English [en]   العربية [ar]   български [bg]   català [ca]   Česky [cs]   Deutsch [de]   ελληνικά [el]   español [es]   فارسی [fa]   français [fr]   hrvatski [hr]   Bahasa Indonesia [id]   italiano [it]   日本語 [ja]   한국어 [ko]   മലയാളം [ml]   norsk (bokmål) [nb]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   română [ro]   русский [ru]   Shqip [sq]   српски [sr]   svenska [sv]   українська [uk]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Обзор системы GNU

Операционная система GNU — это полная свободная программная система, совместимая снизу вверх с Unix. GNU означает “GNU — это не Unix”[1]. Ричард Столмен сделал “Первоначальное объявление” о проекте GNU в сентябре 1983 года. Более длинная версия под названием “Манифест GNU” была опубликована в марте 1985 года. Она была переведена на несколько других языков.

Название “GNU” было выбрано потому, что оно отвечало нескольким требованиям; во-первых, это было рекурсивное сокращение, означающее “GNU — это не Unix”, во-вторых, потому что это настоящее слово, и в-третьих, его забавно говорить (или петь).

Слово “свободная” относится к свободе, а не к цене. Может быть, вы заплатите за то, чтобы получить программы GNU, а может быть, и нет. В любом случае, как только вы получаете программу, вы получаете четыре особые свободы в ее использовании: свободу выполнять программу, как вам угодно; свободу копировать программу и раздавать ее знакомым или сотрудникам; свободу править программу, как вам угодно, имея полный доступ к исходному тексту; свободу распространять улучшенную версию и таким образом способствовать образованию сообщества. (Если вы перераспространяете программы GNU, вы можете брать плату за акт физической передачи копии или раздавать копии даром.)

Проект по разработке системы GNU называется проектом GNU. Проект GNU был задуман в 1983 году как способ возродить дух сотрудничества, преобладавший в компьютерном сообществе в былые дни — чтобы снова создать возможность сотрудничества, устранив преграды, установленные владельцами несвободных программ.

В 1971 году, когда Ричард Столмен начал свою карьеру в Массачусетском технологическом институте, он работал в группе, которая использовала исключительно свободные программы. Даже компьютерные компании нередко распространяли свободные программы. Программисты могли свободно сотрудничать друг с другом и часто так и поступали.

К восьмидесятым годам XX века почти все программы стали несвободными; это значит, что у них были владельцы, которые запрещали и предотвращали сотрудничество между пользователями. Это создало потребность в проекте GNU.

Операционная система нужна каждому пользователю компьютеров; если нет свободной операционной системы, вы не можете даже начать пользоваться компьютером, не обратившись к несвободному программному обеспечению. Поэтому первым пунктом на повестке дня свободного программного обеспечения, очевидно, должна была стать свободная операционная система.

Мы решили сделать операционную систему, совместимую с Unix, потому что ее устройство в целом было уже испытанным и переносимым, а также потому, что совместимость облегчает переход с Unix на GNU для пользователей Unix.

Операционная система типа Unix включает в себя ядро, компиляторы, редакторы, программы для форматирования текстов, почтовые программы, графические оболочки, библиотеки, игры и многое другое. Так что написание целой операционной системы — это очень большая работа. Мы начали в январе 1984 года. В октябре 1985 года был основан Фонд свободного программного обеспечения, первоначально для сбора фондов в поддержку разработки GNU.

В 1990 году мы уже нашли или написали все основные компоненты, кроме одного — ядра. В 1991 году Линус Торвальдс разработал Linux, ядро, сходное с Unix, которое стало свободной программой в 1992 году. Объединение Linux с почти законченной системой GNU дало полную операционную систему: систему GNU/Linux. Согласно оценкам, десятки миллионов людей сейчас используют системы GNU/Linux, обычно в виде дистрибутивов GNU/Linux. Основная версия Linux содержит сейчас “кляксы” c несвободными программами для устройств; активисты свободного программного обеспечения в настоящее время поддерживают измененную свободную версию Linux, называемую Linux-libre.

Однако проект GNU не ограничивается лишь базовой операционной системой. Наша цель — создание всего спектра программ, которые могут понадобиться многим пользователям. Это включает прикладные программы. Просмотрите “Каталог свободных программ”, чтобы ознакомиться со списком свободных приложений.

Мы также хотим предоставить программы пользователям, не являющимся специалистами по компьютерам. Поэтому мы разработали графическую рабочую среду (называемую GNOME), чтобы помочь начинающим пользоваться системой GNU.

Мы также хотим предоставить игры и другие программы для отдыха и развлечений. Множество свободных игр уже доступно.

Как далеко может пойти свободное программное обеспечение? Пределов нет, кроме случаев, когда законы, такие, как патентная система, запрещают свободные программы. Конечная цель — создание свободных программ для решения на компьютере любых задач, которые пользователи желают решать — и таким образом оставить несвободные программы в прошлом.

Примечания переводчиков

  1. “GNU's Not Unix”

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   العربية [ar]   български [bg]   català [ca]   Česky [cs]   Deutsch [de]   ελληνικά [el]   español [es]   فارسی [fa]   français [fr]   hrvatski [hr]   Bahasa Indonesia [id]   italiano [it]   日本語 [ja]   한국어 [ko]   മലയാളം [ml]   norsk (bokmål) [nb]   Nederlands [nl]   polski [pl]   português do Brasil [pt-br]   română [ro]   русский [ru]   Shqip [sq]   српски [sr]   svenska [sv]   українська [uk]   简体中文 [zh-cn]   繁體中文 [zh-tw]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
28% (145K)
Count me in

Overview of the GNU System

The GNU operating system is a complete free software system, upward-compatible with Unix. GNU stands for “GNU's Not Unix”. Richard Stallman made the Initial Announcement of the GNU Project in September 1983. A longer version called the GNU Manifesto was published in March 1985. It has been translated into several other languages.

The name “GNU” was chosen because it met a few requirements; first, it was a recursive acronym for “GNU's Not Unix”, second, because it was a real word, and third, it was fun to say (or Sing).

The word “free” in “free software” pertains to freedom, not price. You may or may not pay a price to get GNU software. Either way, once you have the software you have four specific freedoms in using it. The freedom to run the program as you wish; the freedom to copy the program and give it away to your friends and co-workers; the freedom to change the program as you wish, by having full access to source code; the freedom to distribute an improved version and thus help build the community. (If you redistribute GNU software, you may charge a fee for the physical act of transferring a copy, or you may give away copies.)

The project to develop the GNU system is called the “GNU Project”. The GNU Project was conceived in 1983 as a way of bringing back the cooperative spirit that prevailed in the computing community in earlier days—to make cooperation possible once again by removing the obstacles to cooperation imposed by the owners of proprietary software.

In 1971, when Richard Stallman started his career at MIT, he worked in a group which used free software exclusively. Even computer companies often distributed free software. Programmers were free to cooperate with each other, and often did.

By the 1980s, almost all software was proprietary, which means that it had owners who forbid and prevent cooperation by users. This made the GNU Project necessary.

Every computer user needs an operating system; if there is no free operating system, then you can't even get started using a computer without resorting to proprietary software. So the first item on the free software agenda obviously had to be a free operating system.

We decided to make the operating system compatible with Unix because the overall design was already proven and portable, and because compatibility makes it easy for Unix users to switch from Unix to GNU.

A Unix-like operating system includes a kernel, compilers, editors, text formatters, mail software, graphical interfaces, libraries, games and many other things. Thus, writing a whole operating system is a very large job. We started in January 1984. The Free Software Foundation was founded in October 1985, initially to raise funds to help develop GNU.

By 1990 we had either found or written all the major components except one—the kernel. Then Linux, a Unix-like kernel, was developed by Linus Torvalds in 1991 and made free software in 1992. Combining Linux with the almost-complete GNU system resulted in a complete operating system: the GNU/Linux system. Estimates are that tens of millions of people now use GNU/Linux systems, typically via GNU/Linux distributions. The principal version of Linux now contains non-free firmware “blobs”; free software activists now maintain a modified free version of Linux, called Linux-libre.

However, the GNU Project is not limited to the core operating system. We aim to provide a whole spectrum of software, whatever many users want to have. This includes application software. See the Free Software Directory for a catalogue of free software application programs.

We also want to provide software for users who are not computer experts. Therefore we developed a graphical desktop (called GNOME) to help beginners use the GNU system.

We also want to provide games and other recreations. Plenty of free games are already available.

How far can free software go? There are no limits, except when laws such as the patent system prohibit free software. The ultimate goal is to provide free software to do all of the jobs computer users want to do—and thus make proprietary software a thing of the past.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top