English [en]   català [ca]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Новая монополия Microsoft

Ричард Столмен

Эта статья написана в июле 2005 года. В 2006 году компания Microsoft приняла новые правила, так что конкретные правила, описанные ниже, и конкретная их критика имеет только историческое значение. Однако проблема в целом остается: Хитроумно сформулированные новые правила Microsoft никому не дают ясного разрешения реализовывать OOXML.

Европейские законодатели, которые одобряют патенты на программы, часто заявляют, что они не сказались бы на свободных программах (или “открытом исходном тексте”). Юристы Microsoft полны решимости доказать, что они ошибаются.

Во внутренних документах Microsoft, получивших огласку в 1998 году, GNU/Linux, операционная система на базе свободных программ (на которую там ссылаются как на “Linux”), рассматривается как основной конкурент Windows и говорится о применении патентов и секретных форматов файлов, чтобы задержать нас в развитии.

Поскольку власть Microsoft на рынке так велика, компания часто может навязывать по своей воле новые стандарты. Часто ей нужно только добыть патент на незначительную идею, спроектировать формат файлов, язык программирования или протокол связи на ее основе, а затем оказать давление на пользователей, чтобы они приняли его. Тогда нам, членам сообщества свободного программного обеспечения, будет запрещено предоставлять программы, которые делают то, чего желают пользователи; они будут замкнуты на Microsoft, а для нас будет исключена возможность обслуживать их.

До этого компания Microsoft пыталась сделать свою запатентованную схему блокирования спама стандартом Интернета, чтобы исключить свободные программы из обработки электронной почты. Комитет, ответственный за стандарты, отверг это предложение, но компания Microsoft заявила, что все равно попытается убедить крупных поставщиков услуг Интернета применять эту схему.

Сейчас Microsoft планирует попробовать что-то подобное для файлов Word.

Несколько лет назад Microsoft отказалась от своего документированного формата для сохранения документов и перешла на новый формат, который был секретным. Однако разработчики таких текстовых процессоров, как AbiWord и OpenOffice.org, путем многолетних кропотливых экспериментов выяснили этот формат, и теперь эти программы могут читать большинство файлов Word. Но компанию Microsoft еще не обыграли.

В следующей версии Microsoft Word будут применяться форматы, которые привлекают технику, на которую, по заявлению Microsoft, у нее есть патент. Microsoft предлагает бесплатную патентную лицензию для определенных ограниченных применений, но она настолько ограничена, что не допускает использования в свободных программах. Лицензию можно найти здесь: http://www.microsoft.com/whdc/xps/xpspatentlic.mspx.

Свободные программы определяются как программы, уважающие четыре фундаментальных свободы: (0) свободу выполнять программу, как вам угодно, (1) свободу изучать исходный текст и модифицировать его, как вам угодно, (2) свободу создавать и перераспространять копии и (3) свободу публиковать измененные версии. Только программисты могут непосредственно осуществлять свободы 1 и 3, но все пользователи могут осуществлять свободы 0 и 2, и все пользователи получают пользу от модификаций, которые пишут и публикуют программисты.

Распространение приложения под патентной лицензией Microsoft налагает лицензионные условия, запрещающие большинство возможных модификаций программы. Без свободы 3, свободы публиковать измененные версии, она не была бы свободной программой. (Я думаю, что она не могла бы быть и программой “с открытым исходным текстом”, поскольку их определения сходны; но они не идентичны, и я не могу говорить за сторонников открытого исходного текста.)

Лицензия Microsoft требует также вставлять определенное заявление. Это требование само по себе не мешает программе быть свободной: для свободной программы нормально, когда она несет на себе лицензионные замечания, которые нельзя изменять, и это заявление можно было бы добавить в одно из них. Это заявление необъективно и вводит в заблуждение, поскольку в нем употребляется выражение “интеллектуальная собственность”; к счастью, не требуется одобрять это заявление как верное или хотя бы имеющее какой-то смысл, нужно только добавить его. Разработчик программы может нейтрализовать дезинформирующее действие, например, таким предупреждением: “Следующее дезинформирующее заявление было навязано нам компанией Microsoft; пожалуйста, имейте в виду, что это пропаганда. Более подробное объяснение см. на http://www.gnu.org/philosophy/not-ipr.html”.

Однако требование размещать фиксированный отрывок текста на самом деле не так-то просто, потому что каждый, кто делает это, явным образом принял и применил ограничения патентной лицензии Microsoft. Получившаяся в результате программа однозначно не является свободной.

Некоторые лицензии свободных программ, такие как популярнейшая Стандартная общественная лицензия GNU (GNU GPL), запрещают публикацию измененной версии, если она не является точно так же свободной. (Мы называем это пунктом “свобода или смерть”, поскольку это гарантирует, что программа останется свободной или умрет.) Применение лицензии Microsoft к программе под GNU GPL означало бы нарушение лицензии программы; это было бы незаконно. Многие другие лицензии свободных программ допускают несвободные измененные версии. Изменить такую программу и опубликовать измененную версию под патентной лицензией Microsoft не было бы нарушением закона. Но эта модифицированная версия, с измененной лицензией, не была бы свободной программой.

Патент Microsoft, распространяющийся на новый формат Word, является патентом США. В Европе он никого не ограничивает; европейцы вольны сделать и применять программы, которые могут читать этот формат. Европейцы, которые разрабатывают или применяют программы, пользуются преимуществом перед американцами: американцев могут судить за нарушение патента в результате их деятельности, связанной с программами, в США, а европейцев не могут судить за их деятельность в Европе. Европейцы уже могут получать патенты США на программы и преследовать американцев, а американцы не могут получить европейские патенты на программы, если Европа им не позволит.

Все это изменится, если Европейский парламент узаконит патенты на программы. Microsoft будет одним из тысяч иностранных правообладателей патентов на программы, которые принесут свои патенты в Европу, чтобы преследовать там разработчиков программ и пользователей компьютеров. Из пятидесяти с лишним тысяч предположительно недействительных патентов на программы, выданных Европейским патентным бюро, около 80 процентов не принадлежит европейцам. Европейский парламент должен проголосовать, чтобы эти патенты оставались недействительными, а европейцы оставались в безопасности.

[Замечание 2009 года]: Директива Евросоюза, допускающая патенты на программы, была отвергнута, но Европейское патентное бюро продолжило выдавать их, и некоторые страны считают их действительными. Более подробные сведения и то, как принять участие в кампании против патентов на программы в Европе, см. на ffii.org.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   català [ca]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
26% (138K)
Count me in

Microsoft's New Monopoly

by Richard Stallman

This article was written in July 2005. Microsoft adopted a different policy in 2006, so the specific policies described below and the specific criticisms of them are only of historical significance. The overall problem remains, however: Microsoft's cunningly worded new policy does not give anyone clear permission to implement OOXML.

European legislators who endorse software patents frequently claim that those wouldn't affect free software (or “open source”). Microsoft's lawyers are determined to prove they are mistaken.

Leaked internal documents in 1998 said that Microsoft considered the free software GNU/Linux operating system (referred to therein as “Linux”) as the principal competitor to Windows, and spoke of using patents and secret file formats to hold us back.

Because Microsoft has so much market power, it can often impose new standards at will. It need only patent some minor idea, design a file format, programming language, or communication protocol based on it, and then pressure users to adopt it. Then we in the free software community will be forbidden to provide software that does what these users want; they will be locked in to Microsoft, and we will be locked out from serving them.

Previously Microsoft tried to get its patented scheme for spam blocking adopted as an Internet standard, so as to exclude free software from handling email. The standards committee in charge rejected the proposal, but Microsoft said it would try to convince large ISPs to use the scheme anyway.

Now Microsoft is planning to try something similar for Word files.

Several years ago, Microsoft abandoned its documented format for saving documents, and switched to a new format which was secret. However, the developers of free software word processors such as AbiWord and OpenOffice.org experimented assiduously for years to figure out the format, and now those programs can read most Word files. But Microsoft isn't licked yet.

The next version of Microsoft Word will use formats that involve a technique that Microsoft claims to hold a patent on. Microsoft offers a royalty-free patent license for certain limited purposes, but it is so limited that it does not allow free software. You can see the license here: http://www.microsoft.com/whdc/xps/xpspatentlic.mspx.

Free software is defined as software that respects four fundamental freedoms: (0) freedom to run the software as you wish, (1) freedom to study the source code and modify it to do what you wish, (2) freedom to make and redistribute copies, and (3) freedom to publish modified versions. Only programmers can directly exercise freedoms 1 and 3, but all users can exercise freedoms 0 and 2, and all users benefit from the modifications that programmers write and publish.

Distributing an application under Microsoft's patent license imposes license terms that prohibit most possible modifications of the software. Lacking freedom 3, the freedom to publish modified versions, it would not be free software. (I think it could not be “open source” software either, since that definition is similar; but it is not identical, and I cannot speak for the advocates of open source.)

The Microsoft license also requires inclusion of a specific statement. That requirement would not in itself prevent the program from being free: it is normal for free software to carry license notices that cannot be changed, and this statement could be included in one of them. The statement is biased and confusing, since it uses the term “intellectual property”; fortunately, one is not required to endorse the statement as true or even meaningful, only to include it. The software developer could cancel its misleading effect with a disclaimer like this: “The following misleading statement has been imposed on us by Microsoft; please be advised that it is propaganda. See http://www.gnu.org/philosophy/not-ipr.html for more explanation.”

However, the requirement to include a fixed piece of text is actually quite cunning, because anyone who does so has explicitly accepted and applied the restrictions of the Microsoft patent license. The resulting program is clearly not free software.

Some free software licenses, such as the most popular GNU General Public License (GNU GPL), forbid publication of a modified version if it isn't free software in the same way. (We call that the “liberty or death” clause, since it ensures the program will remain free or die.) To apply Microsoft's license to a program under the GNU GPL would violate the program's license; it would be illegal. Many other free software licenses permit nonfree modified versions. It wouldn't be illegal to modify such a program and publish the modified version under Microsoft's patent license. But that modified version, with its modified license, wouldn't be free software.

Microsoft's patent covering the new Word format is a US patent. It doesn't restrict anyone in Europe; Europeans are free to make and use software that can read this format. Europeans that develop or use software currently enjoy an advantage over Americans: Americans can be sued for patent infringement for their software activities in the US, but the Europeans cannot be sued for their activities in Europe. Europeans can already get US software patents and sue Americans, but Americans cannot get European software patents if Europe doesn't allow them.

All that will change if the European Parliament authorizes software patents. Microsoft will be one of thousands of foreign software patent holders that will bring their patents over to Europe to sue the software developers and computer users there. Of the 50,000-odd putatively invalid software patents issued by the European Patent Office, around 80 percent do not belong to Europeans. The European Parliament should vote to keep these patents invalid, and keep Europeans safe.

[2009 note]: the EU directive to allow software patents was rejected, but the European Patent Office has continued issuing them and some countries treat them as valid. See ffii.org for more information and to participate in the campaign against software patents in Europe.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top