English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   polski [pl]   русский [ru]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

“Прогресс” вычислительной техники: хорошее и плохое

Ричард Столмен

В Би-Би-Си меня пригласили написать статью для их рубрики “Техническая лаборатория”, и вот что я им послал. (Текст ссылается на пару других статей, опубликованных под этой же рубрикой.) В конце концов в Би-Би-Си не пожелали опубликовать ее с замечанием о разрешении копирования, так что я опубликовал это здесь.

Брэдли Хоровиц из Yahoo здесь предложил, чтобы у любого объекта в нашем мире был уникальный номер, чтобы ваш сотовый телефон мог записывать все, что вы делаете — даже какие консервы вы взяли в магазине.

Если телефон будет таким, как сегодняшние телефоны, в нем будут использоваться несвободные программы: программы, контролируемые компаниями, разработавшими их, а не пользователями. Эти компании не упустят возможности сделать информацию, которую телефон собирает о вас, доступной в базе данных компании, производящей телефоны (назовем ее Большим Братом), а возможно, и у других компаний.

В будущем Великобритании, каким его видит Лейбористская партия, эти компании непременно будут передавать эти сведения полиции. Если ваш телефон докладывает, что вы купили деревянную палку и кусок фанеры для плакатов, система телефонной компании сделает вывод, что вы, возможно, планируете акцию протеста, и автоматически сообщит о вас в полицию, чтобы они могли обвинить вас в “терроризме”.

В Великобритании считается буквально преступлением, если вы подозрительны — точнее, если у вас есть любой предмет при обстоятельствах, в которых создается “резонное подозрение”, что вы могли бы применить его определенным противоправным образом. Ваш телефон даст полиции массу возможностей подозревать вас, так что они смогут обвинить вас в том, в чем они вас заподозрили. Подобное будет происходить в Китае, где компания Yahoo уже передала правительству все сведения, необходимые, чтобы заключить в тюрьму одного диссидента; впоследствии компания оправдывалась перед нами на том основании, что они “просто следовали приказам”.

Хоровиц хотел бы, чтобы телефоны автоматически помечали информацию, основываясь на знании того, когда вы пойдете на встречу или другое мероприятие. Это значит, что телефонная компания тоже будет в точности знать, с кем вы встречаетесь. Эти сведения также будут интересны правительству в таких странах, как Великобритания или Китай, которые урезают права человека.

Мне не очень-то нравится картина тотальной слежки Хоровица. Наоборот, я рисую себе мир, в котором наши компьютеры никогда не собирают и никому не передают о нас никаких сведений, кроме тех, которые мы хотим передать.

Несвободные программы не только шпионят, они занимаются и другими мерзостями; они часто реализуют цифровые наручники — особенности, спроектированные для ограничения пользователей (называемые также цифровым управлением ограничениями). Эти особенности контролируют то, как вы можете читать, копировать или перемещать файлы на своем собственном компьютере.

Цифровое управление ограничениями — распространенная практика: она есть у Microsoft, она есть у Apple, она есть у Google, она есть даже у Би-Би-Си в iPlayer. Многие государства, встав на сторону этих компаний против общественности, провели законы, запрещающие рассказывать другим, как вырваться из цифровых наручников. В результате конкуренция ничем не может повлиять на положение дел: неважно, из скольких несвободных альтернатив вы можете выбирать — все они наденут на вас те же самые наручники. Если компьютеру известно, где вы находитесь, это делает цифровое управление ограничениями еще хуже: есть компании, которые хотели бы ограничивать ваш доступ в зависимости от вашего текущего местоположения.

У меня другие представления о будущем. Я хотел бы видеть мир, в котором все программы на наших компьютерах — на наших настольных персональных компьютерах, на портативных и карманных компьютерах, в наших телефонах — находятся под нашим контролем и уважают нашу свободу. Другими словами, мир, где все программы свободны.

Свободная программа, программа, уважающая свободу, подразумевает, что каждый пользователь программы может свободно получить исходный текст программы и изменить программу, чтобы она делала то, что желает пользователь, а также может свободно раздавать или продавать копии, с изменениями или без них. Это значит, что пользователи ее контролируют. Когда пользователи контролируют программы, никто не в состоянии навязывать другим скверные особенности.

Даже если вы не осуществляете этот контроль сами, вы являетесь частью общества, в котором другие делают это. Если вы не программист, программистами являются другие пользователи программы. Наверное, они найдут и удалят скверные особенности, которые позволяли бы шпионить за вами или ограничивать вас, и опубликуют безопасные версии. Вам нужно будет только выбрать и пользоваться ими — и поскольку другие пользователи будут предпочитать их, это, как правило, будет происходить без малейших усилий с вашей стороны.

Чарльз Стросс изобразил компьютеры, которые непрерывно записывают все, что мы видим и слышим. Эти записи могли бы быть очень полезны до тех пор, пока Большой Брат не видит и не слышит все это. Сегодняшние сотовые телефоны уже способны подслушивать своих пользователей, не оповещая их об этом, по запросу из полиции, телефонной компании или любого, кто знает нужные команды. Пока в телефонах используются несвободные программы, мы должны ожидать, что это будет только ухудшаться. Только свободные программы дают гражданам, пользующимся компьютерами, возможность сопротивляться тотальной слежке.

В статье Дейва Уинтера мистеру Гейтсу предлагается отправить копию Windows Vista к альфе Центавра. Я понимаю его чувства, но отправка только одной копии не решит нашей проблемы здесь, на Земле. Windows спроектирована так, чтобы шпионить за пользователями и ограничивать их. Нам следует собрать все копии Windows, а заодно, по той же самой причине, MacOS и iPlayer и отправить их к альфе Центавра самым малым ходом. Или просто стереть их.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   polski [pl]   русский [ru]  

BREAKING: Knocking Down The HACIENDA

GNU hackers opened the GHM by revealing the offensive HACIENDA global surveillance program for TWD, and how to knock it down with stealth TCP services! Watch it now! [more]

Computing ‘progress’: good and bad

by Richard Stallman

The BBC invited me to write an article for their column series, The Tech Lab, and this is what I sent them. (It refers to a couple of other articles published in that series.) The BBC was ultimately unwilling to publish it with a copying-permission notice, so I have published it here.

Bradley Horowitz of Yahoo proposed here that every object in our world have a unique number so that your cell phone could record everything you do—even which cans you picked up while in the supermarket.

If the phone is like today's phones, it will use proprietary software: software controlled by the companies that developed it, not by its users. Those companies will ensure that your phone makes the information it collects about you available to the phone company's database (let's call it Big Brother) and probably to other companies.

In the UK of the future, as New Labour would have it, those companies will surely turn this information over to the police. If your phone reports you bought a wooden stick and a piece of poster board, the phone company's system will deduce that you may be planning a protest, and report you automatically to the police so they can accuse you of “terrorism”.

In the UK, it is literally an offense to be suspect—more precisely, to possess any object in circumstances that create a “reasonable suspicion” that you might use it in certain criminal ways. Your phone will give the police plenty of opportunities to suspect you so they can charge you with having been suspected by them. Similar things will happen in China, where Yahoo has already given the government all the information it needed to imprison a dissident; it subsequently asked for our understanding on the excuse that it was “just following orders.”

Horowitz would like cell phones to tag information automatically, based on knowing when you participate in an event or meeting. That means the phone company will also know precisely whom you meet. That information will also be interesting to governments, such as those of the UK and China, that cut corners on human rights.

I do not much like Horowitz's vision of total surveillance. Rather, I envision a world in which our computers never collect, or release, any information about us except when we want them to.

Nonfree software does other nasty things besides spying; it often implements digital handcuffs—features designed to restrict the users (also called DRM, for Digital Restrictions Management). These features control how you can access, copy, or move the files in your own computer.

DRM is a common practice: Microsoft does it, Apple does it, Google does it, even the BBC's iPlayer does it. Many governments, taking the side of these companies against the public, have made it illegal to tell others how to escape from the digital handcuffs. As a result, competition does nothing to check the practice: no matter how many proprietary alternatives you might have to choose from, they will all handcuff you just the same. If the computer knows where you are located, it can make DRM even worse: there are companies that would like to restrict what you can access based on your present location.

My vision of the world is different. I would like to see a world in which all the software in our computers — in our desktop PCs, our laptops, our handhelds, our phones — is under our control and respects our freedom. In other words, a world where all software is free software.

Free software, freedom-respecting software, means that every user of the program is free to get the program's source code and change the program to do what she wants, and also free to give away or sell copies, either exact or modified. This means the users are in control. With the users in control of the software, nobody has power to impose nasty features on others.

Even if you don't exercise this control yourself, you are part of a society where others do. If you are not a programmer, other users of the program are. They will probably find and remove any nasty features, which might spy on or restrict you, and publish safe versions. You will have only to select to use them—and since all other users will prefer them, that will usually happen with no effort on your part.

Charles Stross envisioned computers that permanently record everything that we see and hear. Those records could be very useful, as long as Big Brother doesn't see and hear all of them. Today's cell phones are already capable of listening to their users without informing them, at the request of the police, the phone company, or anyone that knows the requisite commands. As long as phones use nonfree software, controlled by its developers and not by the users, we must expect this to get worse. Only free software enables computer-using citizens to resist totalitarian surveillance.

Dave Winer's article suggested that Mr. Gates should send a copy of Windows Vista to Alpha Centauri. I understand the feeling, but sending just one won't solve our problem here on Earth. Windows is designed to spy on users and restrict them. We should collect all the copies of Windows, and of MacOS and iPlayer for the same reason, and send them to Alpha Centauri at the slowest possible speed. Or just erase them.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top