English [en]   français [fr]   русский [ru]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Финансирование искусства и финансирование программ

Ричард Столмен

Я предложил две новых системы финансирования деятелей искусства в мире, в котором мы легализовали обмен опубликованными работами, т.е. некоммерческое перераспространение точных копий. Один способ — сбор государством налогов на эти нужды и распределение денег между деятелями искусства пропорционально кубическому корню популярности каждого (измеряемой опросами населения). Другой — наличие в каждом проигрывателе кнопки “пожертвовать”, чтобы анонимно посылать небольшие суммы (например, по 50 центов для США) деятелям искусства, создавшим последнее из проигранных произведений. Эти средства переводились бы деятелям искусства, а не их издателям.

Часто меня спрашивают, почему я не предлагаю эти методы для свободных программ. На это есть причина: эти методы трудно приспособить к работам, которые свободны.

По моим представлениям, произведения, составленные для решения практических задач, должны быть свободны. Люди, применяющие их, заслуживают того, чтобы у них был контроль над работой, которую они выполняют, что требует контроля над произведениями, которыми они для этого пользуются, что требует четырех свобод (см. http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html). К произведениям для решения практических задач относятся образовательные материалы, справочные работы, рецепты, шрифты и, конечно, программы; эти произведения должны быть свободны.

Это рассуждение неприменимо к работам, выражающим мнение (таким, как эта) или к произведениям искусства, потому что они не составлены для того, чтобы с их помощью пользователи решали практические задачи. Таким образом, я не убежден, что эти работы должны быть свободны. Мы должны легализовать обмен ими и применение отрывков для создания совершенно новых произведений, но сюда не входит публикация их измененных версий. Отсюда следует, что для этих произведений мы можем назвать авторов. В каждом опубликованном произведении могут быть указаны авторы, а изменение этих сведений может быть незаконным.

Благодаря этому жизненно важному моменту предложенные мной системы финансирования становятся работоспособными. Это значит, что если вы проигрываете песню и нажимаете кнопку “внести пожертвование”, система может точно определить, кто должен получить ваше пожертвование. Подобным же образом, если вы участвуете в опросе, в котором определяется популярность, система будет знать, чью популярность нужно чуть-чуть увеличить, когда вы прослушали или скопировали эту песню.

Когда над одной песней работает несколько человек (например, несколько музыкантов и сочинитель), это происходит не случайно. Они знают, что они работают вместе, и они могут заранее решить, как поделить популярность, которую им впоследствии принесет эта песня — или воспользоваться обычными стандартными правилами. Этот случай не создает проблемы для тех двух предложений по финансированию, потому что однажды созданное произведение не изменяется другими людьми.

Однако в области свободных произведений у одной крупной работы могут быть сотни и даже тысячи авторов. Могут быть разные версии с различными перекрывающимися множествами авторов. Более того, вклады этих авторов различаются как по своему характеру, так и по величине. Из-за этого становится невозможным разделить популярность работы между авторами так, чтобы это можно было считать справедливым. Это не просто тяжелая работа; это не просто сложно. При решении этой проблемы возникают философские вопросы, на которые нет хороших ответов.

Рассмотрим, например, свободную программу GNU Emacs. Наши записи о вкладах в исходный текст GNU Emacs имеют пробелы в период, предшествующий началу применения нами системы контроля версий — до этого у нас были только записи об изменениях. Но представим себе, что у нас все-таки была бы каждая версия и мы могли бы точно определить, каков вклад в исходный текст каждого из сотен соразработчиков. Мы все равно были бы в тупике.

Если бы мы хотели измерять заслуги пропорционально числу строк программы (или это должны быть символы?), то это стало бы просто, как только мы решили бы, что делать со строкой, которая была написана разработчиком А, а потом изменена разработчиком Б. Но это предполагает, что каждая строка так же важна, как любая другая. Я уверен, что это не так — некоторые части текста выполняют более важные задачи, а другие — менее важные; некоторые части писать труднее, а другие легче. Но я не вижу способа дать количественную оценку этим различиям, и разработчики могли бы об этом спорить до бесконечности. Я, возможно, заслуживаю некоторой дополнительной благодарности за то, что написал первоначальную программу, а некоторые другие, возможно, заслуживают дополнительной благодарности за то, что написали после этого определенные важные дополнения, но я не вижу объективного способа дать количественную оценку. Я не могу предложить оправданного правила распределения популярности такой программы, как GNU Emacs.

Что касается того, чтобы попросить всех соразработчиков заключить соглашение, то тут нечего даже и пытаться. Их были сотни, и сегодня мы не смогли бы даже разыскать их всех. Они вносили вклад на протяжении 26 лет, и никогда не было момента, в который все эти люди решили бы работать вместе.

Мы, возможно, даже не знаем имен всех авторов. Если мы получали какой-то текст в дар от компаний, нам не нужно было спрашивать, какие лица писали этот текст.

А потом, как быть с ответвлениями и измененными вариантами GNU Emacs? Каждый представляет собой дополнительный случай, такой же сложный, но другой. Сколько заслуг такого варианта должно переходить к тем, кто работал над этим вариантом, а сколько первоначальным авторам программ, которые они взяли из других версий GNU Emacs, из других программ и так далее?

Вывод таков: нет способа, которым мы могли бы разделить заслуги за GNU Emacs и оправдать это чем-либо, кроме произвола. Но Emacs — не особый случай; это типичный случай. Те же самые проблемы встали бы для многих важных свободных программ и других свободных работ, таких как страницы Википедии.

По причине этих проблем я не предлагаю пользоваться этими двумя системами финансирования в таких сферах, как программы, энциклопедии и образование, где все произведения должны быть свободны.

Что имеет смысл в этих областях — это просить людей вносить пожертвования в проекты за работу, которую предлагают выполнить. Эта система проста.

Фонд свободного программного обеспечения собирает пожертвования двумя способами. Мы собираем общие пожертвования в поддержку работы фонда и приглашаем вносить целевые пожертвования на конкретные проекты. Так делают и другие организации по поддержке свободных программ.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   français [fr]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
30% (158K)
Count me in

Funding Art vs Funding Software

by Richard Stallman

I've proposed two new systems to fund artists in a world where we have legalized sharing (noncommercial redistribution of exact copies) of published works. One is for the state to collect taxes for the purpose, and divide the money among artists in proportion to the cube root of the popularity of each one (as measured by surveying samples of the population). The other is for each player to have a “donate” button to anonymously send a small sum (perhaps 50 cents, in the US) to the artists who made the last work played. These funds would go to artists, not to their publishers.

People often wonder why I don't propose these methods for free software. There's a reason for that: it is hard to adapt them to works that are free.

In my view, works designed to be used to do practical jobs must be free. The people who use them deserve to have control over the jobs they do, which requires control over the works they use to do them, which requires the four freedoms (see http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html). Works to do practical jobs include educational resources, reference works, recipes, text fonts and, of course, software; these works must be free.

That argument does not apply to works of opinion (such as this one) or art, because they are not designed for the users to do practical jobs with. Thus, I don't believe those works must be free. We must legalize sharing them, and using pieces in remix to make totally different new works, but that doesn't include in publishing modified versions of them. It follows that, for these works, we can tell who the authors are. Each published work can specify who its authors are, and changing that information can be illegal.

That crucial point enables my proposed funding systems to work. It means that if you play a song and push the “donate” button, the system can be sure who should get your donation. Likewise, if you participate in the survey that calculates popularities, the system will know who to credit with a little more popularity because you listened to that song or made a copy of it.

When one song is made by multiple artists (for instance, several musicians and a songwriter), that doesn't happen by accident. They know they are working together, and they can decide in advance how to divide up the popularity that song later develops—or use the standard default rules for this division. This case creates no problem for those two funding proposals because the work, once made, is not changed by others.

However, in a field of free works, one large work can have hundreds, even thousands of authors. There can be various versions with different, overlapping sets of authors. Moreover, the contributions of those authors will differ in kind as well as in magnitude. This makes it impossible to divide the work's popularity among the contributors in a way that can be justified as correct. It's not just hard work; it's not merely complex. The problem raises philosophical questions that have no good answers.

Consider, for example, the free program GNU Emacs. Our records of contributions to the code of GNU Emacs are incomplete in the period before we started using version control—before that we have only the change logs. But let's imagine we still had every version and could determine precisely what code contribution is due to each of the hundreds of contributors. We'd still be stuck.

If we wanted to give credit in proportion to lines of code (or should it be characters?), then it would be straightforward, once we decide how to handle a line that was written by A and then changed by B. But that assumes each line as important as every other line. I am sure that is wrong—some pieces of the code do more important jobs and others less; some code is harder to write and other code is easier. But I see no way to quantify these distinctions, and the developers could argue about them forever. I might deserve some additional credit for having initially written the program, and certain others might deserve additional credit for having initially written certain later important additions, but I see no objective way to decide how much. I can't propose a justifiable rule for dividing up the popularity credit of a program like GNU Emacs.

As for asking all the contributors to negotiate an agreement, we can't even try. There have been hundreds of contributors, and we could not find them all today. They contributed across a span of 26 years, and never at any time did all those people decide to work together.

We might not even know the names of all the authors. If some code was donated by companies, we did not need to ask which persons wrote that code.

Then what about the forked or modified variants of GNU Emacs? Each one is an additional case, equally complex but different. How much of the credit for such a variant should go to those who worked on that variant, and how much to the original authors of the code they got from other GNU Emacs versions, other programs, and so on?

The conclusion is that there is no way we could come up with a division of the credit for GNU Emacs and justify it as anything but arbitrary. But Emacs is not a special case; it is a typical example. The same problems would arise for many important free programs, and other free works such as Wikipedia pages.

These problems are the reasons I don't propose using those two funding systems in fields such as software, encyclopedias or education, where all works ought to be free.

What makes sense for these areas is to ask people to donate to projects for the work they propose to do. That system is simple.

The Free Software Foundation asks for donations in two ways. We ask for general donations to support the foundation's work, and we invite targeted donations for certain specific projects. Other free software organizations do this too.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top