English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   polski [pl]   русский [ru]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Проблемы старых версий Общественной лицензии исходных текстов Apple (APSL)

Позиция ФСПО по вопросу старых версий APSL

У текущей версии Общественной лицензии исходных текстов Apple (APSL) нет ни одной из этих проблем. Вы можете прочесть о нашей текущей позиции по вопросу APSL в другом месте. Этот документ сохраняется здесь только в исторических целях.

Apple выпустила обновленную версию APSL (1.1), но она осталась неприемлемой. Они поменяли пункт о прекращении на пункт о “приостановлении”, но это по-прежнему приводит к плохим последствиям того же самого рода.

В январе 2001 года Apple выпустила другую версию, APSL 1.2. В этой версии устранены два критических недостатка, но один все еще остается: любая измененная версия, “эксплуатируемая” в организации, должна быть опубликована. В APSL 1.2 сделано два больших шага в направлении к лицензии свободных программ, но ей остается сделать один еще больший шаг для того, чтобы стать такой лицензией.

Ниже приводится первоначальный комментарий к первой версии APSL — версии 1.0.

Первоначальный комментарий к APSL

После изучения новой лицензии исходных текстов Apple, APSL, я пришел к заключению, что она не может быть лицензией свободных программ. В ней есть три критических недостатка, каждого из которых было бы достаточно, чтобы сделать программу менее чем свободной.

Неуважение к частной жизни

APSL не позволяет вам сделать измененную версию и пользоваться ею в своих собственных личных целях без публикации своих изменений.

Контроль из центра

Любой, кто выпускает (или даже применяет, кроме как в исследовательских целях) модифицированную версию, должен известить одну конкретную организацию, которой оказывается Apple.

Возможность отзыва в любой момент

В пункте о прекращении сказано, что Apple может отозвать эту лицензию и запретить вам продолжать пользоваться всеми или частью программ в любой момент, когда кто-нибудь выдвинет обвинение в нарушении патента или авторских прав.

Таким образом, если Apple решит не оспаривать сомнительный патент (или патент, применимость которого к данным программам сомнительна), у вас не будет возможности самим придти в суд, чтобы оспорить его, потому что вам пришлось бы оспаривать и авторские права Apple.

Особенно плох такой пункт о прекращении для пользователей вне США, поскольку он делает их косвенно уязвимыми по отношению к нездоровой патентной системе США и некомпетентного патентного бюро США, которые, как правило, не могли бы дотянуться до них в их собственных странах.

Любой из этих недостатков делает лицензию неприемлемой.

Если бы эти три недостатка были устранены, APSL была бы лицензией свободных программ с тремя серьезными практическими проблемами, напоминающими проблемы NPL:

Конечно, важнейшее различие между NPL и APSL состоит в том, что NPL является лицензией свободных программ. Эти проблемы имеют значение в случае с NPL, потому что в NPL нет критических недостатков. Если бы то же самое было верно для APSL!

Глубоко в основании APSL лежит утверждение, которое, если бы его приняли, распространило бы силу авторского права до опасных пределов: лицензия заявляет, что может устанавливать условия для того, чтобы просто выполнять программу. Насколько я понимаю, авторское право в США не допускает этого, кроме случаев, когда для этого применяется шифрование или диспетчер лицензий. Если бы неудачная попытка составления лицензии свободных программ привела к расширению сферы действия авторского права, это был бы чудовищный парадокс.

Кроме того, мы должны помнить, что только часть MacOS выпускается под APSL. Даже если бы критические недостатки были устранены, а практические проблемы решены, даже если из нее сделали бы очень хорошую лицензию свободных программ, это было бы совершенно бесполезно в отношении других частей MacOS, исходный текст которых не выпускается вообще. Мы не должны судить о всей компании только по части того, что она делает.

В целом я думаю, что действия Apple — это пример влияния возникшего год назад движения в поддержку “открытого исходного текста” — его планов привлечь деловые круги чисто материалистической задачей ускорения развития, оставляя в то же время в стороне более глубокие вопросы свободы, единства, сотрудничества и того, в какого рода обществе мы желаем жить.

Компания Apple в совершенстве овладела концепцией, которую выдвигают сторонники “открытого исходного текста”: “покажите пользователям исходный текст, и они помогут вам исправлять ошибки”. Чего Apple не поняла — или не приняла — это дух свободы программ: то, что мы формируем сообщество для сотрудничества на почве программного обеспечения.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   polski [pl]   русский [ru]  

Thanks to your support, 2015 marks 30 years of the FSF! In the next 30 years, we want to do even more to defend computer user rights. To kick off in that direction, we're setting our highest-ever fundraising goal of $525,000 by January 31st. Read more.

$525K
30% (160K)
Count me in

The Problems with older versions of the Apple Public Source License (APSL)

FSF Position on the Older Versions of APSL

The current version of the Apple Public Source License (APSL) does not have any of these problems. You can read our current position on the APSL elsewhere. This document is kept here for historical purposes only.

Apple released an updated version, 1.1, of the APSL but it remained unacceptable. They changed the termination clause into a “suspension” clause, but it still had the same kind of bad effects.

In January 2001, Apple released another version, APSL 1.2. This version fixes two of the fatal flaws, but one still remains: any modified version “deployed” in an organization must be published. The APSL 1.2 has taken two large steps towards a free software license, but still has one more large step to take before it qualifies.

Below, is the original commentary on the first version of the APSL, version 1.0.

Original APSL Commentary

After studying Apple's new source code license, the APSL, I have concluded that it falls short of being a free software license. It has three fatal flaws, any of which would be sufficient to make the software less than free.

Disrespect for privacy

The APSL does not allow you to make a modified version and use it for your own private purposes, without publishing your changes.

Central control

Anyone who releases (or even uses, other than for R&D) a modified version is required to notify one specific organization, which happens to be Apple.

Possibility of revocation at any time

The termination clause says that Apple can revoke this license, and forbid you to keep using all or some part of the software, any time someone makes an accusation of patent or copyright infringement.

In this way, if Apple declines to fight a questionable patent (or one whose applicability to the code at hand is questionable), you will not be able to have your own day in court to fight it, because you would have to fight Apple's copyright as well.

Such a termination clause is especially bad for users outside the US, since it makes them indirectly vulnerable to the insane US patent system and the incompetent US patent office, which ordinarily could not touch them in their own countries.

Any one of these flaws makes a license unacceptable.

If these three flaws were solved, the APSL would be a free software license with three major practical problems, reminiscent of the NPL:

Of course, the major difference between the NPL and the APSL is that the NPL is a free software license. These problems are significant in the case of the NPL because the NPL has no fatal flaws. Would that the same were true of the APSL.

At a fundamental level, the APSL makes a claim that, if it became accepted, would stretch copyright powers in a dangerous way: it claims to be able to set conditions for simply running the software. As I understand it, copyright law in the US does not permit this, except when encryption or a license manager is used to enforce the conditions. It would be terribly ironic if a failed attempt at making a free software license resulted in an extension of the effective range of copyright power.

Aside from this, we must remember that only part of MacOS is being released under the APSL. Even if the fatal flaws and practical problems of the APSL were fixed, even if it were changed into a very good free software license, that would do no good for the other parts of MacOS whose source code is not being released at all. We must not judge all of a company by just part of what they do.

Overall, I think that Apple's action is an example of the effects of the year-old “open source” movement: of its plan to appeal to business with the purely materialistic goal of faster development, while putting aside the deeper issues of freedom, community, cooperation, and what kind of society we want to live in.

Apple has grasped perfectly the concept with which “open source” is promoted, which is “show users the source and they will help you fix bugs”. What Apple has not grasped—or has dismissed—is the spirit of free software, which is that we form a community to cooperate on the commons of software.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top