English [en]   français [fr]   português do Brasil [pt-br]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Рекомендации GNU по общению в проекте

Ричард Столмен

Проект GNU поощряет вклад всех, кто желает содействовать развитию системы GNU, независимо от родовой идентификации, расы, этноса, физической внешности, религии, культурного опыта и любых других демографических характеристик, а также личных политических воззрений.

Иногда людей отталкивают от участия в развитии GNU определенные манеры общения, которые поражают их как недружелюбные, неприветливые, отвергающие или грубые. В особенности это влияет на людей из ущемленных слоев общества, но не только. Таким образом, мы просим всех участников прикладывать в обсуждениях проекта GNU сознательные усилия, чтобы общаться так, чтобы избегать такого результата — избегать практики, которая предсказуемо и без необходимости сопряжена с риском исключения каких-то участников.

Эти рекомендации предлагают конкретные способы достижения этой цели.

Предполагайте, что другие участники пишут с добрыми намерениями, даже если вы не согласны с тем, что они говорят. Когда люди представляют программы или текст как свою работу, допускайте, что это их работа. Не критикуйте людей за ошибки, которые они сделали только в вашем предположении; останавливайтесь на том, что они действительно говорят или действительно делают.

Задумывайтесь о том, как проявлять уважение к другим участникам, особенно когда вы с ними не согласны. Например, называйте их так, как они предлагают, и следуйте их предпочтениям касательно их родовой идентификации[1].

Не обращайтесь на повышенных тонах к другим участникам и особенно не переходите на личности. Старайтесь изо всех сил показать, что вы критикуете утверждение, а не человека.

Признавайте, что критика ваших утверждений не является проявлением враждебности к вам лично. Если вы чувствуете, что кто-то ведет себя в отношении вас агрессивно или оскорбляет ваше достоинство, не “давайте сдачи”. Это легко заводит в порочный круг обострения словесной агрессии. Смягчить ситуацию может личное сообщение, в котором ваши чувства выражаются как чувства, и предлагается мир. Напишите его, отложите на несколько часов или на день, пересмотрите его, чтобы в нем не осталось злости, и только тогда отправляйте.

Избегайте говорить о предполагаемых типичных пожеланиях, способностях или действиях каких-то слоев общества. Это может обидеть людей из этого слоя, кроме того, это всегда выходит из круга тем обсуждений проекта GNU.

Будьте особенно любезны с другими участниками, когда говорите об их ошибках. Программирование сопряжено со многочисленными ошибками, мы все их делаем — поэтому-то регрессионные тесты так полезны. Сознательные программисты делают ошибки, а затем исправляют их. Полезно показывать участникам, что несовершенство нормально, так что мы не обвиняем их в этом, и что мы ценим их несовершенный вклад, хотя надеемся, что они дополнят его, устраняя все найденные в нем проблемы.

Подобным образом, будьте любезны, когда указываете другим участникам, что им следует прекратить пользоваться определенными несвободными программами. Они должны освободить себя ради себя самих, но мы приветствуем их вклад в наши пакеты программ, даже если они не делают этого. Так что такие напоминания должны быть мягкими и не слишком частыми — не дергайте их постоянно за рукав.

Напротив, предположение, что другие пользуются несвободными программами, идет вразрез с основными принципами GNU, так что это недопустимо в обсуждениях проекта GNU.

Отвечайте на то, что действительно сказано людьми, а не на преувеличенные выражения их взглядов. Ваша критика не будет конструктивной, если она не направлена на действительные взгляды людей.

Если в обсуждении кто-то поднимает вопрос, уходящий за пределы обсуждаемой темы, оставайтесь в русле дискуссии, сосредотачиваясь на текущей теме и не отвлекаясь та этот вопрос. Он не обязательно плох или не интересен — просто он не должен мешать обсуждению текущей проблемы. В большинстве случаев он не отвечает тематике списка рассылки, так что заинтересованные лица должны обсуждать его в другом месте.

Если вы думаете, что поднятый вопрос важен и имеет непосредственное отношение к делу, выделите его в отдельное обсуждение, поправив поле “Тема”, и попробуйте дождаться конца текущего обсуждения.

Вместо того, чтобы стараться оставить последнее слово за собой, ищите точки, в которых ответ не нужен, например, потому что вы уже выразились достаточно ясно. Можно прибегнуть к аналогии с игрой го: когда ход другого игрока не достаточно силен, чтобы требовался прямой ответ, гораздо лучше не отвечать, а перейти куда-нибудь в другую часть доски.

Не отстаивайте неотступно свой предпочтительный план действий после того, как уже было принято решение о другом плане. Это затрудняет ход работы.

Если другие участники жалуются на ваш способ выражения мыслей, постарайтесь угодить им. Можно найти способы выразить те же аргументы, не создавая в то же время неудобств другим. Вам будет проще убедить их, если вы не станете злить их по второстепенным поводам.

Не поднимайте в обсуждениях проекта GNU не связанных с ним политических проблем, потому что это не входит в тематику списков рассылки. Проект GNU поддерживает только две политические позиции: (1) у пользователей должен быть контроль над своими собственными вычислениями (например с помощью свободных программ) и (2) поддержка основных прав человека в вычислительной технике. Мы не требуем, чтобы те, кто вносит свой вклад, соглашались с этими двумя позициями, но вы должны иметь в виду, что наши решения будут основаны на них.

Стараясь следовать этим рекомендациям, мы будем поощрять вклад в наши проекты, наши обсуждения будут более дружественными, и нам будет легче достигать выводов.

Примечание

  1. Следование предпочтениям людей об их родовой идентичности подразумевает, что на них не ссылаются способами, которые противоречат этой идентичности. Например, что не используются местоимения, которые противоречат этому.

НАВЕРХ

[Эмблема ФСПО]“Фонд свободного программного обеспечения (ФСПО) — некоммерческая организация, задачей которой является содействие свободе пользователей компьютеров по всему миру. Мы защищаем права всех пользователей программ”.

ВСТУПИТЬ МАГАЗИН

English [en]   fran├žais [fr]  

GNU Kind Communications Guidelines

by Richard Stallman

The GNU Project encourages contributions from anyone who wishes to advance the development of the GNU system, regardless of gender, race, religion, cultural background, and any other demographic characteristics, as well as personal political views.

People are sometimes discouraged from participating in GNU development because of certain patterns of communication that strike them as unfriendly, unwelcoming, rejecting, or harsh. This discouragement particularly affects members of disprivileged demographics, but it is not limited to them. Therefore, we ask all contributors to make a conscious effort, in GNU Project discussions, to communicate in ways that avoid that outcome—to avoid practices that will predictably and unnecessarily risk putting some contributors off.

These guidelines suggest specific ways to accomplish that goal.

Please assume other participants are posting in good faith, even if you disagree with what they say. When people present code or text as their own work, please accept it as their work. Please do not criticize people for wrongs that you only speculate they may have done; stick to what they actually say and actually do.

Please think about how to treat other participants with respect, especially when you disagree with them. For instance, call them by the names they use, and honor their preferences about their gender identity[1].

Please do not take a harsh tone towards other participants, and especially don't make personal attacks against them. Go out of your way to show that you are criticizing a statement, not a person.

Please recognize that criticism of your statements is not a personal attack on you. If you feel that someone has attacked you, or offended your personal dignity, please don't “hit back” with another personal attack. That tends to start a vicious circle of escalating verbal aggression. A private response, politely stating your feelings as feelings, and asking for peace, may calm things down. Write it, set it aside for hours or a day, revise it to remove the anger, and only then send it.

Please avoid statements about the presumed typical desires, capabilities or actions of some demographic group. They can offend people in that group, and they are always off-topic in GNU Project discussions.

Please be especially kind to other contributors when saying they made a mistake. Programming means making lots of mistakes, and we all do so—this is why regression tests are useful. Conscientious programmers make mistakes, and then fix them. It is helpful to show contributors that being imperfect is normal, so we don't hold it against them, and that we appreciate their imperfect contributions though we hope they follow through by fixing any problems in them.

Likewise, be kind when pointing out to other contributors that they should stop using certain nonfree software. For their own sake, they ought to free themselves, but we welcome their contributions to our software packages even if they don't do that. So these reminders should be gentle and not too frequent—don't nag.

By contrast, to suggest that others use nonfree software opposes the basic principles of GNU, so it is not allowed in GNU Project discussions.

Please respond to what people actually said, not to exaggerations of their views. Your criticism will not be constructive if it is aimed at a target other than their real views.

If in a discussion someone brings up a tangent to the topic at hand, please keep the discussion on track by focusing on the current topic rather than the tangent. This is not to say that the tangent is bad, or not interesting to discuss—only that it shouldn't interfere with discussion of the issue at hand. In most cases, it is also off-topic, so those interested ought to discuss it somewhere else.

If you think the tangent is an important and pertinent issue, please bring it up as a separate discussion, with a Subject field to fit, and consider waiting for the end of the current discussion.

Rather than trying to have the last word, look for the times when there is no need to reply, perhaps because you already made the relevant point clear enough. If you know something about the game of Go, this analogy might clarify that: when the other player's move is not strong enough to require a direct response, it is advantageous to give it none and instead move elsewhere.

Please don't argue unceasingly for your preferred course of action when a decision for some other course has already been made. That tends to block the activity's progress.

If other participants complain about the way you express your ideas, please make an effort to cater to them. You can find ways to express the same points while making others more comfortable. You are more likely to persuade others if you don't arouse ire about secondary things.

Please don't raise unrelated political issues in GNU Project discussions, because they are off-topic. The only political positions that the GNU Project endorses are (1) that users should have control of their own computing (for instance, through free software) and (2) supporting basic human rights in computing. We don't require you as a contributor to agree with these two points, but you do need to accept that our decisions will be based on them.

By making an effort to follow these guidelines, we will encourage more contribution to our projects, and our discussions will be friendlier and reach conclusions more easily.

Footnote

  1. Honoring people's preferences about gender identity includes not referring to them in ways that conflict with that identity. For instance, not to use pronouns for them that conflict with it. There are several ways to avoid that; one way is to use gender-neutral pronouns, since they don't conflict with any possible gender identity. One such pronoun is singular use of “they.” Another is “ person.”

BACK TO TOP


 [FSF logo] “The Free Software Foundation (FSF) is a nonprofit with a worldwide mission to promote computer user freedom. We defend the rights of all software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation.