English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Техническая нейтральность и свободные программы

Ричард Столмен

Разработчики несвободных программ, выступающие против законов по переходу на свободные программы, часто заявляют, что это нарушает принцип “технической нейтральности”. Это заключение неверно, но в чем ошибка?

Принцип технической нейтральности подразумевает, что государство не должно задавать предпочтительные или нежелательные виды техники. Например, не должно быть правил, которые указывают, должны ли государственные учреждения применять твердотельные накопители или магнитные диски, или должны ли они применять GNU/Linux или BSD. Вместо этого учреждение должно позволить предлагать на конкурсе в составе проекта любую приемлемую технику и выбирать наилучшее/самое дешевое предложение по обычным правилам.

Принцип технической нейтральности правомерен, но у него есть свои пределы. Некоторые виды техники вредны; они могут загрязнять воздух или воду, способствовать устойчивости к антибиотикам, злоупотреблять пользователями, злоупотреблять рабочими, которые производят эту технику, или приводить к массовой безработице. Эти виды техники следует облагать налогами, регулировать, не рекомендовать к употреблению или даже запрещать.

Принцип технической нейтральности применим только к чисто техническим решениям. Это не “этическая нейтральность” и не “социальная нейтральность”; это не относится к решениям этических и социальных вопросов — таких как выбор между свободными и несвободными программами.

Например, когда государство принимает меры по переходу на свободные программы в целях восстановления вычислительного суверенитета страны и ведет народ к свободе и сотрудничеству, это не техническое предпочтение. Это этический, социальный и политический порядок, а не технический выбор. Государство не должно быть нейтральным в вопросе поддержания свободы людей или поощрения сотрудничества. Оно не должно быть нейтральным в вопросе поддержания или восстановления своего суверенитета.

Долг государства — настаивать на том, чтобы программы в его общественных учреждениях соблюдали вычислительный суверенитет страны и чтобы программы, которые преподают в школах, воспитывали учащихся в духе свободы и сотрудничества. Государство должно настаивать том, чтобы в общественных учреждениях и учебных заведениях были исключительно свободные программы. Государство отвечает за поддержание контроля над своими вычислениями, так что оно не должно уступать этот контроль услугам-заменам программ. Кроме того, государство не должно открывать компаниям записи личных данных, которые оно ведет о гражданах.

Когда техническое решение не сопряжено ни с какими этическими императивами, его можно обсуждать с позиций технической нейтральности.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   русский [ru]  

GNU Health Conference  Nov 18-20, Las Palmas, Spain #GNUHealthCon2016

Technological Neutrality and Free Software

by Richard Stallman

Proprietary developers arguing against laws to move towards free software often claim this violates the principle of “technological neutrality”. The conclusion is wrong, but where is the error?

Technological neutrality is the principle that the state should not impose preferences for or against specific kinds of technology. For example, there should not be a rule that specifies whether state agencies should use solid state memory or magnetic disks, or whether they should use GNU/Linux or BSD. Rather, the agency should let bidders propose any acceptable technology as part of their solutions, and choose the best/cheapest offer by the usual rules.

The principle of technological neutrality is valid, but it has limits. Some kinds of technology are harmful; they may pollute air or water, encourage antibiotic resistance, abuse their users, abuse the workers that make them, or cause massive unemployment. These should be taxed, regulated, discouraged, or even banned.

The principle of technological neutrality applies only to purely technical decisions. It is not “ethical neutrality” or “social neutrality”; it does not apply to decisions about ethical and social issues—such as the choice between free software and proprietary software.

For instance, when the state adopts a policy of migrating to free software in order to restore the computing sovereignty of the country and lead the people towards freedom and cooperation, this isn't a technical preference. This is an ethical, social and political policy, not a technological policy. The state is not supposed to be neutral about maintaining the people's freedom or encouraging cooperation. It is not supposed to be neutral about maintaining or recovering its sovereignty.

It is the state's duty to insist that the software in its public agencies respect the computing sovereignty of the country, and that the software taught in its schools educate its students in freedom and cooperation. The state must insist on free software, exclusively, in public agencies and in education. The state has the responsibility to maintain control of its computing, so it must not surrender that control to Service as a Software Substitute. In addition, the state must not reveal to companies the personal data that it maintains about citizens.

When no ethical imperatives apply to a certain technical decision, it can be left to the domain of technological neutrality.


 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.