English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   hrvatski [hr]   日本語 [ja]   polski [pl]   русский [ru]   Shqip [sq]   українська [uk]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Об операционной системе GNU

[Другие исторические и общеинформационные статьи о GNU.]

Ричард Столмен (rms) в 1983 году начал писать GNU как операционную систему, которая будет собрана воедино людьми, которые вместе трудятся над тем, чтобы у всех пользователей программ была свобода контролировать свои вычисления. rms остается генеральным GNUзотёром и по сей день.

Первичная и неизменная цель GNU — получить совместимую с Unix операционную систему, которая была бы на 100% свободной. Не на 95% свободной, не на 99,5%, а на 100%. Название системы, GNU — это рекурсивное сокращение, означающее “GNU — не Unix“[1] — способ отдать должное техническим идеям Unix, говоря в то же время, что GNU — это что-то другое. Технически GNU сходна с Unix. Но в отличие от Unix GNU дает своим пользователям свободу.

Сегодня есть Полностью свободные дистрибутивы систем, которые достигли этой цели; многие из них используют в качестве ядра Linux-libre (связь между GNU и Linux (ядром) более полно описана в другом месте). Пакеты GNU спроектированы так, чтобы работать друг с другом, чтобы мы могли получить функционирующую систему GNU. Оказалось, что они также служат общим “первоисточником” для многих дистрибутивов, так что помощь в поддержке пакетов GNU является вкладом в сообщество свободного программного обеспечения в целом. Естественно, работа над GNU продолжается с целью создания системы, дающей наибольшую свободу пользователям компьютеров. Пакеты GNU включают в себя прикладные программы, ориентированные на пользователя, утилиты, средства разработки, библиотеки и даже игры — все программы, которые со стороны операционной системы было бы полезно предложить пользователям. GNU с радостью принимает новые пакеты.

Тысячи людей присоединились, чтобы сделать GNU такой удачной, какой она является сегодня. Есть много способов помочь в технических и нетехнических работах. Разработчики GNU время от времени собираются на встречах хакеров GNU, которые иногда проходят в рамках более крупных конференций сообщества свободного программного обеспечения Свободной планеты.

Поддержка GNU с нескольких сторон оказывалась Фондом свободного программного обеспечения, некоммерческой организацией, которую основал тоже rms для популяризации идеалов свободного программного обеспечения. Кроме прочего, ФСПО принимает документы о передаче и отказе от авторских прав, чтобы фонд мог представлять в суде программы GNU. (Для ясности: чтобы добавить программу в GNU, не требуется передавать авторские права фонду. Если вы их передадите, фонд будет работать над охраной GPL в отношении программы, если кто-то нарушит GPL; если вы удержите авторские права, эти вопросы вы будете решать сами.)

Конечная цель — получить свободные программы для всех задач, которые хотят решать пользователи компьютеров — и таким образом оставить несвободные программы в прошлом.

Примечания переводчиков

  1. GNU's Not Unix

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   Deutsch [de]   français [fr]   hrvatski [hr]   日本語 [ja]   polski [pl]   русский [ru]   Shqip [sq]   українська [uk]  

Meet the GNU contributors in person at the GNU Hackers' Meeting!

The 8th GNU Hackers' Meeting takes place in Munich, Germany from 15–17 August 2014. It spans three days, and comprises talks about new GNU programs, status of the GNU system and news from the free software community.

Register now to secure your place.

About the GNU Operating System

[Other historical and general articles about GNU.]

GNU was launched by Richard Stallman (rms) in 1983, as an operating system which would be put together by people working together for the freedom of all software users to control their computing. rms remains the Chief GNUisance today.

The primary and continuing goal of GNU is to offer a Unix-compatible system that would be 100% free software. Not 95% free, not 99.5%, but 100%. The name of the system, GNU, is a recursive acronym meaning GNU's Not Unix—a way of paying tribute to the technical ideas of Unix, while at the same time saying that GNU is something different. Technically, GNU is like Unix. But unlike Unix, GNU gives its users freedom.

Completely free system distributions (“distros”) meeting this goal are available today, many using the Linux-libre kernel (the relationship between GNU and the Linux kernel is described more fully elsewhere). The GNU packages have been designed to work together so we could have a functioning GNU system. It has turned out that they also serve as a common “upstream” for many distros, so contributions to GNU packages help the free software community as a whole. Naturally, work on GNU is ongoing, with the goal to create a system that gives the greatest freedom to computer users. GNU packages include user-oriented applications, utilities, tools, libraries, even games—all the programs that an operating system can usefully offer to its users. New packages are welcome.

Thousands of people have joined in to make GNU the success it is today, and there are many ways to contribute, both technical and non-technical. GNU developers gather from time to time in GNU Hackers Meetings, sometimes as part of the larger free software community LibrePlanet conferences.

GNU has been supported in several ways by the Free Software Foundation, the nonprofit organization also founded by rms to advocate free software ideals. Among other things, the FSF accepts copyright assignments and disclaimers, so it can act in court on behalf of GNU programs. (To be clear, contributing a program to GNU does not require transferring copyright to the FSF. If you do assign copyright, the FSF will enforce the GPL for the program if someone violates it; if you keep the copyright, enforcement will be up to you.)

The ultimate goal is to provide free software to do all of the jobs computer users want to do—and thus make proprietary software a thing of the past.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top