English [en]   català [ca]   français [fr]   русский [ru]  

Благодаря вам ФСПО в 2015 году стукнет 30! В будущем мы хотим делать еще больше для защиты прав пользователей компьютеров. Для старта в этом направлении мы ставим беспрецедентную цель собрать к 31 января 525000 долларов.

525к$
28% (145к)
Я в игре

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Авторское лево для непрограммной информации

Майкл Штуц

Во-первых, что такое авторское лево?

Статья “авторское лево” в хакерском толковом словаре Файл жаргона гласит:

авторское лево: [обыгрывает выражение “авторское право”] сущ. 1. Уведомление об авторских правах (“Стандартная общественная лицензия”), размещаемое в GNU Emacs и других программах Фонда свободного программного обеспечения, предоставляющее права повторного использования и воспроизведения всем присутствующим (но см. также Стандартный общественный вирус). 2. Вообще любое уведомление об авторских правах, предназначенное для достижения подобных целей.

Идея авторского лева была подана гиперхакером Ричардом Столменом в 1983 году, когда он организовал проект GNU. В двух словах, его целью было “разработать полную свободную операционную систему типа Unix”. Для достижения этой цели он придумал и записал Стандартную общественную лицензию GNU, юридическую конструкцию, включающую в себя уведомление об авторских правах, но добавил к нему (или, говоря формально, удалил определенные ограничения), так что его условия допускали сохранение свободы повторного использования, изменения и воспроизведения работы или производных от нее произведений для всех.

Обычное уведомление об авторском праве утверждает имущественные права и личность автора, а также предотвращает использование имя автора как автора искаженной версии произведения; оно также предотвращает преднамеренное искажение работы другими и предотвращает разрушение работы. Но оно также несет другие ограничения — например, ограничивает воспроизведение или изменение работы.

Авторское лево содержит обычное заявление об авторских правах, утверждающее имущественные права и личность автора. Однако затем оно отдает некоторые из других прав, подразумеваемые обычным уведомлением об авторских правах: в нем говорится, что вы не только вольны перераспространять это произведение, но также вольны изменять его. Однако вы не можете заявлять, ни что вы написали первоначальное произведение, ни что эти изменения были написаны кем-то другим. Наконец, производные произведения должны также попадать под эти условия.

Почему авторское лево важно и даже необходимо?

Некоторые ограничения авторского права — например, на распространение и модификацию — не очень полезны для “киберии” — “свободного, аполитичного, демократического сообщества”, в котором соединяется связанный сетями цифровой мир.

Когда есть компьютеры, другие могут легко делать точные копии цифрового произведения — и даже модифицировать или распространять дальше — без потерь в первоначальном произведении. При взаимодействии индивидуумов в киберии обмен информацией — с последующей реакцией и построениями на ее основе — не только естествен; это единственный для индивидуумов способ процветать в сообществе. По существу идея авторского лева составляет основу естественного распространения цифровой информации среди человеческих существ в обществе. Вот почему хрестоматийное представление об авторском праве в контексте киберии лишено смысла.

Простая публикация в качестве “общественного достояния” не подойдет, потому что кто-то попытается злоупотребить этим ради выгоды от лишения других свободы; до тех пор, пока мы живем в мире с правовой системой, в которой необходимы такие юридические абстракции, как авторское право, мы как сознательные деятели искусства и науки будем нуждаться в формальных юридических абстракциях авторского лева, которые гарантируют нашу свободу и свободу других.

Много литературы по этой теме было написано Столменом; подробности можно найти в отличных текстах, опубликованных Фондом свободного программного обеспечения.

Так чем плоха GNU GPL?

Она хороша! GNU GPL — это не только документ, представляющий значительную историческую и литературную ценность, но ее сегодня широко применяют для бесчисленных программ — тех, что формально входят в состав проекта GNU, и прочих. GNU GPL возникла для достижения конкретной цели обмена программами среди компьютерных программистов. Однако, если рассмотреть GPL подробно, оказывается, что ту же самую лицензию можно легко применять для непрограммной информации.

Документ можно поместить под авторское лево и на других или гораздо более простых условиях; не важно, является или нет GNU GPL конкретным средством для достижения этой цели, хотя GNU GPL, конечно, предоставляет наиболее явно выраженное (и каноническое) определение авторского лева.

Итак, как же применить авторское лево к своему непрограммному произведению?

Это просто. Хотя в конкретной ситуации может требоваться или напрашиваться своя собственная особая лицензия, возможно, сходная с GNU GPL, все, что замечание об авторском леве в действительности должно делать — это решить задачи, определенные выше в разделе “Во-первых, что такое авторское лево?”. Применять GNU GPL для помещения своей работы под авторское лево легко.

GNU GPL утверждает, что она “распространяется на любую программу или другое произведение, которое содержит уведомление, размещенное правообладателем, в котором говорится, что его можно распространять на условиях этой Стандартной общественной лицензии”, так что эта “программа”, таким образом, не обязательно является компьютерной программой — любое произведение любой природы, на которое может распространяться авторское право, можно с помощью GNU GPL поместить под авторское лево.

В GNU GPL упоминается “исходный текст” произведения; этот “исходный текст” будет означать разное для разных видов информации, но определение “исходного текста” — размещенное в GNU GPL — остается справедливым для всех случаев: “Исходный текст произведения — это форма произведения, предпочтительная для внесения в нее изменений”.

Уведомления, присоединяемые к работе, не всегда можно присоединить “к началу каждого файла исходного текста”, как рекомендует GNU GPL. В этом случае каталог, в котором находятся файлы, должен содержать уведомление, как и любая сопровождающая документация или литература.

Наконец, для непрограммных произведений строки с уведомлением об авторском праве, включаемые в начало “исходного текста” произведения, немного изменяют свою формулировку:

    <Одна строка с названием и кратким описанием работы.>
    Copyright (C) гггг  <имя автора>

    This information is free; you can redistribute it and/or modify it
    under the terms of the GNU General Public License as published by
    the Free Software Foundation; either version 2 of the License, or
    (at your option) any later version.

    This work is distributed in the hope that it will be useful,
    but WITHOUT ANY WARRANTY; without even the implied warranty of
    MERCHANTABILITY or FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE.  See the
    GNU General Public License for more details.

    You should have received a copy of the GNU General Public License
    along with this work; if not, write to the Free Software
    Foundation, Inc., 51 Franklin Street, Fifth Floor, Boston, MA 02110-1301, USA.

    (Эта информация свободна; вы можете перераспространять или изменять
    ее на условиях Стандартной общественной лицензии GNU, опубликованной
    Фондом свободного программного обеспечения; либо версии 2 лицензии, либо
    (по вашему желанию) любой более поздней версии.

    Эта работа распространяется с надеждой, что она будет полезна,
    но БЕЗО ВСЯКОЙ ГАРАНТИИ; даже без неявной гарантии
    ТОВАРНОГО ВИДА или ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ. Подробности см.
    в Стандартной общественной лицензии GNU.

    Вы должны были получить копию Стандартной общественной лицензии GNU
    вместе с этой работой; если нет, напишите в Фонд свободного программного
    обеспечения, Inc., 51 Franklin Street, Fifth Floor, Boston, MA 02110-1301, USA.

Что дальше?

Вот источники дальнейших сведений по авторскому леву, в особенности применительно к непрограммной информации:

Остальная часть этого сайта — сайт проекта GNU и канонический источник программ под авторским левом и свободно распространяемых программ.

Рам Самудрала написал Философию свободной музыки и создает музыку под авторским левом в составе группы “Туистид гелисис”.

В состав моих собственных непрограммных произведений под авторским левом входят тексты (литературные, критические, технические) и музыка.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   català [ca]   français [fr]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
30% (159K)
Count me in

Applying Copyleft To Non-Software Information

by Michael Stutz

First, what is Copyleft?

The entry for “copyleft” in the definitive hacker lexicon, the Jargon File, reads:

copyleft: /kop'ee-left/ [play on ‘copyright’] n. 1. The copyright notice (‘General Public License’) carried by GNU EMACS and other Free Software Foundation software, granting reuse and reproduction rights to all comers (but see also General Public Virus). 2. By extension, any copyright notice intended to achieve similar aims.

The idea of copyleft originated with über-hacker Richard Stallman in 1983 when he started the GNU Project. In brief, his goal was “to develop a complete free Unix-like operating system.” As part of that goal, he invented and wrote the GNU General Public License, a legal construct that included a copyright notice but added to it (or, technically, removed certain restrictions), so its terms allowed for the freedoms of reuse, modification and reproduction of a work or its derivatives to be kept for all.

Normal copyright asserts ownership and identification of the author, as well as prevents the use of the author's name as author of a distorted version of the work; it also prevents intentional distortion of the work by others and prevents destruction of the work. But it also carries other restrictions — such as restricting the reproduction or modification of a work.

Copyleft contains the normal copyright statement, asserting ownership and identification of the author. However, it then gives away some of the other rights implicit in the normal copyright: it says that not only are you free to redistribute this work, but you are also free to change the work. However, you cannot claim to have written the original work, nor can you claim that these changes were created by someone else. Finally, all derivative works must also be placed under these terms.

Why is Copyleft important, or even necessary?

Certain restrictions of copyright — such as distribution and modification — are not very useful to “cyberia,” the “free, apolitical, democratic community” that constitutes the internetworked digital world.

With computers, perfect copies of a digital work can easily be made — and even modified, or further distributed — by others, with no loss of the original work. As individuals interact in cyberia, sharing information — then reacting and building upon it — is not only natural, but this is the only way for individual beings to thrive in a community. In essence, the idea of copyleft is basic to the natural propagation of digital information among humans in a society. This is why the regular notion of copyright does not make sense in the context of cyberia.

Simple ‘public domain’ publication will not work, because some will try to abuse this for profit by depriving others of freedom; as long as we live in a world with a legal system where legal abstractions such as copyright are necessary, as responsible artists or scientists we will need the formal legal abstractions of copyleft that ensure our freedom and the freedom of others.

Much literature has been written on this subject by Stallman, and the details can be found in the excellent texts published by the Free Software Foundation.

So why isn't the FSF's GNU GPL good enough?

It is good enough! The GNU GPL is not only a document of significant historical and literary value, but it is in wide use today for countless software programs — those as formal part of the GNU Project and otherwise. The GNU GPL originated for the specific goal of sharing software among computer programmers. However, looking closely at the GPL, it appears that the same License can be easily applied to non-software information.

Alternately, a document can be copylefted under different, or much simpler terms; whether or not the GNU GPL is the specific means to the end is not the issue, although the GNU GPL certainly provides the most explicit (and canonical) definition of copyleft.

Ok, so how do I copyleft my non-software work?

It's simple. While a particular situation may require or inspire its own specific License, possibly similar to the GNU GPL, all that a copyleft notice must really do is fulfill the points as defined above in “First, what is Copyleft?”. Using the GNU GPL to copyleft your work is easy.

The GNU GPL states that it “applies to any program or other work which contains a notice placed by the copyright holder saying it may be distributed under the terms of this General Public License,” so this “Program,” then, may not necessarily be a computer software program — any work of any nature that can be copyrighted can be copylefted with the GNU GPL.

The GNU GPL references the “source code” of a work; this “source code” will mean different things for different kinds of information, but the definition of “source code” — provided in the GNU GPL — holds true in any case: “The source code for a work means the preferred form of the work for making modifications to it.”

The notices attached to the work can not always be attached “to the start of each source file,” as recommended by the GNU GPL. In this case, the directory that the files reside should contain a notice, as should any accompanying documentation or literature.

Finally, for non-software works the “copyright” line included at the start of the “source code” of the work is modified in language slightly:

    <one line to give the work's name and a brief idea of what it does.>
    Copyright (C) yyyy  <name of author>

    This information is free; you can redistribute it and/or modify it
    under the terms of the GNU General Public License as published by
    the Free Software Foundation; either version 2 of the License, or
    (at your option) any later version.

    This work is distributed in the hope that it will be useful,
    but WITHOUT ANY WARRANTY; without even the implied warranty of
    MERCHANTABILITY or FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE.  See the
    GNU General Public License for more details.

    You should have received a copy of the GNU General Public License
    along with this work; if not, write to the Free Software
    Foundation, Inc., 51 Franklin Street, Fifth Floor, Boston, MA 02110-1301, USA.

Where do I go from here?

Here are sources for further information on copyleft, especially as it is applied to non-software information:

The rest of this web site is the home of the GNU Project and is the canonical source for copyleft and freely-redistributable software.

Ram Samudrala wrote the Free Music Philosophy and creates copylefted music as the band Twisted Helices.

Some of my own non-software copylefted works include texts (literature, reviews, technical) and music.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top