English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   日本語 [ja]   polski [pl]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Проблемы HESSLA

Лицензионное соглашение улучшенного исходного текста хактивизма (HESSLA) — лицензия исходного текста программ, в которой пытаются налагать ограничения этического порядка на использование и модификацию программы. Поскольку лицензия ограничивает то, для каких работ можно применять программу, и ограничивает существенным образом то, какие работы могут выполнять измененные версии программы, это не лицензия свободных программ. Парадоксальным результатом является то, что сообщество людей, которые, по-видимому, сочувствуют целям HESSLA, не может работать над программами, выпускаемыми под HESSLA, без нарушения ее принципов.

Ограничения HESSLA запрещают конкретные неоправданные виды деятельности: нарушения прав человека и введение функций слежки за пользователем. Кто-то мог бы спросить, почему бы нам не объявить исключение для этих конкретных ограничений — почему мы придерживаемся общего правила отказа от всех ограничений на применение и функциональность измененных версий?

Если бы мы собирались сделать исключение из наших принципов свободных программ, мы сделали бы его именно здесь. Но это было бы ошибкой: это нанесло бы ущерб движению за свободные программы и ничего не достигло. Попытки предотвратить эту конкретную деятельность с помощью лицензии на программы были бы либо излишни, либо безуспешны.

В отношении измененных версий ограничения HESSLA излишни. В общем и целом GNU GPL является достаточной защитой против функций, нарушающих конфиденциальность, потому что лицензия гарантирует, что кто-то может взять исходный текст, найти шпионскую функцию и опубликовать улучшенную версию программы, в которой этой функции нет. Тогда пользователи могут перейти на ту версию, если не хотят, чтобы кому-то передавали их личные данные.

Что касается запрета применять программу правительствам, которые нарушают права человека, то это, скорее всего, будет безуспешно. Они пользуются многими другими программами. Кроме того, лицензия исходного текста на базе авторского права (во всяком случае, в США) не может ограничивать применения программы; такое ограничение все равно неосуществимо. В то же время государство может просто решить, что на них ограничение не распространяется.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   日本語 [ja]   polski [pl]   русский [ru]  

The HESSLA's Problems

The Hacktivismo Enhanced-Source Software License Agreement (HESSLA) is a software source license that tries to put restrictions of ethical conduct on use and modification of the software. Because it restricts what jobs people can use the software for, and restricts in substantive ways what jobs modified versions of the program can do, it is not a free software license. The ironic result is that the community of people most likely to feel sympathy for the goals of the HESSLA cannot contribute to HESSLA-covered software without violating its principles.

The restrictions in the HESSLA prohibit specific activities that are inexcusable: violations of human rights, and introduction of features that spy on the user. People might ask why we do not declare an exception for these particular restrictions—why do we stick to the general policy of rejecting all restrictions on use and on the functionality of modified versions?

If we were ever going to make an exception to our principles of free software, here would be the place to do it. But it would be a mistake to do so: it would do harm to free software movement and would achieve nothing. Trying to stop those particular activities with a software license is either unnecessary or ineffective.

In regard to modified versions, the HESSLA's restrictions are unnecessary. The GNU GPL is, in general, sufficient protection against privacy-violating features, because it ensures that someone can get the source code, find the spyware feature, and publish an improved version of the software which does not have the feature. Users can then switch to that version if they don't want their personal information to be reported.

As for restricting the use of the software by governments that violate human rights, this is likely to be ineffective. There are many other programs they can use. Also, at least under US law, a copyright-based source license can't restrict use of the program; such a restriction is not enforcible anyway. Meanwhile, they can simply decide they are exempt from the restrictions.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top