English [en]   français [fr]   русский [ru]  

Конференция по GNU Health  18-20 ноября, Лас-Пальмас, Испания #GNUHealthCon2016

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Осведомленность общества об авторском праве, ВОИС, июнь 2002

Ричард Столмен

Джефри Ю, помощник генерального директора по вопросам авторского права в ВОИС, сказал это в статье “Осведомленность общества об авторском праве“ в июне 2002 года. Интересно, что ВОИС начинает находить, что лицемерное описание системы ограничения общества как предмета “прав” начинает работать против них.

Сначала сообщение. Чтобы оно было принято хорошо, я рекомендую не ссылаться на “права”. Это выражение само по себе вполне приемлемо, но в повседневном употреблении оно сопряжено с мыслью о правах без соответствующих обязанностей и подразумевает противостояние [так!] “нас” против “них”. Следовательно, это не подойдет, поскольку мы хотим заполучить общество и потребителя на свою сторону. К сожалению, мы не можем обратить время вспять и найти новое выражение для “авторского права”, но мы можем хотя бы не подчеркивать слово “права”. Договор ВОИС по исполнению и звукозаписи касается защиты исполнителей и производителей фонограмм. К счастью, слово “право” в его заголовках не содержится. И нам следует позаимствовать у них это средство.

В сообществе авторского права, таком как собравшееся в этой аудитории, нет ничего плохого в том, чтобы ссылаться на артистов, композиторов, исполнителей или предприятия как на “правообладателей”. Но для формирования общественного мнения неразумно употреблять те же выражения в разговоре с политиками, потребителями, пользователями и публикой. С ними мы должны пользоваться выражениями, исключающими юридический жаргон, выражениями, которые хотя бы нейтральны, а еще лучше — доверительны — которые заключают в себе значения, которые публика может применить к себе. Так что “правообладатели” должны стать живописцами, писателями, скульпторами, музыкантами. Хорошо подойдут для сегодняшней широкой аудитории выражения вроде “культура”, “творчество”, “информация”, “развлечения”, “культурное многообразие”, “культурное наследие”, “вознаграждение за творчество”, “культурное обогащение”. А когда мы обращаемся к молодежи, найдут отклик такие выражения как “классный”, “стильный”, “улетный”. Мы должны находить и правильные лозунги. Мы в ВОИС составили лозунг для Женевского фестиваля культуры, который мы финансировали, он звучал как “Soutenons les artistes et respectons leurs creations”.

Точно так же в наших публичных сообщениях лучше избегать таких выражений, как “индустрия авторского права”. Называть производство музыки и кино “индустрией авторского права” значит освещать дело, предметом которого являются люди, воображение, увлечение и творческие силы с позиций денег и сутяжничества. Это все равно что называть производство автомобилей частью патентной индустрии. Если мы должны для краткости употреблять выражение “авторское право”, то давайте называть эту индустрию “индустрией, основанной на авторском праве”.

Итак, мое предложение состоит в том, чтобы в обращениях к публике затушевывать предпринимательство и экономику и больше подчеркивать человеческий, творческий, вдохновляющий аспект.

Что мы здесь видим? Во-первых, посмотрите, как открыто ВОИС допускает (в кругу друзей), что она стоит на стороне правообладателей. Даже из приличия не говорится об интересах кого-то другого или о том, что к авторскому праву должно предъявляться требование служить на благо общества (содействуя прогрессу за разумную общественную плату).

Во-вторых, мы видим парадокс: выражение “права интеллектуальной собственности” было принято держателями монополий именно для того, чтобы они могли представлять свои привилегии как права, которые нельзя отрицать. То, что у них могли бы быть не только права, но и обязанности, или что их власть могла бы быть небеспредельна, предполагается немыслимым. И кто бы мог поверить, что музыкальные и кинофабрики зиждутся на “деньгах и сутяжничестве”?

Если лицемерие “прав интеллектуальной собственности” начинает обращаться против ВОИС, это не значит, что нам самим следует употреблять это выражение. Если бы мы это делали, мы множили бы лицемерие в стиле ВОИС, вольно или невольно.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   fran├žais [fr]  

BREAKING: Knocking Down The HACIENDA

GNU hackers opened the GHM by revealing the offensive HACIENDA global surveillance program for TWD, and how to knock it down with stealth TCP services! Watch it now! [more]

Public Awareness of Copyright, WIPO, June 2002

by Richard Stallman

Geofrey Yu, Assistant Director General in charge of Copyright at WIPO, said this in a paper “Public Awareness of Copyright”, in June 2002. It is interesting that WIPO is starting to find that the hypocrisy of describing a system of restricting the public as a matter of “rights” is starting to backfire on them.

First the message. For it to go over well, I recommend downplaying the reference to ‘rights’. the term itself is perfectly acceptable, but in daily usage, it has a negative connotation of rights without corresponding obligations and has a [sic] ‘us’ against ‘them’ implication. This won't do, therefore, as we want to win the public and consumer to our side. Unfortunately, we cannot turn the clock back and find a new term in place of ‘copyright’ but we can at least down-play the term ‘rights’. The WIPO Performance and the Phonograms Treaty (WPPT) is about the protection of performers and phonogram producers. The word ‘right’ is happily missing in their titles. And we should take out cure from them.

Within the copyright community such as we are today in this room, it is fine to refer to artists, composers, performers and enterprises as ‘rights holders’. But it is poor public relations to employ the same terms when speaking to politicians, consumers users and the public. With them, we must use the terms devoid of legal jargon, terms, which are at least as neutral or better still, inclusive,conveying meanings with which the public can identify. So ‘rights holders’ should become painters, writers, sculptors, musicians. What goes down well today with general audiences are terms like ‘culture’, ‘creativity’, ‘information’ , ‘entertainment’, ‘cultural diversity’, ‘cultural heritage’, ‘reward for creativity’, ‘cultural enrichment’. And when we talk to youngsters, terms like ‘fun’, ‘hip’, and ‘cool’ will find an echo. We must find the right slogans too. At WIPO we coined a slogan for a Geneva cultural festival that we sponsored which went “Soutenons les artistes et respectons leurs creations.”

In the same way, in our public outreach messages, it is better to avoid terms like “copyright industries”. To call music making and movie-making “copyright industries” is to cast a business which is about people, imagination, fun, and creative energy in a money-centred, legalistic light. It is like calling car-making a patent industry. If we must use the term “copyright” for brevity's sake, let us call the industries “copyright-based industries”.

To sum up, what I would suggest is we down-play business and economics when speaking to the public and stress more the human, creative, inspirational angle.

What can we see here? First, look how openly WIPO admits (among friends) that it takes the side of the copyright holders. There isn't even a fig leaf for the interests of anyone else, or even for the idea that copyright must be required to benefit the public (by promoting progress at a reasonable social cost).

Another is that the irony that the term “Intellectual Property Rights” was adopted by the monopoly holders, precisely so that they could present their privileges as rights that could not be denied. The idea that they might have obligations as well as rights, or that their power might be limited, is supposed to be unthinkable. And who would ever believe that the music and movie factories were “money-centred and legalistic”?

If the hypocrisy of “intellectual property rights” is starting to backfire on WIPO, this does not mean we should use that term ourselves. If we did, we would be spreading WIPO-style hypocrisy, whether we intended to or not.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top