English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]   українська [uk]  

Конференция по GNU Health  18-20 ноября, Лас-Пальмас, Испания #GNUHealthCon2016

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Да, раздавать

Ричард Столмен

Ричард Столмен написал этот текст, найденный в файле, датированном маем 1983 года, хотя неясно, был ли текст написан в то время или ранее. В мае 1983 года он вынашивал планы разработки свободной операционной системы, но он к тому времени, возможно, еще не принял решения сделать ее системой типа Unix, а не подобием машины-Лиспа Массачусетского технического института.

Он еще не провел различия между двумя значениями слова “free”; это сообщение формулируется в терминах бесплатных копий, но подразумевает, что это означает также, что у пользователей есть свобода.

Одна из важнейших побудительных причин для свободной раздачи программ — дать пользователям возможность править их. Это позволяет им извлекать из программ больше пользы, а также поощряет их и позволяет им вносить вклад в работу над программой. Более того, они развивают в себе самостоятельность, уверенность и чувство ответственности.

Я часто слышал, будто американцы считают, что если что-то бесплатно, то оно ни на что не годно. Может быть, они так считают, но это не рационально. У людей есть право быть невротиками, но мы не должны это поощрять. Между тем раздача программ не подразумевает, что они “считаются ни на что не годными” только потому, что какие-то мазохисты могли бы сделать вывод, что программы ни на что не годны.

Пользователи не стали бы править программу, если бы та никуда не годилась; они правят ее потому, что в измененном виде она для них полезнее. Некоторая централизованная поддержка тоже полезна, но это можно делать, не связывая пользователям руки.

У меня большой опыт обмена программами, в которые пользователи вносили изменения. Я нахожу, что

  1. мало кто считает EMACS никуда не годным
  2. пользователи помногу правят EMACS
  3. изменения пользователей вносят вклад в развитие EMACS
  4. централизованная поддержка EMACS продолжается

Я подходил к пользователям в неэксплуататорском духе сотрудничества, и они отвечали энтузиазмом и сотрудничеством. Когда им говорят, что ограничения налагаются, чтобы совладать с их неврозом или потому что их заранее считают некомпетентными, они чувствуют справедливое негодование. Они также склонны в результате становиться некомпетентными невротиками.

К НАЧАЛУ


[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]   українська [uk]  

GNU Health Conference  Nov 18-20, Las Palmas, Spain #GNUHealthCon2016

Yes, Give It Away

by Richard Stallman

Richard Stallman wrote this text, which was found in a file dated May 1983, though it is not clear whether it was written then or earlier. In May 1983 he was privately considering plans to develop a free operating system, but he may not yet have decided to make it a Unix-like system rather than something like the MIT Lisp Machine.

He had not yet conceptually distinguished the two meanings of “free;” this message is formulated in terms of gratis copies, but take for granted that this means users also have freedom.

One of the important reasons for giving software away free is to enable the users to change it. This allows them to make better use of it, and also encourages and enables them to contribute to the effort. Furthermore, they develop self-reliance, confidence, and a sense of responsibility.

I've often heard that Americans will think something is worthless if it's free. It might be true, but it's not rational. People have a right to be neurotic but we should not encourage this. In the mean time, giving software away is not “treating it as worthless” just because some masochists might conclude it was worthless.

Users would not change software if it were worthless; rather, because it is worth more to them as changed than before. Some central maintenance is also useful, but there are other ways to provide for this aside from hassling the users.

I have a lot of experience with sharing software and having the users change it. I find that

  1. there is little tendency to believe EMACS is worthless
  2. users change EMACS a lot
  3. users' changes contribute to EMACS development
  4. centralized maintenance of EMACS continues

I approached users in a non-manipulative cooperative spirit, and they reacted enthusiastically and cooperatively. When told that restrictions are being imposed to trick their neuroses or because they are assumed in advance to be incompetent, they feel justifiable resentment. They also tend to become incompetent and neurotic as a result.


 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.