English [en]   العربية [ar]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   한국어 [ko]   മലയാളം [ml]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]   Shqip [sq]   Türkçe [tr]  

Противодействие HACIENDA

Хакеры GNU открыли свой слет разоблачением программы глобальной слежки HACIENDA с предложением по противодействию ей с помощью скрытных служб TCP. Посмотрите доклад! [подробности]

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

15 лет свободного программного обеспечения

Ричард М. Столмен

Только что исполнилось 15 лет от начала движения за свободные программы и проекта GNU. Мы прошли длинный путь.

В 1984 году пользоваться современным компьютером было невозможно без установки несвободной операционной системы, которую вам приходилось получать по ограничительной лицензии. Никому не было позволено свободно обмениваться программами со своими собратьями-пользователями компьютеров, и почти никто не мог править программы под свои собственные нужды. Владельцы программ воздвигли стены, чтобы отделить нас друг от друга.

Проект GNU был основан, чтобы изменить все это. Его первая цель — разработка переносимой операционной системы, совместимой с Unix, которая была бы на 100% свободной. Не на 95% свободной, не на 99,5%, а на 100% — так что пользователи были бы вольны перераспространять всю систему, править ее и вносить вклад в любую ее часть. Название системы, GNU, представляет рекурсивное сокращение “GNU — не Unix” — способ отдать дань техническим идеям Unix, говоря в то же время, что GNU — это нечто другое. С технической точки зрения GNU сходна с Unix. Но, в отличие от Unix, GNU дает своим пользователям свободу.

Потребовалось много лет работы сотен программистов, чтобы разработать эту операционную систему. Некоторым платил Фонд свободного программного обеспечения и компании по разработке свободных программ; большинство работало на общественных началах. Несколько из них стали знаменитыми; большинство известны только среди своих коллег — других хакеров, пользующихся или работающих над их программами. Все вместе они помогли освободить потенциал компьютерной сети для всего человечества.

В 1991 году был разработан последний крупный существенный компонент системы типа Unix: Linux, свободное ядро, написанное Линусом Торвальдсом. Сегодня сочетание GNU и Linux применяется миллионами людей по всему миру, и популярность его растет. В этом месяце мы объявили о выпуске 1.0 GNOME, графической рабочей среды GNU, которая, как мы надеемся, сделает пользование системой GNU/Linux таким же легким, как пользование любой другой операционной системой.

Но наша свобода не гарантирована на вечные времена. Мир не стоит на месте, и мы не можем рассчитывать на то, что через пять лет у нас будет свобода уже потому, что она есть у нас сегодня. Свободные программы сталкиваются с большими трудностями и опасностями. Чтобы сохранять нашу свободу, потребуются упорные усилия, точно так же, как это требовалось для того, чтобы хотя бы получить свободу. А пока операционная система только начинается — теперь нам нужно добавлять свободные приложения, чтобы обслужить весь спектр задач, которые хотят решать пользователи.

В будущих статьях я напишу о конкретных трудностях, с которыми сталкивается сообщество свободного программного обеспечения, и других вопросах, касающихся свободы пользователей компьютеров, а также о переменах, сказывающихся на операционной системе GNU/Linux.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   العربية [ar]   Deutsch [de]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   한국어 [ko]   മലയാളം [ml]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]   Shqip [sq]   Türkçe [tr]  

BREAKING: Knocking Down The HACIENDA

GNU hackers opened the GHM by revealing the offensive HACIENDA global surveillance program for TWD, and how to knock it down with stealth TCP services! Watch it now! [more]

15 Years of Free Software

by Richard M. Stallman

It is now just over 15 years since the beginning of the Free Software Movement and the GNU Project. We have come a long way.

In 1984, it was impossible to use a modern computer without installing a proprietary operating system, which you would have to obtain under a restrictive license. No one was allowed to share software freely with fellow computer users, and hardly anyone could change software to fit his or her own needs. The owners of software had erected walls to divide us from each other.

The GNU Project was founded to change all that. Its first goal: to develop a Unix-compatible portable operating system that would be 100% free software. Not 95% free, not 99.5%, but 100%—so that users would be free to redistribute the whole system, and free to change and contribute to any part of it. The name of the system, GNU, is a recursive acronym meaning “GNU's Not Unix”—a way of paying tribute to the technical ideas of Unix, while at the same time saying that GNU is something different. Technically, GNU is like Unix. But unlike Unix, GNU gives its users freedom.

It took many years of work, by hundreds of programmers, to develop this operating system. Some were paid by the Free Software Foundation and by free software companies; most were volunteers. A few have become famous; most are known mainly within their profession, by other hackers who use or work on their code. All together have helped to liberate the potential of the computer network for all humanity.

In 1991, the last major essential component of a Unix-like system was developed: Linux, the free kernel written by Linus Torvalds. Today, the combination of GNU and Linux is used by millions of people around the world, and its popularity is growing. This month, we announced release 1.0 of GNOME, the GNU graphical desktop, which we hope will make the GNU/Linux system as easy to use as any other operating system.

But our freedom is not permanently assured. The world does not stand still, and we cannot count on having freedom five years from now, just because we have it today. Free software faces difficult challenges and dangers. It will take determined efforts to preserve our freedom, just as it took to obtain freedom in the first place. Meanwhile, the operating system is just the beginning—now we need to add free applications to handle the whole range of jobs that users want to do.

In future columns, I will be writing about the specific challenges facing the free software community, and other issues affecting freedom for computer users, as well as developments affecting the GNU/Linux operating system.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top