Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Почему программами нужно обмениваться

Примечание редактора: этот текст был найден в файле, датированном маем 1983 года, хотя неясно, был ли текст написан в то время или ранее. В мае 1983 года Ричард Столмен вынашивал планы разработки свободной операционной системы, но к тому времени он, возможно, еще не принял решения сделать ее системой типа Unix, а не подобием машины-Лиспа Массачусетского технического института.

Он еще не провел различия между двумя значениями слова “free”; это сообщение формулируется в терминах бесплатных копий, но подразумевает, что это означает также, что у пользователей есть свобода.


Пять лет назад считалось само собой разумеющимся, что любой полезной программой, написанной в SAIL, MIT, CMU и т.д., будут обмениваться. С тех пор эти университеты стали действовать в точности как программистские фирмы — все полезное продается за бешеные деньги (как правило, после того, как это напишут на госдотации).

Люди всевозможными способами доказывают, что раздавать программы вредно. Эти якобы проблемы никогда нас не беспокоили в те времена, когда мы хотели обмениваться, они никогда не затрагивали EMACS, так что я подозреваю, что все это вздор.

Например, говорят, что компании будут “красть” программы и продавать их. Если это так, это не хуже, чем если бы их продавал Стенфорд! По крайней мере у людей была бы возможность получить бесплатную копию. Пользователи хотят покупать программы с поддержкой? Так пусть продают контракты на поддержку — но сами программы пусть раздают бесплатно.

По-моему, я могу оспорить любые причины запрета на обмен программами, какие только могут прийти в голову. Но главное — это почему нам нужно обмениваться:

Если устранить искусственные помехи, мы будем делать больше при том же объеме работ. И мы будем в большей гармонии с остальными людьми.

Обмен программами — это та форма, которую научное сотрудничество принимает в области информатики. Раньше университеты защищали принцип научного сотрудничества. Правильно ли для них будет отказываться от него ради наживы?

Должны ли мы позволять им это?

Уже сейчас аспиранты работают над программными проектами, предназначенными специально для продажи. Но если бы мы создали атмосферу воззрений, какая была пять лет назад, университет не посмел бы этого делать. А если вы станете обмениваться, другие тоже могут начать обмениваться с вами.

Так давайте снова обмениваться.