English [en]   français [fr]   Nederlands [nl]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]   Shqip [sq]  

Free Software Free Society

Together we have the opportunity to empower the world through the use of free software. The only way to counter proprietary software companies and the billions of dollars they use to strip user rights is through the power of your voice and your generosity.

103 Joined
600 New Members

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Что для вашего компьютера значит быть лояльным?

Ричард Столмен

Мы говорим, что выполнение свободных программ на вашем компьютере означает, что он работает под вашим контролем. Неявно это подразумевает, что ваш компьютер делает то, что ему велят ваши программы, и ничего более. Другими словами, ваш компьютер лоялен по отношению к вам.

В 1990 году мы принимали это как само собой разумеющееся; в наши дни многие компьютеры проектируются нелояльными по отношению к своим пользователям. Стало необходимым сформулировать, что для вашего компьютера означает быть лояльной платформой, которая подчиняется вашим решениям, которые вы выражаете, заставляя ее выполнять определенные программы.

Наше предварительное определение состоит из следующих принципов:

Возможность установки

Пользователь должен быть в состоянии заменить любые программы, которые может заменять кто-то еще.

Таким образом, если компьютер требует знания пароля или какого-то другого секрета, чтобы заменять какие-то программы на нем, то продавец компьютера должен раскрыть секрет и вам.

Нейтральность к программам

Компьютер выполняет, непредвзято, любые программы, какие вы на нем устанавливаете, и позволяет этим программам делать все, что в этих программах ни записано.

Функция проверки подписей на выполняемых программах совместима с этим принципом при условии, что проверка подписей полностью находится под контролем пользователя. Когда это так, функция помогает реализовать решения пользователя о том, какие программы выполнять, а не подрывает решений пользователя. Напротив, проверка подписей, которая не находится полностью под контролем пользователя, нарушает этот принцип.

Нейтральность к протоколам

Компьютер связывается, непредвзято, по любому протоколу, какой только ни реализуют установленные вами программы, с любыми пользователями и любыми другими компьютерами в сети, с которыми вы указываете связаться.

Это значит, что компьютер не навязывает одну конкретную службу вместо другой, один протокол вместо другого. Он не требует, чтобы пользователь получал разрешение на связь по определенному протоколу.

Нейтральность к реализациям

Когда компьютер связывается по любому данному протоколу, он поддерживает такую связь, непредвзято, с помощью любых программ по вашему выбору (в предположении, что программы реализуют заданный протокол), и не делает ничего, чтобы помочь любой другой части Интернета различать, какими программами вы пользуетесь или какие изменения вы, возможно, в них внесли, или проводить дискриминацию по признаку того, какой выбор вы делаете.

Это подразумевает, что компьютер отвергает удаленное освидетельствование, то есть не позволяет другим компьютерам определить по сети, выполняется ли в компьютере конкретный набор программ. Удаленное освидетельствование дает сайтам Интернета власть вынуждать вас соединяться с ними только через приложение с цифровым управлением ограничениями, которое вы не можете взломать, отказывая вам в фактическом контроле над программами, которые вы применяете для связи с ними.

Мы можем понимать удаленное освидетельствование как общую схему, позволяющую любому сайту Интернета навязывать тивоизацию или “замыкание” на локальных программах, с помощью которых вы соединяетесь с сайтом. Простая тивоизация программы не дает измененным версиям нормально работать; это делает программу несвободной. Удаленное освидетельствование сайтами Интернета не дает измененным версиям работать с теми сайтами, которые их используют, что делает программу фактически несвободной при пользовании этими сайтами. Если компьютер позволяет сайтам не давать вам пользоваться ими с помощью измененной версии программы, то он лоялен по отношению к ним, а не к вам.

Нейтральность к сообщаемым данным

Когда компьютер получает данные по какому бы то ни было протоколу, он не ограничивает то, что программа может делать с данными, полученными по этой связи.

Любое цифровое управление ограничениями на аппаратном уровне нарушает этот принцип. Например, аппаратура не должна выдавать видеопотоки, зашифрованные так, что расшифровать их может только монитор.

Возможность отладки

Компьютер всегда разрешает вам анализировать работу программы, которая выполняется.

Полнота

Вышеперечисленные принципы распространяются на все программные протоколы компьютера и все соединения, которые осуществляет компьютер. У компьютера не должно быть никаких нелояльных программируемых ресурсов, и он не должен устанавливать никаких нелояльных связей.

Например, блок AMT в последних процессорах Intel выполняет несвободные программы, которые могут общаться по сети с Intel. Если это не отключено, это делает систему нелояльной.

Чтобы компьютер был полностью к вашим услугам, он должен поставляться с документацией всех протоколов, предназначенных для того, чтобы программы, выполняющиеся на компьютере, получали контроль над ним. Сам по себе пробел в документации не означает, что компьютер активно нелоялен, но он означает, что есть какие-то аспекты, в которых компьютер вам не служит. В зависимости от того, какие это аспекты, это может быть, а может не быть настоящей проблемой.

Мы просим читателей присылать критику и предложения по этому определению по адресу <computer-principles@gnu.org>.

Лояльность определяется здесь по простейшему осмысленному критерию, какой мы только могли придумать. Критерий не требует, чтобы все программы на компьютере были свободны. Однако присутствие на компьютере несвободных программ мешает проверить, лоялен ли компьютер, и гарантировать, что он будет оставаться лояльным.

История

Вот список существенных изменений в этой странице.

НАВЕРХ

[Эмблема ФСПО]“Фонд свободного программного обеспечения (ФСПО) — некоммерческая организация, задачей которой является содействие свободе пользователей компьютеров по всему миру. Мы защищаем права всех пользователей программ”.

ВСТУПИТЬ МАГАЗИН

English [en]   français [fr]   русский [ru]   Shqip [sq]  

What Does It Mean for Your Computer to Be Loyal?

by Richard Stallman

We say that running free software on your computer means that its operation is under your control. Implicitly this presupposes that your computer will do what your programs tell it to do, and no more. In other words, that your computer will be loyal to you.

In 1990 we took that for granted; nowadays, many computers are designed to be disloyal to their users. It has become necessary to spell out what it means for your computer to be a loyal platform that obeys your decisions, which you express by telling it to run certain programs.

Our tentative definition consists of these principles.

Installability

Any software that can be replaced by someone else, the user must be empowered to replace.

Thus, if the computer requires a password or some other secret in order to replace some of the software in it, whoever sells you the computer must tell you that secret as well.

Neutrality towards software

The computer will run, without prejudice, whatever software you install in it, and let that software do whatever its code says to do.

A feature to check for signatures on the programs that run is compatible with this principle provided the signature checking is fully under the user's control. When that is so, the feature helps implement the user's decisions about which programs to run, rather than thwarting the user's decisions. By contrast, signature checking that is not fully under the user's control violates this principle.

Neutrality towards protocols

The computer will communicate, without prejudice, through whatever protocol your installed software implements, with whatever users and whatever other networked computers you direct it to communicate with.

This means that computer does not impose one particular service rather than another, or one protocol rather than another. It does not require the user to get anyone else's permission to communicate via a certain protocol.

Neutrality towards implementations

When the computer communicates using any given protocol, it will support doing so, without prejudice, via whatever code you choose (assuming the code implements the intended protocol), and it will do nothing to help any other part of the Internet to distinguish which code you are using or what changes you may have made in it, or to discriminate based on your choice.

This entails that the computer rejects remote attestation, that is, that it does not permit other computers to determine over the network whether your computer is running one particular software load. Remote attestation gives web sites the power to compel you to connect to them only through an application with DRM that you can't break, denying you effective control over the software you use to communicate with them.

We can comprehend remote attestation as a general scheme to allow any web site to impose tivoization or “lockdown” on the local software you connect to it with. Simple tivoization of a program bars modified versions from functioning properly; that makes the program nonfree. Remote attestation by web sites bars modified versions from working with those sites that use it, which makes the program effectively nonfree when using those sites. If a computer allows web sites to bar you from using a modified program with them, it is loyal to them, not to you.

Neutrality towards data communicated

When the computer receives data using whatever protocol, it will not limit what the program can do with the data received through that communication.

Any hardware-level DRM violates this principle. For instance, the hardware must not deliver video streams encrypted such that only the monitor can decrypt them.

Debugability

The computer always permits you to analyze the operation of a program that is running.

Completeness

The principles above apply to all the computer's software interfaces and all communication the computer does. The computer must not have any disloyal programmable facility or do any disloyal communication.

For instance, the AMT functionality in recent Intel processors runs nonfree software that can talk to Intel remotely. Unless disabled, this makes the system disloyal.

For a computer to be fully at your service, it should come with documentation of all the interfaces intended for software running in the computer to use to control the computer. A documentation gap as such doesn't mean the computer is actively disloyal, but does mean there are some aspect of it that are not at your service. Depending on what that aspect does, this might or might not be a real problem.

We ask readers to send criticisms and suggestions about this definition to <computer-principles@gnu.org>.

History

Here is the list of substantive changes in this page.

BACK TO TOP


 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.