English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]   українська [uk]  

Конференция по GNU Health  18-20 ноября, Лас-Пальмас, Испания #GNUHealthCon2016

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Почему программами нужно обмениваться

Ричард Столмен

Ричард Столмен написал этот текст, найденный в файле, датированном маем 1983 года, хотя неясно, был ли текст написан в то время или ранее. В мае 1983 года он вынашивал планы разработки свободной операционной системы, но к тому времени он, возможно, еще не принял решения сделать ее системой типа Unix, а не подобием машины-Лиспа Массачусетского технического института.

Он еще не провел различия между двумя значениями слова “free”; это сообщение формулируется в терминах бесплатных копий, но подразумевает, что это означает также, что у пользователей есть свобода.

Пять лет назад считалось само собой разумеющимся, что любой полезной программой, написанной в SAIL, MIT, CMU и т.д., будут обмениваться. С тех пор эти университеты стали действовать в точности как программистские фирмы — все полезное продается за бешеные деньги (как правило, после того, как это напишут на госдотации).

Люди всевозможными способами доказывают, что раздавать программы вредно. Эти якобы проблемы никогда нас не беспокоили в те времена, когда мы хотели обмениваться, они никогда не затрагивали EMACS, так что я подозреваю, что все это вздор.

Например, говорят, что компании будут “красть” программы и продавать их. Если это так, это не хуже, чем если бы их продавал Стенфорд! По крайней мере у людей была бы возможность получить бесплатную копию. Пользователи хотят покупать программы с поддержкой? Так пусть продают контракты на поддержку — но сами программы пусть раздают бесплатно.

По-моему, я могу оспорить любые причины запрета на обмен программами, какие только могут прийти в голову. Но главное — это почему нам нужно обмениваться:

Если устранить искусственные помехи, мы будем делать больше при том же объеме работ. И мы будем в большей гармонии с остальными людьми.

Обмен программами — это та форма, которую научное сотрудничество принимает в области информатики. Раньше университеты защищали принцип научного сотрудничества. Правильно ли для них будет отказываться от него ради наживы?

Должны ли мы позволять им это?

Уже сейчас аспиранты работают над программными проектами, предназначенными специально для продажи. Но если бы мы создали атмосферу воззрений, какая была пять лет назад, университет не посмел бы этого делать. А если вы станете обмениваться, другие тоже могут начать обмениваться с вами.

Так давайте снова обмениваться.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]   українська [uk]  

GNU Health Conference  Nov 18-20, Las Palmas, Spain #GNUHealthCon2016

Why Programs Should be Shared

by Richard Stallman

Richard Stallman wrote this text, which was found in a file dated May 1983, though it is not clear whether it was written then or earlier. In May 1983 he was privately considering plans to develop a free operating system, but he may not yet have decided to make it a Unix-like system rather than something like the MIT Lisp Machine.

He had not yet conceptually distinguished the two meanings of “free;” this message is formulated in terms of gratis copies, but take for granted that this means users also have freedom.

Five years ago one could take for granted that any useful program written at SAIL, MIT, CMU, etc. would be shared. Since then, these universities have started acting just like software houses—everything useful will be sold for an arm and a leg (usually after being written at gov't expense).

People find all sorts of excuses why it's harmful to give away software. These supposed problems never bothered us back when we wanted to share, and haven't affected EMACS, so I suspect they are bogus.

For example, people say that companies will “steal” it and sell it. If so, that would be no worse than Stanford selling it! At least people would have the choice of getting a free copy. Users want to buy maintained software? Then let people sell service contracts—but give the software itself free.

I think I can dispose of any reasons you may think exist for not sharing software. But more important is the reason why we should share:

We would get more done with the same amount of work, if artificial obstacles were removed. And we would feel more in harmony with everyone else.

Sharing software is the form that scientific cooperation takes in the field of computer science. Universities used to defend the principle of scientific cooperation. Is it right for them to throw it over for profit?

Should we let them?

Right now graduate students here are working on programming projects that are specifically intended for sale. But if we create a climate of opinion like that of five years ago, the university wouldn't dare to do this. And if you start sharing, other people might start sharing with you.

So let's start sharing again.

BACK TO TOP


 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.