English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Гадость из Гааги

Ричард Столмен, июнь 2001

Европейцы энергично противостояли и воспрепятствовали попытке ввести патенты на программы в Европе. Предложенное соглашение, подробности которого в настоящее время обсуждаются, угрожают подвергнуть разработчиков программ в Европе действию американских патентов на программы — и других вредных законов со всего света. Проблема стоит не только для программистов; новые опасности встанут перед любого рода авторами. Даже законы о цензуре различных стран могли бы получить общемировое действие.

Темой Гаагского соглашения в действительности не являются патенты, авторские права или цензура, но оно затрагивает все это. Это соглашение о юрисдикции и о том, как одна страна должна рассматривать решения суда другой страны. Основная идея достаточно разумна: если кто-то разобьет вашу машину во Франции или нарушит контракт с вашей французской компанией, вы можете подать на него в суд во Франции, а затем приехать с постановлением суда в любую страну, где он живет (или где у него есть собственность), чтобы привести его там в исполнение.

Соглашение становится проблематичным, когда оно расширяется на распространение информации — потому что информация растекается теперь естественно и непреложно во все страны. (Интернет — это один из путей, но это не единственный путь.) Как следствие, вас смогли бы судить за информацию, которую вы распространяли, по законам любой страны-участницы Гаагского соглашения, а постановление, вероятно, можно было бы приводить в исполнение в вашей стране.

Например, если вы выпускаете пакет программ (свободных или нет) в Германии, а люди применяют его в США, вас могли бы судить за нарушение абсурдного патента США на программы. Эта часть от Гааги не зависит — это могло бы случиться и сейчас. Но сейчас вы могли бы игнорировать постановление суда США, в Германии вы в безопасности, и правообладатель патента знает это. По Гаагскому соглашению от любого германского суда требовалось бы привести в исполнение американское постановление против вас. В результате патенты на программы любой страны-участницы действовали бы во всех странах-участницах. Не допускать патенты на программы в Европу не достаточно, если американские, японские или египетские патенты на программы могут там вас настигнуть.

Но патентное право — не единственная область закона, которая могла привести бы к спазмам, если бы была глобализована Гаагским соглашением. Предположим, вы публикуете утверждение, критикующее общественную фигуру. Если копии читают в Англии, эта общественная фигура могла бы судить вас по строгим законам Великобритании о диффамации. Законы вашей страны могут поддерживать право критики общественной фигуры, но при Гаагском соглашении они не обязательно будут вас защищать и впредь.

Или предположим, что вы публикуете утверждение, в котором ваши цены сравниваются с ценами ваших конкурентов. Если это читают в Германии, где сопоставительная реклама незаконна, вас могли бы осудить в Германии, а постановление принесли бы вам, где бы вы ни находились. (Последующее замечание: я получил записку, что в Германии этот закон, возможно, изменился. Но все равно смысл остается прежним: такой закон мог бы быть в любой стране, и в некоторых других европейских странах он, возможно, есть.)

Или предположим, вы публикуете пародию. Если ее читают в Корее, вас могли бы осудить там, поскольку в Корее не признают права на пародию. (С момента публикации этой статьи корейский Верховный суд утвердил право на пародию, но общая проблема остается.)

Или предположим, что у вас есть политические взгляды, которые запрещены определенным государством. Вас могли бы осудить в этом государстве, а тамошний приговор против вас был бы приведен в исполнение, где бы вы ни жили.

Не так давно компанию Yahoo судили во Франции за ссылки на американские сайты, на которых продавались с аукциона нацистские реликвии, что в США законно. После того как французский суд потребовал от французского отделения Yahoo заблокировать такие ссылки, компания Yahoo пришла в суд США, прося вынести постановление о том, что приговор французского суда нельзя применять к материнской кампании в США.

Возможно, для кого-то будет неожиданностью, что изгнанные китайские диссиденты присоединились к процессу, поддержав Yahoo. Но они знали, что делают — от исхода зависит их демократическое движение.

Видите ли, нацизм — не единственная политическая точка зрения, выражение которой в определенных местах запрещено. Критика китайского режима тоже запрещена — в Китае. Если постановление французского суда против проявлений нацизма можно приводить в исполнение в США или в вашей стране, возможно, постановление китайского суда в отношении высказываний против китайского режима там тоже можно будет приводить в исполнение. (Может быть, поэтому Китай присоединился к переговорам о Гаагском соглашении.) Китайский режим легко может подправить свой закон о цензуре так, что Гаагское соглашение будет на него распространяться; все, что для этого нужно — дать частным лицам (и государственным агентствам) право подавать в суд за диссидентские публикации.

Китай — не единственная страна с запретом критики правительства; когда пишутся эти строки, правительство австралийского штата Виктория ведет процесс с целью подавления книги под названием “Коррупция полиции Виктории” на том основании, что она “скандализирует суды”. Эта книга доступна в Интернете за пределами Австралии. Австралия участвует в Гаагском соглашении; если соглашение будет применимо к таким случаям, постановлением австралийского суда против книги можно было бы воспользоваться, чтобы подавить ее в других местах.

Тем временем произведения с критикой ислама встречают все нарастающую цензуру в Египте, участнике Гаагского соглашения; это тоже могло бы быть глобализовано Гаагским соглашением.

Американцы могут обратиться к Первой поправке, чтобы защититься от иностранных приговоров против своей свободы слова. Черновой вариант договора допускает, чтобы суд игнорировал иностранные приговоры, которые “вопиющим образом несовместимы с общественной политикой”. Это растяжимый критерий, так что вы не можете рассчитывать, что он защитит вас постольку, поскольку ваше поведение законно там, где вы находитесь. Просто то, что он означает, определяется конкретным судом. Едва ли он поможет вам против широких иностранных трактовок авторского права, товарных знаков и патентов на программы, но суды США могли бы воспользоваться им, чтобы отвергнуть приговоры о неприкрытой цензуре.

Однако даже это не поможет вам, если вы публикуете в Интернете, потому что у вашего провайдера либо есть собственность в других странах, либо он сообщается с миром через более крупных провайдеров, у которых она есть. Приговор о цензуре против вашего сайта или любой другой приговор мог бы быть приведен в исполнение против вашего провайдера или провайдера вашего провайдера в любой другой стране, где у него есть собственность — и где нет Билля о правах, а свободу слова не ставят так высоко, как в США. В ответ на это провайдер прикроет ваш сайт. Гаагское соглашение глобализовало бы основания для судебных разбирательств, но не защиту гражданских свобод, так что любую местную защиту можно было бы обойти.

Вам кажется неправдоподобным, что будут судить вашего провайдера? Такое уже случается. Когда многонациональная компания Danone объявила о плане закрыть заводы во Франции, Оливер Малнуи открыл сайт jeboycottedanone.com, чтобы критиковать это. (Название по-французски означает “я бойкотирую Danone”.) Danone подала в суд не только на него, но и на компанию, предоставившую ресурсы для сайта, и регистратора названия домена за “подделку товаров” — и в апреле 2001 года получила постановление, запрещавшее Малнуи упоминать название “Danone” как в названии домена, так и в тексте сайта. Еще более красноречив тот факт, что регистратор в страхе удалил домен раньше, чем суд вынес постановление.

Естественный ответ французских диссидентов — публиковать свою критику Danone за пределами Франции, точно так же, как китайские диссиденты публикуют свою критику Китая за пределами Китая. Но Гаагское соглашение позволило бы Danone нападать на них везде. Возможно, даже эту статью подавили бы через ее провайдера или провайдера ее провайдера.

Политические последствия соглашения не ограничиваются законами, которые существуют сегодня. Когда полсотни стран будут знать, что постановления их судов могли бы приводиться в исполнение в Северной Америке, Европе и Азии, у них не будет недостатка в соблазне вводить законы специально в этих целях.

Предположим, например, что компании Microsoft хотелось бы навязывать авторское право на языки и сетевые протоколы. Они могли бы подойти к небольшой бедной стране и предложить тратить там по пятьдесят миллионов долларов в год в течение двадцати лет, если только эта страна примет закон, в котором сказано, что реализация языка или протокола Microsoft представляет нарушение авторских прав. Они вполне могли бы найти какую-нибудь страну, которая приняла бы это предложение. Тогда, если вы реализуете совместимую программу, Microsoft могла бы судить вас в этой стране и выиграть процесс. Когда судья вынесет вердикт в их пользу и запретит распространение вашей программы, суды в вашей стране будут приводить этот приговор в исполнение по отношению к вам, подчиняясь Гаагскому соглашению.

Вам это кажется невозможным? В 2000 году компания Cisco оказывала давление на Лихтенштейн, небольшую европейскую страну, чтобы там легализовали патенты на программы. А главный специалист по политическим связям IBM угрожал многим европейским государствам прекращением капиталовложений, если они не поддержат патенты на программы. Тем временем Торговый представитель США оказывал давление на страну Среднего Востока Иордан, чтобы там ввели патенты на математику.

Встреча союзов потребителей (http://www.tacd.org) рекомендовала в мае 2001 года, чтобы патенты, авторские права и товарные знаки (“интеллектуальная собственность”) были исключены из сферы действия Гаагского соглашения, потому что эти законы значительно различаются от одной страны к другой.

Эта рекомендация хороша, но она решает только часть проблемы. Патенты и несуразные расширения авторского права — только два из множества оправданий подавления публикаций в определенных странах. Чтобы как следует решить проблему, все случаи законности распространения и передачи конкретных сведений должны быть исключены из глобализации в рамках соглашения, и должна применяться только юрисдикция страны, в которой действует распространитель или передатчик.

В Европе люди, настроенные против патентов на программы, будут активно работать над изменениями в Гаагском соглашении. В США руководство на себя принимает Технический потребительский проект; подробности см. на http://www.cptech.org/ecom/jurisdiction/hague.html.

Сегодня (6 июня 2001 года) намечается открытие дипломатической конференции для работы над деталями Гаагского соглашения. Мы должны как можно скорее проинформировать министерства и общественность о возможных опасностях.


Более подробные сведения о проблемах Гаагского соглашения можно найти на http://web.lemuria.org/DeCSS/hague.html.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   italiano [it]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
28% (145K)
Count me in

Harm from the Hague

By Richard Stallman, June 2001

Europeans have energetically opposed and thwarted the attempt to introduce software patents in Europe. A proposed treaty, now being negotiated, threatens to subject software developers in Europe and other countries to U.S. software patents — and other harmful laws from around the world. The problem is not just for programmers; authors of all kinds will face new dangers. Even the censorship laws of various countries could have globalized effect.

The Hague treaty is not actually about patents, or about copyrights, or about censorship, but it affects all of them. It is a treaty about jurisdiction, and how one country should treat the court decisions of another country. The basic idea is reasonable enough: if someone hits your car in France or breaks a contract with your French company, you can sue him in France, then bring the judgment to a court in whichever country he lives in (or has assets in) for enforcement.

The treaty becomes a problem when it is extended to distribution of information — because information now travels normally and predictably to all countries. (The Internet is one way, but not the only way.) The consequence is that you could be sued about the information you distributed under the laws of any Hague country, and the judgment would probably be enforced by your country.

For instance, if you release a software package (either free or not) in Germany, and people use it in the U.S., you could be sued for infringing an absurd U.S. software patent. That part does not depend on Hague — it could happen now. But right now you could ignore the U.S. judgment, safe in Germany, and the patent holder knows this. Under the Hague treaty, any German court would be required to enforce the U.S. judgment against you. In effect, the software patents of any signatory country would apply to all signatory countries. It isn't enough to keep software patents out of Europe, if U.S. or Japanese or Egyptian software patents can reach you there.

But patent law is not the only area of law that could wreak havoc if globalized by the Hague treaty. Suppose you publish a statement criticizing a public figure. If copies are read in England, that public figure could sue you under the strict U.K. libel law. The laws of your country may support the right to criticize a public figure, but with the Hague treaty, they won't necessarily protect you any more.

Or suppose you publish a statement comparing your prices with your competitors' prices. If this is read in Germany, where comparative advertising is illegal, you could be sued in Germany and the judgment brought back to you wherever you are. (Subsequent note: I've received word that this law may have been changed in Germany. The point is the same, though—any country could have such a law, and some other European countries may still have one.)

Or suppose you publish a parody. If it is read in Korea, you could be sued there, since Korea does not recognize a right to parody. (Since the publication of this article, the Korean Supreme Court affirmed the right to parody, but the general point remains.)

Or suppose you have political views that a certain government prohibits. You could be sued in that country, and the judgment against you there would be enforced wherever you live.

Not long ago, Yahoo was sued in France for having links to U.S. sites that auctioned Nazi memorabilia, which is lawful in the U.S. After a French court required Yahoo France to block such links, Yahoo went to court in the U.S., asking for a ruling that the French judgment cannot be applied to the parent company in the U.S.

It may come as a surprise to learn that exiled Chinese dissidents joined the case in support of Yahoo. But they knew what they were doing — their democracy movement depends on the outcome.

You see, Nazism is not the only political view whose expression is prohibited in certain places. Criticism of the Chinese government is also prohibited — in China. If a French court ruling against Nazi statements is enforceable in the US, or in your country, maybe a Chinese court ruling against anti-Chinese-government statements will be enforceable there too. (This might be why China has joined the Hague treaty negotiations.) The Chinese government can easily adapt its censorship law so that the Hague treaty would apply to it; all it has to do is give private individuals (and government agencies) the right to sue dissident publications.

China is not the only country to ban criticism of the government; as of this writing, the government of Victoria (Australia) is suing to suppress a book called Victoria Police Corruption on the grounds that it “scandalizes the courts.” This book is available on the Internet outside Australia. Australia is a Hague treaty participant; if the treaty applies to such cases, an Australian court judgment against the book could be used to suppress it elsewhere.

Meanwhile, works that criticize Islam have faced increasing censorship in Egypt, a Hague treaty participant; this too could be globalized by the Hague treaty.

Americans may turn to the First Amendment to protect them from foreign judgments against their speech. The draft treaty permits a court to ignore a foreign judgment that is “manifestly incompatible with public policy.” That is a stringent criterion, so you cannot count on it to protect you just because your conduct is legal where you are. Just what it does cover is up to the particular judge. It is unlikely to help you against broad foreign interpretations of copyright, trademarks or software patents, but U.S. courts might use it to reject outright censorship judgments.

However, even that won't help you if you publish on the Internet, because your ISP either has assets in other countries or communicates to the world through larger ISPs that have them. A censorship judgment against your site, or any other kind, could be enforced against your ISP, or your ISP's ISP, in any other country where it has assets — and where there is no Bill of Rights, and freedom of speech does not enjoy the same exalted status as in the U.S. In response, the ISP will shut off your site. The Hague treaty would globalize pretexts for lawsuits, but not the protections for civil liberties, so any local protection could be bypassed.

Does suing your ISP seem far-fetched? It already happens. When the multinational company Danone announced plans to close factories in France, Olivier Malnuit opened a site, jeboycottedanone.com, to criticize this. (The name is French for “I boycott Danone.”) Danone sued not only him but his site hosting company and domain name registrar for “counterfeiting of goods” — and in April 2001 received a ruling prohibiting Malnuit from mentioning the name “Danone” either in the domain name or in the text of the site. Even more telling, the registrar removed the domain in fear before the court made a ruling.

The natural response for French dissidents is to publish their criticism of Danone outside France, just as Chinese dissidents publish their criticism of China outside China. But the Hague treaty would enable Danone to attack them everywhere. Perhaps even this article would be suppressed through its ISP or its ISP's ISP.

The potential effects of the treaty are not limited to laws that exist today. When 50 countries know that their court judgments could be enforced throughout North America, Europe and Asia, they would have plenty of temptation to pass laws just for that purpose.

Suppose, for example, that Microsoft would like to be able to impose copyright on languages and network protocols. They could approach a small, poor country and offer to spend $50 million a year there for 20 years, if only that country will pass a law saying that implementing a Microsoft language or protocol constitutes copyright infringement. They can surely find some country which would take the offer. Then if you implement a compatible program, Microsoft could sue you in that country, and win. When the judge rules in their favor and bans distribution of your program, the courts in your country will enforce the judgment on you, obeying the Hague treaty.

Does this seem implausible? In 2000, Cisco pressured Liechtenstein, a small European country, to legalize software patents. And IBM's chief lobbyist threatened many European governments with a termination of investment if they did not support software patents. Meanwhile, the U.S. trade representative pressured Middle Eastern country Jordan to allow patents on mathematics.

A meeting of consumer organizations (http://www.tacd.org) recommended in May 2001 that patents, copyrights and trademarks (“intellectual property”) should be excluded from the scope of the Hague treaty, because these laws vary considerably between countries.

That is a good recommendation, but it only solves part of the problem. Patents and bizarre extensions of copyright are just two of many excuses used for suppression of publication in certain countries. To solve the problem thoroughly, all cases about the legality of distributing or transmitting particular information should be excluded from globalization under the treaty, and only the country where the distributor or transmitter operates should have jurisdiction.

In Europe, people opposed to software patents will be active in working to change the Hague treaty. In the U.S., the Consumer Project for Technology is taking the lead; for more information, see http://www.cptech.org/ecom/jurisdiction/hague.html.

A diplomatic conference is slated to begin today (June 6, 2001) to work on the details of the Hague treaty. We should make ministries and the public aware of the possible dangers as soon as possible.


There is more information about the problems with the Hague at http://web.lemuria.org/DeCSS/hague.html.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top