English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   polski [pl]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
29% (155к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Европейский “союзный патент”: неограниченные патенты на программы

Ричард Столмен
Впервые опубликовано в “Гардиан”.

Вслед за индустрией программного обеспечения США, которая переживает давно предугаданные тотальные патентные войны, которые мы предчувствовали, Европейский союз планирует следовать тем же курсом. Когда доклад Харгривса призывал Великобританию избегать патентов на программы, она уже одобрила план, который, видимо, введет эти патенты в Великобритании.

Патенты на программы опасны для разработчиков программ, потому что они устанавливают монополии на программные идеи. Разрабатывать нетривиальные программы нереально или небезопасно, если вы должны протискиваться сквозь лабиринт патентов. См. “Патенты на программы и литературные патенты”, “Гардиан”, 20 июня 2005 года.

В каждой программе комбинируется много идей; в крупной программе их реализованы тысячи. По недавним оценкам Google, в смартфоне может быть 250 тысяч запатентованных идей. Я считаю это число правдоподобным, потому что по моей оценке 2004 года в операционной системе GNU/Linux реализовано около 100 тысяч по-настоящему запатентованных идей. (Ден Рейвичер обнаружил, что Linux (ядро) содержит 283 таких идеи; было подсчитано, что на тот момент оно составляло 0,25% от всей системы.)

Сейчас в США последствия становятся очевидными, но влиятельные многонациональные компании долгое время содействовали распространению патентов на программы по всему миру. В 2005 году Европейский парламент принял во втором чтении директиву, предложенную Европейской комиссией, узаконивающую патенты на программы. Перед этим парламент вносил в нее поправки, чтобы отвергнуть такие патенты, но Совет Европы отменил эти поправки.

Текст, представленный комиссией, написан очень изворотливо: когда его читают простые люди, кажется, что он запрещает патенты на чисто программные идеи, потому что он требует, чтобы у приложения патента имелся физический аспект. Однако он не требует, чтобы “изобретательный уровень”, шаг, который составляет патентоспособное “изобретение”, был физическим.

Это значит, что заявка на патент может представить требуемый физический аспект простым упоминанием физических элементов компьютера, на котором будет выполняться программа (процессор, память, дисплей и т. д.). Для этого не потребуется предлагать какого бы то ни было усовершенствования в этих физических элементах, только сослаться на них как на часть более крупной системы, включающей также программу. Таким образом можно было бы запатентовать любую вычислительную идею. Такой патент распространялся бы только на программы, предназначенные для выполнения на компьютере, но это ограничение не велико, поскольку выполнять крупную программу вручную непрактично.

Мощное общественное движение — первое в истории движение, направленное на то, чтобы убедить Европейский парламент — привело к провалу директивы. Но это не значит, что мы убедили половину парламента отказаться от патентов на программы. Просто поддерживающие их силы, кажется, решили в последнюю минуту отбросить свое собственное предложение.

Добровольные активисты разошлись, думая, что битва выиграна, но корпорации платили своим политикам, чтобы они продолжали это дело. И вот они измыслили другой изворотливый метод: систему “союзных патентов”, предложенную Евросоюзу. Когда в рамках этой системы Европейское патентное бюро выдает патент, он будет автоматически действителен в каждом участвующем государстве, что в данном случае означает весь Евросоюз, кроме Испании и Италии.

Как это повлияет на программные патенты? Очевидно, либо система союзных патентов будет допускать патенты на программы, либо нет. Если она будет допускать их, то никакая страна не сможет самостоятельно избежать их. Это было бы плохо, но что, если эта система откажется от патентов на программы? Это было бы хорошо — верно?

Верно — если не учитывать того, что план был составлен так, чтобы предотвратить это. Небольшая, но критически важная деталь в плане заключается в том, что апелляции против решений Европейского патентного бюро будут рассматриваться на основании правил самого Европейского патентного бюро. Таким образом, бюро могло бы вить веревки из европейских предпринимателей и пользователей компьютеров, как ему заблагорассудится.

Бюро кровно заинтересовано в распространении патентов на столько сфер жизни, на сколько ему только позволят. Если внешние ограничения (такие, как национальные суды) были бы сняты, бюро могло бы вводить патенты на программы или любые другие спорные разновидности патентов. Например, если оно решит, что естественные гены патентоспособны, как это только что сделал апелляционный суд США, никто не сможет отменить это решение, кроме, возможно, Суда Европейского союза.

Фактически решение бюро о патентах на программы уже принято, и его можно наблюдать в действии. Бюро выдало десятки тысяч патентов на программы, пренебрегая договором, который учредил его. (См. “Ваш магазин в Интернете запатентован”.) В настоящее время, однако, каждое государство решает, действительны ли эти патенты. Если будет принята система союзных патентов и Европейское патентное бюро получит бесконтрольную власть принимать решения, Европа получит патентные войны в стиле США.

В марте Суд Европейского союза постановил, что система союзных патентов должна быть ограничена своей юрисдикцией, но неясно, будут ли в эту юрисдикцию входить решения таких существенных вопросов, как “могут ли программные идеи быть запатентованы?” Неясно это потому, что непонятно, как Европейское патентное соглашение соотносится с Судом Европейского союза.

Если Суд Европейского союза может принимать решения об этом, то в этом плане не было бы ничего особо катастрофичного. Вместо этого мы оказались бы в одном шаге от катастрофы. До принятия такой системы Европе следует переписать этот план, чтобы гарантировать, что программы будут в безопасности от патентов. Если это сделать невозможно, то лучше всего отказаться от плана вообще. Незначительные упрощения не стоят катастрофы; гармонизация — неверная цель, если это означает, что дела везде пойдут плохо.

Кажется, что правительство Великобритании хочет катастрофы, поскольку в декабре 2010 года оно выразило пожелание [архивировано], чтобы Суд Европейского союза не имел приоритета над этой системой. Послушает ли правительство Харгривса? Изменит ли оно мнение об этом плане? Британцы должны настаивать на этом.

Подробнее о недостатках и юридических изъянах этого плана можно найти на unitary-patent.eu.

Вы заметите, что термин “интеллектуальная собственность” в статье не употреблялся. Этот термин распространяет заблуждение, потому что он применяется к дюжине не связанных друг с другом законов. Даже если мы рассмотрим просто патентное право и авторское право, то они настолько различны по своим требованиям и результатам, что делать обобщения о двух этих категориях — это ошибка. Чтобы не вводить людей в обобщения о несвязанных законах, я никогда не употребляю термина “интеллектуальная собственность”, и мне он никогда не требуется.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   polski [pl]   русский [ru]  

Europe's “unitary patent” could mean unlimited software patents

by Richard Stallman
First published in The Guardian

Just as the US software industry is experiencing the long anticipated all-out software patent wars that we have anticipated, the European Union has a plan to follow the same course. When the Hargreaves report urged the UK to avoid software patents, the UK had already approved plan that is likely to impose them on UK.

Software patents are dangerous to software developers because they impose monopolies on software ideas. It is not feasible or safe to develop nontrivial software if you must thread a maze of patents. See “Software Patents and Literary Patents”, Guardian, June 20, 2005.

Every program combines many ideas; a large program implements thousands of them. Google recently estimated there might be 250,000 patented ideas in a smartphone. I find that figure plausible because in 2004 I estimated that the GNU/Linux operating system implemented around 100,000 actually patented ideas. (Linux, the kernel, had been found by Dan Ravicher to contain 283 such ideas, and was estimated to be .25% of the whole system at the time.)

The consequences are becoming manifest now in the US, but multinational companies have long lobbied to spread software patents around the world. In 2005, the European Parliament took up the second reading of a directive that had been proposed by the European Commission to authorize software patents. The Parliament had previously amended it to reject them, but the Council of Europe had undone those amendments.

The Commission's text was written in a sneaky way: when read by laymen, it appeared to forbid patents on pure software ideas, because it required a patent application to have a physical aspect. However, it did not require the “inventive step”, the advance that constitutes a patentable “invention”, to be physical.

This meant that a patent application could present the required physical aspect just by mentioning the usual physical elements of the computer on which the program would run (processor, memory, display, etc.). It would not have to propose any advance in these physical elements, just cite them as part of the larger system also containing the software. Any computational idea could be patented this way. Such a patent would only cover software meant for running on a computer, but that was not much of a limitation, since it is not practical to run a large program by hand simulation.

A massive grass-roots effort—the first one ever directed at convincing the European Parliament—resulted in defeat of the directive. But that does not mean we convinced half of Parliament to reject software patents. Rather, it seems the pro-patent forces decided at the last minute to junk their own proposal.

The volunteer activists drifted away, thinking the battle won, but the corporate lobbyists for software patents were paid to stay on the job. Now they have contrived another sneaky method: the “unitary patent” system proposed for the EU. Under this system, if the European Patent Office issues a patent, it will automatically be valid in every participating country, which in this case means all of the EU except for Spain and Italy.

How would that affect software patents? Evidently, either the unitary patent system would allow software patents or it wouldn't. If it allows them, no country will be able to escape them on its own. That would be bad, but what if the system rejects software patents? Then it would be good—right?

Right—except the plan was designed to prevent that. A small but crucial detail in the plan is that appeals against the EPO's decisions would be decided based on the EPO's own rules. The EPO could thus tie European business and computer users in knots to its heart's content.

The EPO has a vested interest in extending patents into as many areas of life as it can get away with. With external limits (such as national courts) removed, the EPO could impose software patents, or any other controversial kind of patents. For instance, if it chooses to decide that natural genes are patentable, as a US appeals court just did, no one could reverse that decision except perhaps the European Court of Justice.

In fact, the EPO's decision about software patents has already been made, and can be seen in action. The EPO has issued tens of thousands of software patents, in contempt for the treaty that established it. (See “Your web shop is patented”.) At present, though, each state decides whether those patents are valid. If the unitary patent system is adopted and the EPO gets unchecked power to decide, Europe will get US-style patent wars.

The European Court of Justice ruled in March that a unitary patent system would have to be subject to its jurisdiction, but it isn't clear whether its jurisdiction would include substantive policy decisions such as “can software ideas be patented?” That's because it's not clear how the European Patent Convention relates to the ECJ.

If the ECJ can decide this, the plan would no longer be certain disaster. Instead, the ball would be one bounce away from disaster. Before adopting such a system, Europe should rewrite the plan to make certain software is safe from patents. If that can't be done, the next best thing is to reject the plan entirely. Minor simplifications are not worth a disaster; harmonization is a misguided goal if it means doing things wrong everywhere.

The UK government seems to wish for the disaster, since it stated in December 2010 [archived] that it wanted the ECJ not have a say over the system. Will the government listen to Hargreaves and change its mind about this plan? Britons must insist on this.

More information about the drawbacks and legal flaws of this plan can be found in unitary-patent.eu.

You will note that the term “intellectual property” has not been used in this article. That term spreads confusion because it is applied to a dozen unrelated laws. Even if we consider just patent law and copyright law, they are so different in their requirements and effects that generalizing about the two is a mistake. Absolutely nothing in this article pertains to copyright law. To avoid leading people to generalize about disparate laws, I never use the term “intellectual property”, and I never miss it either.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top