], and a Free Software Foundation is being started in India. There is also great interest in Brazil.

A last point. The so-called “Open Source” movement is by and large devoid of humor. Not so the “Free Software” movement. You, in your lectures and in your song, provide a gratifying humorousness. I'd like to finish by asking, What do you accomplish by this?

I accomplish mirth. That's the hacker spirit—Ha Ha, Only Serious.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top