English [en]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Против европейской Директивы о патентах на программы

Ричард Столмен и Ник Хилл

Директива о патентах на программы Европейского союза, против которой написана эта статья, в конце концов была отозвана ее же сторонниками после того, как она встретила сильное сопротивление. Однако впоследствии они нашли другой способ навязать патенты большей части Европы: мелким шрифтом в союзном патенте.

Перед вычислительной техникой стоит угроза захвата земель в стиле Дикого Запада. Самые большие и богатые компании при помощи государства получают незыблемый исключительный контроль над идеями, которые программисты сочетают, когда делают программу.

Зависимость нашего общества от информационной техники становится все сильнее. В то же время возрастает централизованный контроль и владение в сфере информационной техники, и мегакорпорации, которые закон облек властью над нашими компьютерами, могли бы отнять наши свободы и демократию. При фактической монополии над современными программами крупнейшие захватчики “земли” получат контроль над тем, что мы можем просить сделать свои компьютеры, и контроль над производством и распространением информации по сети с помощью монополий, которые Европейский союз им планирует дать.

Эти монополии — патенты, каждый из которых ограничивает применение одной или нескольких таких программных идей. Мы называем их “патентами на программы”, потому что они ограничивают то, что мы, программисты, можем заставлять программы делать. Как действуют эти монополии? Если вы желаете воспользоваться своим компьютером как текстовым процессором, он должен следовать инструкциям, которые указывают ему, как работать текстовым процессором. Это аналогично инструкциям, размещаемым в нотах, которые указывают оркестру, как исполнять симфонию. Эти инструкции не просты. Они составлены из тысяч более мелких инструкций, почти как последовательности нот или аккордов. Запись симфонии включает в себя сотни музыкальных идей, а компьютерная программа сочетает сотни и тысячи программных идей. Поскольку каждая идея абстрактна, нередко есть разные способы ее описания: стало быть, некоторые идеи могут патентоваться несколькими способами.

Пример США, где патенты на программы существовали с восьмидесятых годов XX века, показывает, как это может сказаться на развитии повседневных программ. Например, в США есть 39 заявок на монополию в отношении стандартного способа показа видеоизображения с помощью программной техники (формат MPEG 2).

Поскольку единая программа может сочетать вместе тысячи идей, а эти идеи произвольны по применимости и абстрактны по природе, писать программы может иметь смысл только тем, кто богат и у кого большой портфель программных монополий: у кого крепкие кулаки, чтобы отбиваться от претензий, которые могли бы утопить предприятие. В США средняя стоимость защиты от необоснованной патентной претензии составляет 1,5 миллиона долларов. Суды благоприятствуют богатым, так что даже если у небольшого предприятия есть несколько патентов, они ему не помогут.

В США заявки на программные патенты поступают с ужасающей быстротой. Если они станут законными в Европе, большинство этих патентов США распространится и на Европу. Вероятно, это будет иметь опустошающие последствия для развития программ в Европе — приведет к безработице, оскудению экономики, удорожанию эксплуатации компьютеров, снижению выбора и свободы конечного пользователя. Защитники патентов на программы в Европе и те, кому эти патенты, вероятно, будут выгодны,— это патентная бюрократия (расширение влияния на новые сферы жизни), патентные поверенные (новые заработки как со стороны истцов, так и со стороны ответчиков), а также такие компьютерные мегакорпорации, как IBM и Microsoft.

Впереди всех программных мегакорпораций стоит Microsoft. Даже когда часть Европейской комиссии расследует монополистическую практику Microsoft, другая часть планирует вручить ей нескончаемый ряд перекрывающихся двадцатилетних монополий. Билл Гейтс написал 16 мая 1991 года в своей записке “Трудности и стратегия”, что

Если бы люди понимали, как будут выдаваться патенты, когда делалось большинство сегодняшних изобретений, и получили бы патенты, сегодня отрасль находилась бы в полном застое. Выход... патентовать как можно больше... Будущие новые предприятия без собственных патентов будут вынуждены платить любые деньги, какие только им ни назначат гиганты.

Сегодня Microsoft надеется обратить патенты на программы в вечную монополию на многие области программирования.

Европейская комиссия утверждает, что предложенная ею директива по изобретениям, реализованным с помощью компьютера, не будет допускать патентов на программы. Но текст в действительности был написан Деловым программным альянсом, представляющим крупнейшие программистские компании (комиссия в этом не призналась — мы открыли это). Он содержит расплывчатые выражения, которые, как мы подозреваем, составлены, чтобы открыть дверь патентам на программы.

В тексте сказано, что патенты, связанные с компьютерами, должны вносить “технический вклад”; по заверению комиссии, это значит “отсутствие патентов на программы”. Но слово “технический” может трактоваться многими способами. Европейское патентное бюро уже регистрирует патенты на программы сомнительной юридической значимости вопреки управляющему им соглашению и учредившим его государствам. Руководствуясь этими словами, оно растянет их так, что станут возможными любого рода патенты на программы.

Арлен Маккарти, депутат Европарламента от Северо-восточной Англии, является ключевой фигурой, выдвигающей и ответственной за проект директивы. Те косметические изменения, которые она к настоящему времени внесла, ничего не делают для решения проблемы. Однако внесенная комиссией из культурных соображений поправка, в которой определяется термин “технический”, обнадежит британских и европейских разработчиков программ в том, что они не попадут под риск судебного разбирательства, просто написав и распространяя пакет программ.

Расплывчатые слова, предложенные мегакорпорациями, нужно заменить на ясные и четкие выражения. Выражения, которые будут гарантировать, что наше информационное будущее не будет подчинено интересам немногих богатых организаций.

Посетите, пожалуйста, http://www.softwarepatents.co.uk [архивировано], там вы узнаете подробности; а затем поговорите с депутатом Европарламента от вашего региона.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   español [es]   français [fr]   Nederlands [nl]   polski [pl]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
26% (138K)
Count me in

Opposing The European Software Patent Directive

by Richard Stallman and Nick Hill

The European Union software patent directive, which this 2003 article opposed, was ultimately dropped by its own supporters after facing lots of opposition. However, they later found another way to impose software patents on most of Europe: through fine print in the unitary patent.

The computer industry is threatened by a Wild West-style land grab. The biggest, richest companies are being assisted by governments to take unassailable exclusive control of the ideas that programmers combine to make a program.

Our society is becoming more dependent on information technology. At the same time, centralised control over and ownership of the information technology field is increasing, and mega-corporations with law-given dominion over our computers could take away our freedoms and democracy. With an effective monopoly on modern software, the largest grabbers of the “land” will have control over what we can ask our computers to do, and control over production and distribution of information on the net, through monopolies that the EU plans to give them.

The monopolies are patents, each one restricting use of one or several of these software ideas. We call them “software patents” because they restrict what we programmers can make software do. How do these monopolies work? If you wish to use your computer as a word processor, it must follow instructions that tell it how to act like a word processor. This is analogous to instructions found on a musical score, which tell an orchestra how to play a symphony. The instructions are not simple. They are made up of thousands of smaller instructions, much like sequences of notes and chords. A symphonic score embodies hundreds of musical ideas, and a computer program uses hundreds or thousands of software ideas. Since each idea is abstract, there are often different ways to describe it: thus, some ideas can be patented in multiple ways.

The US, which has had software patents since the 1980s, shows what this can do to development of everyday software. For example, in the US there are 39 monopoly claims over a standard way of showing video using software techniques (the MPEG 2 format).

Since a single piece of software can embody thousands of ideas together, and those ideas are arbitrary in scope and abstract in nature, writing software will only be worthwhile for those who are rich and have a large software monopoly portfolio: those with the war chest and clout to fight off claims that might otherwise sink a business. In the US, the average cost of defending against an invalid patent claim is $1.5 million. The courts favour the wealthy, so even when a small business gets a few patents, it will find them useless.

Software patents are being claimed at a tremendous rate in the US. If they become legal in Europe, most of those US patents will be extended to Europe also. This is likely to have a devastating effect on European software development—leading to job losses, a poorer economy, more expensive computer use, and less choice and less freedom for the end user. The advocates of software patents in Europe, and the probable beneficiaries of them, are the patent bureaucracy (more influence on more areas of life), patent lawyers (more business from both plaintiffs and defendants), and computer mega-corporations such as IBM and Microsoft.

Foremost among the software mega-corporations is Microsoft. Even as part of the European commission investigates Microsoft for monopolistic practices, another part is planning to hand it an unending series of overlapping 20-year monopolies. Bill Gates wrote in his Challenges and Strategy memo of May 16 1991 that

If people had understood how patents would be granted when most of today's ideas were invented and had taken out patents, the industry would be at a complete standstill today. The solution … is patenting as much as we can … A future start-up with no patents of its own will be forced to pay whatever price the giants choose to impose.

Today Microsoft hopes to parlay software patents into a permanent monopoly on many areas of software.

The European commission says its proposed directive on computer-implemented inventions will disallow software patents. But the text was actually written by the Business Software Alliance, which represents the largest software companies. (The commission didn't admit this—we detected it.) It contains vague words that we suspect are designed to open the door for software patents.

The text says that computer-related patents must make a “technical contribution”; the commission says that means “no software patents”. But “technical” can be interpreted in many ways. The European patent office is already registering software patents of dubious legal validity, defying the treaty that governs it and the governments that established it. Operating under those words, it will stretch them to allow all kinds of software patents.

Arlene McCarthy, MEP for north-west England, has been a key figure promoting and acting as rapporteur for this proposed directive. The cosmetic changes she has so far proposed do nothing to solve the problem. However, the cultural affairs commission's amendment that defines “technical” will assure British and European software developers that they will not risk a lawsuit simply by writing and distributing a software package.

The vague words drafted by the mega-corporations must be replaced with clear, decisive wording. Wording that will ensure that our information future will not be hijacked by the interests of a few rich organisations.

Please go to http://www.softwarepatents.co.uk [Archived Page] to learn more, and then talk with the MEPs from your region.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top